Полный текст статьи
Печать

Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми.
Лидер ведет за собой, а босс управляет.
Теодор Рузвельт 

Если представить организацию как единый живой организм, где каждый сотрудник представляет собой жизненно важный орган, то руководитель, несомненно, является мозговым центром.  В каждой компании есть такой формальный руководитель, управляющий всеми важнейшими процессами. Он передает информацию во все структурные отделы на совещаниях, связывает их между собой, продумывая систему подчинения, а также координирует работу каждого подразделения. Но зачастую внутри организации появляется неформальный лидер, который имеет не меньшее влияние на коллектив, чем руководитель. Попробуем разобраться, кто такой руководитель и  какую роль он занимает в этой сложной системе. Словарь «Психология» под редакцией Петровского А.В., Ярошевского М. Г дает следующее определение понятий [1]:

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности.

Он несёт юридическую ответственность за деятельность группы и определяет систему наказания и поощрения своих подчинённых. В отличие от лидера, руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

В отличие от руководителя, которого выбирают  целенаправленно, а чаще, назначают, лидер выдвигается стихийно. Он не обладает никакими, признаваемыми вне группы, властными полномочиями и на него не возложены никакие официальные обязанности.

Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для неё ситуациях. Лидер с организаторскими способностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, которые нуждаются в реализации в первую очередь, достаточно точно рассчитать сроки решения поставленных задач. Главная отличительная черта способного организатора состоит в умении быстро находить средства решения задач и эффективные пути их решения, и это подтверждается на каждом шагу.

Таким образом, лидером группы может стать тот человек, кто способен привести группу к решению тех или иных групповых ситуаций, задач, проблем, кто несет в себе наиболее важные для этой группы черты, кто разделяет те ценности, которые присущи группе. Лидер – это как бы зеркало коллектива, какова группа -  таков и лидер.

Рассмотрим сходства и различия между ними. Руководитель, в первую очередь управляет работой коллектива, задействуя при этом административный, формальный ресурс. Лидер же использует неформализованные ресурсы, такие как: ценности, потребности группы, её ожидания и стремления. Лидера по сути, так же можно назвать руководителем, но характер его действий немного иной. Он не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями. Лидером, таким образом, становится, лицо, принявшее на себя добровольно большую ответственность, чем предписано должностью. Он ведёт за собой, а руководитель же направляет группу и её участников в нужном ему направлении. Здесь уместна следующая аллегория - лидер: «Делай, как я», руководитель: «Делай, как я сказал».

В любом случае, лидером и руководителем в организации может быть одно и то же лицо. Управляющая должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива, но автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в организации, но не являться фактически лидером - поскольку обязанности лидера нельзя вписать в должностные   инструкции [3].

Но есть еще несколько пунктов, которые отличают лидера от руководителя.

Лидер коллектива:

-  вносит порядок и последовательность в выполняемую работу. Для него люди - это коллеги, а не подчиненные. Свое взаимодействие с ними он строит больше на фактах и в рамках конкретно установленных и всем известных целей;

-  умеет учитывать и прислушиваться к потребностям работников, уважают их ценности и движущие эмоции. Лидеры не требуют к себе уважения, они его заслуживают.

-  воодушевляет людей своим личным примером, зачастую строят свои отношения с людьми на доверии;

-  четко видит конечный результат и знает, как проходить этапы к его достижению, способен сам ставить коллективу достижимую цель;

-  без опаски и страха передает полномочия, умеет их направлять и принимать результат, поддерживает разумную инициативу сотрудников в рамках актуальных целей;

- уверен в том, что он делает.

Руководитель:

-  может занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего он по необходимости ориентируется на кем-то установленные цели свыше и лично в них не заинтересован. Даже несмотря на тот факт, что новые вершины легко им преодолеваются;

-  на первое место ставит порядок во взаимодействии с подчиненными. Эмоциональная составляющая отношений практически исключена;

-  ради достижения целей и мотивации подчиненных используют контроль. Наказания могут преобладать над поощрениями. Недочеты и провалы зачастую обсуждаются больше, чем достижения и успехи;

-  при принятии новых решений делает акцент на старый опыт, до минимума сводит возможности поиска новых путей из сложных ситуаций;

-  не нуждается в делегировании полномочий, ревностно относиться к любым новым идеям, идущим не от него.

Если официально назначенный руководитель какого-нибудь звена обладает лидерскими качествами и закономерно становится лидером коллектива, это уже успех организации. В современных условиях постоянно растущей конкуренции, требования к руководителю становятся жесткими. Сегодня уже недостаточно быть просто руководителем. Одна из составляющих успешного существования организации - управленец-лидер

Единого мнения по этому вопросу до сих пор не существует. Но продолжающиеся поиски истины привели к формированию поведенческой теории лидерства, согласно которой главную роль в деле становления лидера играют не личные качества того или иного человека, а манера его взаимоотношений с окружающими.