Полный текст статьи
Печать

Глобализиция - явление обьективное, поэтому важна стратегия государства, учитывающая принципы и условия, при которых возрастают позитивные результаты данного явления.[1]На  данный момент высшее образование соединяясь с мировой волной экономики,  глобализации, концепцией, системой, формой и моделью управления находится на небывалых высотах  и широтах качества,  порождая всесторонее глубокое воздействие. На фоне глобализации в российской системе высшего образования произошли  серьезные изменения. Глобализация поспособствовала внедрению инноваций в систему высшего образования РФ. Современный прогресс неизбежно будет оказывать влияние,а эпоха глобализации для системы российского высшего образования выдвигает ряд новых требований.  Я считаю данные требование отражены в нижечледующих аспектах.

1. Экономическая глобализация требует в системе управления высшим образованием повышения маркетинговой ориентации, ускорение системы интеграции. Сущностью экономической глобализации является реализация  общемирового маркетингово механизма. Основное требование в системе  управления высшего образования - это повышение маркетингово ориентирования.  Экономияечкая глобализация реализовала маркетинговую реформу в области высшего образования, тем самым плотно скрепив взаимоотношения высшего образования и маркетизации. Маркетизация в высшем образовании выражается в основных тенденциях: Правительство изменяет способ ассигнований  для высших школ, вводит механизм конкуренции; введение частного капитала;  развитие частного высшего образования.

2. Культурное разнообразие требует открытости и толерантности в философии управления высшим образованием, а так же внедрения собственных разработок. На сегодняшний день Россия больше не развивает систему высшего образования как закрытую систему, точно так же как и другие страны бывшего СНГ. Присоединившись к Болонскому процессу,  Россия вместе с остальными странами стала  строить и развивать открытую систему высшего образования. Тем не менее, культурный плюролизм по- прежнему нуждается в инновациях одновременно с неформальным объединением национальной особенностей каждой из стран, в философии управления высшим образованием модель и система самостоятельных инноваций  способствуют формированию особенного коллорита русского национального характера.

3. Информационное требование к менеджменту в системе высшего

образования - это эффективность и прозрачность; методы обучения должны постоянно обновляться. Интернет принес социуму сегодняшние информационные технологии и методы, сделав  модель управления высшим образованием более эффективной и прозрачной, так же предоставил средства в целях повышения качества высшего  образования.

4. Децентрализация высшего образования требует уменьшить вмешательство  в систему управления высшим образованием, повышая автономию высшей школы. В России это выглядит таким образом: сократить вмешательство централизованной власти в систему управления высшего  образования;  укрепление позиций  местного самоуправления в области высшего образования. Повышени и расширение автономной власти в системе управления высших школ.

 Безусловно, экономическая глобализация является важным фоном для модернизации реформы российского высшего образования. Существует ряд конкретных причин для реформы и модернизации российского высшего образования. Мы не можем игнорировать особый характер российских реформ и модернизации системы высшего образования. Эта особенность является утвержденным наследием отечественной политической среды и прошлой системы российского высшего образования. После распада СССР,  политическая, экономическая и социальные среды в России потерпели глубокие изменения. В политике после однопартийной диктатуры советской эпохи, "централизованного феодализма", Россия перешла на систему " презедентской централизации ". В экономике был произведен переход к рыночной системе , хотя нельз сказать что этот пусть сразу стал успешным,  он перенес много трудностей и неудач. Но остановить темп рыночной и экономической реформ- невозможно, поэтому для комфортной адаптации высшего образовани к изменения рынкаи экономического развития,  но и своевременного реагирования и удовлетворения потребностей национального развития.

Внутренние причины модернизации российского высшего образования, а так же требования российского высшего образования к собственной модернизации.

 Следует признать что в первый период существования СССР централизация высшего образования имела положительную тенденцию,  но с окончанием холодной войны бурное развитие мировой экономики и укрепление общемировых связей,  централизованная система управления высшим образованием не могла продолжать гармонично развиваться наравне со временем,  к тому же накопилось множество недостатков. Наличие таких недостатков стало требованием к реформированию системы российского высшего образования. Российский ученый В.И.Иванов прошлой системе высшего образования дал нижеследующую оценку" советская практика образования представляла собой централизованную систему управления,  которая была очень громоздкой, вялой и негибкой. ТАКА система тормозит внедрение инноваций,  не развивает, а наоборот производит застойные процессы".[2]Поэтому, на самом деле, высшее образование Российской федерации стремится к модернизации и реформированию системы.

Реформальные меры  модернизации российского высшего образования.

4 октября 2000 года российское правительство утвердило постановление " Национальная доктрина образования Российской федерации". В рамках национальной политики под девизом " возрождение национального образования и достижение модернизации" подтверждается приоритет образования,  четко выдвинуты принципы и сформирована стратегия развития образования.[3]В 2001 году российский государственный комитет " Образовательная политика России на современном этапе " предложил значительно увелитьь инвестирование в сферу образования и усилить содействие по модернизации образовательного процесса.[4] В 2002 году российскиу президент В.В.Путин на седьмом съезде ректоров отметил, что главной задачей российского высшего образования является достижение модернизации образования.[5]В 2002 году российское федеральное правительство издало постановление " структура модернизации высшего образования Российской федерации до 2010 года".[6]Сегодня релиация реформ модернизации  российского высшего образования происходит при поддержки политики и законодательства РФ. По реформированию высшего образования были приняты следующие меры:

1. Введение рыночных механизмов.

Маркктизация является довольно привлекательным выбором для модернизации реформ российского высшего образования. Система образования с централизованным характером управления,преобразовалась в рыночную систему ориентирования на социальные группы. Этот период является основной стратегией реформирования образования в России под названием" толчок от политикиа рынку".[7]

А. Расширение общественных связей. По мере того как центральное правительство уменьшало материальную помощь высшему образованию, тем самым усилив маркетизацию высшего образования в условиях рыночной экономики; неизбежная тенденция функционирования национального высшего образования; социальное ориентирование на рынок; расширенное социального участия.[8]Произошел переход от школ с государственным управлением к национальному и социальному управлению в учебных заведениях, считается одним из самых значительных изменений в сфере управления российского высшего образования. В 1996 году после внесения поправок в закон " о федеральном образовании" глава 1 пункт 2 предусматривает один из принципов государственной политики в сфере образования является,  демокатияесуий характер; в управлении образованием государство как автономна структура и образовательное учереждение.[9]Это положение четко показывает потребность в привлечении общественных сил в управление школами,  а так же  повышению открытости образовательных учереждений, школа из одного образовательного департамента будет переквалифицированна, не только как государственный, а так же как социальный департамент. Это и является одним из основных направлений в управлении российским образованием. В 1997 году российская академия образования в разделе основные тенденции области образования, и вопросов оценки результатов  образовательной реформы,  сообщает,  образование- есть главная потребность социального развития, необходимо ликвидировать государственную монополию в области образования.[10]Школу из государственной структуры превратить в социальный институт с учетом интересов и потребностей личности,  общественной и государственной выгоды, все это должно быть учтено в интересах учебного заведения. Структура управления обществом фактически принимает участие в управлении образованием, более того учавствует в контроле качества нк только на школьном уровне,  а так же на городском и региональном,  поэтому полностью очевидна социальная роль структуры управлени. 19 марта 2011 годаРф бывший министр образования РФ подводя  итоги 2010 года отметил: образование, как ключевой фактор ориентирован на успешную модернизацию условий и участия в общественной жизни, а так же на местном и региональном уровнях в процессе формирования политики в области образования, в полной мере принимает участие в жизни общества.  Вовлеч  социальные структуры  в политку образования, а так же наделить данные институты дополнительными административными привелегиями.[11]

Б. Внедрение  капитала.  Развитие негосударственного высшего образования.  За последнее десятилетие политика развития негусадарственного вышел от образования стало новым ярким явленим в российском образовании. Закон " Об образовании Р.Ф." от 1992 и 1996 года предусматривает:  основателями учебных заведений могут быть как центральные так и местные органы власти, различные различные формы собственности отечественных и зарубежных организаций (ассоциаций, союзов), национальные, зарубежные, частные или личные фонды, зарегистрированные в России религиозно- общественные организации., а тау же российские и иностранные граждане могут стать основателями учебных заведений.[12]Негосударственное образование нужно обеспечивать законами и гарантиями, одновременно для частного высшего образования создать разнообразные предварительно  комфортные условия. с точки зрения количества негударственных учебных заведений их число стремительно увеличивается. (Рисунка 1.) 

Рисунок 1. 1992-2007 гг. Количество государственного и негосударственного универстита в России

Источник:①Министерство образования Российсой Федерации, Научно-Исследовательский Институт Высшего образования, Центр Образовательной Статиски. Высшего и Среднее Профессиональное Образование Российской Федерации[R]. Москва: ЦОС НИИВО, 2006,8. ②Адриан Ж., Бентабет Э. Белая книга российского образования [M]. Серия «Управление образованием. Москва: Изд-во МЭСИ,2000,107.»

Как видно на рисунке к 2004 году ежегодгное количество национальных университетов возросло мене чем на 1/5. Государственные высшие учебные заведения занимают 3/5 от общего числа университетов.  А негосударственные образовательные учреждения за 12 летний период было основано более чем 400 штук.  С 1992 по 1997 год российские частные школы начиная с нулевой отметки показали прогрессивный темп развития,  а с 1997 по 2004 год развитие осталось стабильным и сохранило устойчивый темп развития. Основная причина этого в том, что с 1991 по 1997 год был период буйнлй экономической приватизации, а финансовый кризис 1998 года привел к снижению спроса услуги частных образовательных учреждений.

Частные университеты в профессиональном аспекте специализируются на гуманитарных науках, экономике и менеджменте. Географическая локализация частных школ в основном в центральном регионе в Москве и северо-западном раионк Питерберга. В этих регионах находятся 47-48% от всех частных учебных заведений.[13]Касательно государственных Вузов, с точки зрения количества студентов , общее число бучающихся в частныхтвысших школах гораздо меньше. В 2002 году число студентов обучавшихся на частной основе составило 14%, а число обучавшихся на государственной основе  23.44%.(Рисунка 2.)

 Рисунок 2. 2000-2008 гг. Студенты в государственном и негосудартсвенному университете. Единица : десять тысяч человек.

Источик: Статиска российского образования[EQ/OL]. http:// www.stat.edu.ru. 

Из рисунка видно что количество студентов в российских частных высших учебных  заведениях неуклонно росло, но от общего числа студентов обучающихся в частных ВУЗах по- прежнему низкое. Виден большой разрыв в сравнении с государственными высшими учебными заведениями. В частных вузах в системе обучения много свободного времени, менее полная учебная занятость, в педагогической структуре меньше кввлифироыанных преподавателей.

В. В России в процессе постепенного перехода к рыночной экономике произошли перемены в промышленных структурах, естественно изменились требования к способностям личности т.к. изменились рыночные потребности на все виды способностей;  данные изменения отражаются в профильном направлении и специализации в Вузах. Во первых,  в университететах произошли изменения в структуре, из- за маркетинговой спроса создали больше профильных направлений по специализациям. В большом количестве были добавлены гуманитарные, юридические, экономические специализации, а так же менеджмент.  Во вторых, усилить основной контент обучения:" воспитание от специализированных способностей по направлению к незаурядным талантам"  для комфортной адаптации социума к непрерывно изменяющимся потребностям рынка занятости. Профиль выпускников ориентирован на рынок. У выпускника советской эпохи было централизованное распределение,а в условиях рыночной экономики, выпускник ориентирован  на самозанятость,  свободно передвигаясь на рынке труда.Но сегодня возникли вопросы с трудоустроитьтвом выпускников , т.к. выпускник не может сыободно найти работу по специальности. Теперь это одна из важных проблем российского вышел от образования.

2. Децентрализованное управление.

В советский период высшее образование имело централизованную модель управления. Советское высшее образование является класическим примером централизованного управления. В эпоху экономической демократии и маркетизации модернизация реформы высшего образования является обязательным условием. Реконструкция отношений между центральными и местными органами власти является важнейшим аспектом децентрализации образования.  Одной из важнейших задач реформирования современного высшего образования это повышение автономной власти в административном управлении высшим образованием. Перераспределение полномочий между федеральными и местными органами управления. Введение вертикальной децентрализованной системы управления высшего образования.  В 1996 году был пересмотрен " российский закон о федеральном образовании" статья третья показывает,  что в данном постановлении говорится о честком разделении прав и обязанностей между федеральными и местными органами власти в сфере образования, в соответствии с правовыми корректировками федерального закона об образовании.[14] в статьях 28,29,30,31 были введены положения в субъектах Российской федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления образовательных учреждений имеют систему дифференцированного управления в сфере образования.

Расширение территориальной автономии, реализации трех- уровневого управления.1 уровень осуществляет политику макроуправления на федеральном уровне. На 2 уровне центральный орган находится под контролем федерального орган власти, развивает автономное управление образованием внутри федерального субъекта. 3 уровень реализация национальной политики в сфере образования,  контроль и управление местными образовательными учреждениями производится административными органами местного муниципального образования.[15] Таким образом в 2000 году после прихода к власти В. Путина осуществилась яркая модернизация в реформе российского высшего образования. Очевидно, что по сравнению с СССР закон дал региональному и территориальному уровню больше реальной власти сформировав таким образом иерархическую структуру высшего образования.  Иарахическая структура управления распределяет полномочия таким образом, чтобы региональные органы на всех уровнях имели определенную степень автономной власти и инициативных  ресурсов.  

Создание трехуровневой системы управления.  Перераспределение национального бюджета в области образования было пересмотрено и установлен новый бюджета ситемой финансовой классификации. 1. этап этотфедеральные средства; 2. федеральные субъекты, регионы, области, края и другие территории; 3 .этап распределение местного бюджета: районый, окружной,  городской бюджет. Государство больше не станет возвращаться к системе" единых доход и расходов" , советская система распределения доходов не проявила себя, не смогла охватить все уровни финансирования образования. 

Новая система снижает излишнюю финансовую нагрузку с центральных органов власти.  В России бюджет образования центральный орган распределяет на местные органы, которые в свою очередь становятся главными кураторами финансирования образования.

3. Расширение автономии высшей школы. 

В 90 годах 20 века,  вслед за всесторонней трансформацией общества глубокие перемены произошли в отношении между правительственной власть и университетами. Российское правительство начало ослаблять административный контроль в высших учебных заведениях,  предоставляя больше академической свободы  в административных и финансовых аспектах.

Неизбежное ценное следствие комфортной социальной адаптации к рыночной экономике - этотавтономия учебных заведений.  Во первых ядро академической автономии- это автономное управление учебным заыеденикме. Не будет смысла в обсуждении вопроса об автономии учебных заведений если отказаться от академической автономии. Значение академической автономии заключается в том,  что институт  это академическое инновационное предприятие (этот основное требование института), потребность самостоятельного мышления, свободное обсуждение окружающей среды,  а так же функции академического комитета заметно улкяшелись.[16]Академическая автономия высшей школы РФ имеет право самостоятельно проводить научно исследовательскую деятельность, планировать набор иностранных студентов, вести научную деятельность с зарубежными учреждениями,  разрабатывать учебные программы, оценки успеваемости учащихся- все это входит в зону ответсвенности департамента образования и отдела учебно- методических мероприятий. Во вторых, предоставить больше административной автономии высшей школе. В избирательной системе учебных заведений тоже случились перемены. В 2006 году в законе РФ " о высшем профессиональном образовании" в статьях 12 и 20 произошли поправки: избрание руководителя высшей школы должно происходить на пленарных заседания образовательных учреждений. Стало использоваться больше автономии в таком аспекте как прием на работу учителей. В начале 90- х годов 20 векав в российских университетах была контрактная система занятости, сейчас учебные заведения имеют законное право принимать решение о приеме на работу,  об увольнении,  по продвижению по службе и другие вопросы.

4. Укрепление отношений с другими высшими учебными заведениями во всем мире.

В советский период происходило укрепление международных обменов и сотрудничества в области образования, но только с социалистическим странами, такими как Китай, Северная Корея, Куба,Вьетнам. Сотрудничество со странами  подчиняющийся капиталистичкой системе было исключено. После распада СССР в 90- х годах, произошла социальная трансформация,  высшек образование в России влючая все систему и способ преподавания стали более открытыми и свободными. Для более быстрого продвижения российского высшего образования к системе открытости,  Россия  в 2003 году подписала декларацию,  официально присоединившись к системе образования по евростандарту, поэтому учебный план, оценка качества образования,  диплом,  стали более соответствовать европейским стандартам системы образования. В тоже время Россия как и раньше поддерживает хорошие связи и сотрудничество в сфере образования со странами СНГ и некоторыми азиатскими странами. На сегодняшний день иностранные студенты в РФ  в основном из Азии или из слаборазвитых стран бывшего СНГ. Статистика показывает:  75% - студенты из азиатских стран, 37,7% - из стран СНГ, 37% - студенты из Ближнего востока,  Африки, Западной и Восточной Европы, США,  Австралии, Скандинавии и др стран.

5. Современные методы обучения.

 Из - за научно технического прогрессадень за днем более заметным становится национальное развитие, общественный статус и научный способ мышления. Нужно обратить особое внимание на ввжную роль инноваций и научный дух какткомплексное развитие человека. Научно- технический прогресс все сильнее входит в сферу образования: компьютеризация обучения, внедрение аудио- визуального обучения.  В настоящее время во многих образовательных учреждениях в РФ был проведен беспроводной интернет (wi fi). Существуют электронные библиотеки и читальные залы, в которых доступны многие научные статьи и др материалы опубликованные в интернете. Многие студенты отправляют задания преподавателю по электронной почте. Современные методы Научно- технического прогресса в сфере образования используются в полной мере.

 Эффект реформы модернизации для российского высшего образования.

Повышение эффективности и жизнеспособности российского высшего образования. Проведение реформы децентрализации в системе высшего образования, усиление академической автономии,  улучшение регионального образования,мобилизация инвестиций в образование, снижение нагрузки с федеральных органов, повышение работоспособности местных властей,способствует стремительному развитию высшего образования в РФ.

Повышение автономии университетов и колледжей,  запуск  механизмов конкуренции,  чтобы учебные заведения возвращались к своей Научно- исследовательской деятельности. Мощна страна имеет мощнейшие таланты , а именно учебные заведения являются основой для воспитания таланта, современное высшее образование как раз адаптированно к подготовке руководящих кадров для основной цели- модернизации страны.

В течении многих лет высшее образование в России было в подавленном состоянии , при полной трансформации общества модернизация реформ высшего образования получила положительные отзывы. Модернизация высшего образования позволит России уилить политическую систему и восстановить авторитетные позиции для решения мировых проблем. Реформация высшего образования играет особую роль во всей академической системе.  Таким образом, российский  опыт и навыки по вопросам реформирования системы высшего образования будут учтены и взяты за эталон системой высшего образования Китая.