Тренда на ведение здорового образа жизни прослеживается по всему миру. Он активно пропагандируется, его неотъемлемой составляющей выступает правильное питание, которое должно быть не только полноценным, но и, в идеале, экологически чистым.
Россияне имеют схожие потребительские тенденции с жителями стран постиндустриального пула. Соответственно, молодые люди активно вовлекаются в фитнес движение и активно задействованы в пропаганде здорового питания, в особенности это заметно среди жителей мегаполисов.
Зримым подтверждением этого является открытие по всей стране фитнес-центров и спортивных клубов. Пользуются популярностью мероприятия по массовым занятиям йогой в парках, заказываются индивидуальные диеты, нацеленные на правильное питание.
Жителям крупных городов труднее употреблять полезные продукты питания, в числе которых могут быть и различные относительно мало вредные снэки (мясные и молочные) [1, 2], поскольку они испытывают дефицит времени и много сил тратят на дорогу на работу и с работы. Таким гражданам необходимо создавать условия для приобретения органических продуктов питания, которые могут быть предложены в формате специализированных магазинов в микрорайонах и местах скопления людей.
Кроме того, определенный интерес к здоровому образу жизни и правильному питанию можно проследить и благодаря развитию индустрии халяль и тренда употребления халяльной пищевой продукции, в том числе, и не мусульманами [3].
В крупных и средних городах открываются специализированные лавки, предлагающие мясные или рыбные продукты, требующие обработки и полуфабрикаты, готовые к быстрому приготовлению.
В целом, присутствует интерес к экологически чистым продуктам питания у населения разного возраста. Поэтому представляется целесообразным развитие подобного бизнеса в крупном городе.
Молодежная прослойка населения представляет собой в, некотором роде, «наивысшую ценность», поскольку она определяет здоровье будущих поколений россиян. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и правильное питание является значимой задачей.
Именно с целью понимания готовности молодежи (преимущественно студентов) было проведено соответствующее исследование в 2014-2015 уч. г. в Ростове-на-Дону, которое характеризовало их отношение к экологически чистому продовольствию [5]. Предваряя демонстрацию данных, полученных в ходе данного маркетингового исследования, приведем информацию, которая была получена рядом других исследователей.
Так, ранее, со схожими поисковыми целями, было проведено другое исследование в г. Ростов-на-Дону, согласно результатам которого были определены три возрастные группы потребителей с заработком от 20 до 35 тыс. руб. на человека в месяц: I - от 25 до 35 лет; II - вторая от 35 до 45 лет; III - от 45 до 60 лет. Всего было опрошено 300 чел [4]. Тогда опрашивались, преимущественно, более взрослые респонденты. По тому опросу был пределен интерес к органическому питанию, наряду со слабой готовностью оплачивать ценовую премию за экологическое продовольствие.
Вместе с тем, сама осведомленность о такой продукции и интерес к ней, свидетельствовали о том, что данный рынок при правильной информационной поддержке можно и следует развивать.
Отметим, что в осуществленном опросе молодежи (всего было опрошено 240 чел.) выявлялась их информированность о важности правильного питания, отношение к собственному здоровью и возможность, а также готовность нести дополнительные расходы за экологически чистое питание на регулярной основе [5].
Следует указать, что респонденты также указывали насколько часто они посещают фаст-фуд, который не предлагает экологически чистого питания, что позволяло сконцентрироваться на вопросе того, что декларируют молодые люди и каковы их реальные поступки в этом вопросе. Получилось, что порядка 90% знают о пользе употребления экологически чистых продуктов питания. Готовы к дополнительным расходам за приобретение экологически чистых продуктов питания порядка 75% опрошенных молодых людей, в случае, если переплата составит не более 20% от существующей стоимости обычных продуктов.
При этом респонденты не посещают сельскохозяйственные ярмарки, считая это не модным. Однако сообщили, что такие мероприятия пользуются популярностью у их родителей из-за возможности сэкономить и одновременно приобрести качественные продукты местного товаропроизводителя.
Специализированные магазины экологически чистых продуктов питания посещают 10% опрошенных, причем, не на регулярной основе, а периодически. Отметили, что в городе подобных торговых точек не достаточно. Почти 100% респондентов, при этом, имеют опыт посещения заведений фаст-фуда. Более 2/3 опрошенных посещают фаст-фуд ежедневно, остальные не реже 3-х раз в неделю [5]. Представители молодежи также отметили, что охотно приобретали бы не вредный фаст-фуд, если бы такой существовал и продавался в кафе и на фуд-кортах, поскольку для них посещение таких заведений не только еда, но, прежде всего, общение.
В целом, полученные данные свидетельствуют о расхождении намерений и реальных действий респондентов. Многие знают о пользе правильного, в идеале, экологически чистого питания, готовы за него платить, но при этом активно питаются в точках фаст-фуда, предлагаемая пища, в которых по определению не может быть экологически чистой.
Выходит, что зная о вреде собственному здоровью от употребления фаст-фуда и декларируемого желания вести правильный образ жизни, респонденты действуют вопреки высказываемым желательным вариантам потребительского поведения. Это потребовало дополнительного разъяснения возникшей ситуации в виде дополнительного собеседования с респондентами из молодежной среды.
Проведенные дополнительные собеседования, направленные на выяснение отмеченных расхождений в декларировании своих интенций и реального рыночного поведения (посещения точек фаст-фуда и непосещения магазинов экологического питания и с/х ярмарок), выявили наличие определенной психологической особенности, которая объясняет указанную двойственность поведения респондентов.
Молодые люди на данный момент считают свое здоровье крепким и устойчивым, а вред от не экологически чистой продукции они осознают, но считают его воздействие на свой организм не столь значимым по сравнению с возможностью быстрого удовлетворения потребностей по питанию и общению. Как отмечалось, употребление фаст-фуда в данном случае выступает частью социального общения. Хотя в будущем они намерены вести здоровый образ жизни и употреблять в пищу только экологически чистые продукты, в особенности, после вступления в брак и заведения детей.
Хотя уже сейчас опрошенные подтвердили, что может наступить реальный вред здоровью от употребления пищи в организациях быстрого питания (расстройство пищеварения, избыточный вес, усталость). Финансовая ситуация такова, что питаться в заведениях фаст-фуда обходится дороже, чем дома и это тоже выступает аргументом в качестве пересмотра сложившегося стереотипа приобретения и потребления пищи.
Многие отметили, что далее они планируют перестраиваться в организации своего образа жизни и переходить с «быстрых перекусов» и посещения мест фаст-фуда на правильное питание, поскольку рассматривают свое будущее здоровье, как ресурс для дальнейшей успешной жизни и профессиональной карьеры.
Уже сейчас опрошенные регулярно или периодически посещают фитнес-центры, бассейны, наряду с посещением обязательных занятий физической культуры в университете согласно учебному плану.
Тем не менее, считаем положительным фактом высокую информированность студенческой среды и молодых будущих научных работников в отношении пользы для здоровья от употребления экологически чистой продукции.
В целом, текущую осведомленность о экологически чистом продовольствии в молодежной среде можно считать достаточной. Некоторая декларативность намерений является вполне предсказуемой, но может иметь перспективы к развитию в будущем в реальные потребительские действия.
Таким образом, в больших городах и университетских центрах имеется перспективный слой настоящих и будущих потребителей экологически чистых продуктов питания. Есть перспективы активизации и вовлечения молодежи в здоровый образ жизни.
Представляется, что востребованными в плане организованного розничного общественного питания могут быть так называемые салат-бары или фреш-бары, предлагающие здоровое питание из ингредиентов, имеющих минимальный цикл от производства до прилавка, то есть произведенных на предприятиях региона.