Полный текст статьи
Печать

Тренда на ведение здорового образа жизни прослеживается по всему миру. Он активно пропагандируется, его неотъемлемой составляющей выступает правильное питание, которое должно быть не только полноценным, но и, в идеале, экологически чистым.

Россияне имеют схожие потребительские тенденции с жителями стран постиндустриального пула. Соответственно, молодые люди активно вовлекаются в фитнес движение и активно задействованы в пропаганде здорового питания, в особенности это заметно среди жителей мегаполисов.

Зримым подтверждением этого является открытие по всей стране фитнес-центров и спортивных клубов. Пользуются популярностью мероприятия по массовым занятиям йогой в парках, заказываются индивидуальные диеты,  нацеленные на правильное питание.

Жителям крупных городов труднее употреблять полезные продукты питания, в числе которых могут быть и различные относительно мало вредные снэки (мясные и молочные) [1, 2], поскольку они испытывают дефицит времени и много сил тратят на дорогу на работу и с работы.  Таким гражданам необходимо создавать условия для приобретения органических продуктов питания, которые могут быть предложены в формате специализированных магазинов в микрорайонах и местах скопления людей.

Кроме того, определенный интерес к  здоровому образу жизни и правильному питанию можно проследить и благодаря развитию индустрии халяль и тренда употребления халяльной пищевой продукции, в том числе, и не мусульманами [3].

В крупных и средних городах открываются специализированные лавки, предлагающие мясные или рыбные продукты, требующие обработки и полуфабрикаты, готовые к быстрому приготовлению.

В целом, присутствует интерес к экологически чистым продуктам питания у населения разного возраста. Поэтому представляется целесообразным развитие подобного бизнеса в крупном городе.

Молодежная прослойка населения представляет собой в, некотором роде, «наивысшую ценность», поскольку она определяет здоровье будущих поколений россиян. Вовлечение молодежи в здоровый образ жизни и правильное питание является значимой задачей.

Именно с целью понимания готовности молодежи (преимущественно студентов) было проведено соответствующее исследование в 2014-2015 уч. г. в Ростове-на-Дону, которое характеризовало их отношение к экологически чистому продовольствию [5]. Предваряя демонстрацию данных,  полученных в ходе данного маркетингового исследования, приведем информацию, которая была получена рядом других исследователей. 

Так, ранее, со схожими поисковыми целями, было проведено другое исследование в г. Ростов-на-Дону, согласно результатам которого были определены три возрастные группы потребителей с заработком от 20 до 35 тыс. руб. на человека в месяц:   I - от 25 до 35 лет; II - вторая от  35 до 45 лет; III - от 45 до 60 лет. Всего было опрошено 300 чел [4]. Тогда опрашивались, преимущественно, более взрослые респонденты. По тому опросу был пределен интерес к органическому питанию, наряду со слабой готовностью оплачивать ценовую премию за экологическое продовольствие.

Вместе с тем, сама осведомленность о такой продукции и интерес к ней, свидетельствовали о том, что данный рынок при правильной информационной поддержке можно и следует развивать.

Отметим, что в осуществленном опросе молодежи (всего было опрошено 240 чел.) выявлялась их информированность о важности правильного питания, отношение к собственному здоровью и возможность, а также готовность нести дополнительные расходы за экологически чистое питание на регулярной основе [5].

Следует указать, что респонденты также указывали насколько часто они посещают фаст-фуд, который не предлагает экологически чистого питания, что позволяло сконцентрироваться на вопросе того, что декларируют молодые люди и каковы их реальные поступки в этом вопросе. Получилось, что порядка 90% знают о пользе употребления экологически чистых продуктов питания. Готовы к дополнительным расходам за приобретение экологически чистых продуктов питания порядка 75% опрошенных молодых людей, в случае, если переплата составит не более 20% от существующей стоимости обычных продуктов.

При этом респонденты не посещают сельскохозяйственные ярмарки, считая это не модным. Однако сообщили, что такие мероприятия пользуются популярностью у их родителей из-за возможности сэкономить и одновременно приобрести качественные продукты местного товаропроизводителя.

Специализированные магазины экологически чистых продуктов питания посещают 10% опрошенных, причем, не на регулярной основе, а периодически. Отметили, что в городе подобных торговых точек не достаточно. Почти 100% респондентов, при этом, имеют опыт посещения заведений фаст-фуда. Более 2/3 опрошенных посещают фаст-фуд ежедневно, остальные не реже 3-х раз в неделю [5]. Представители молодежи также отметили, что охотно приобретали бы не вредный фаст-фуд, если бы такой существовал и продавался в кафе и на фуд-кортах, поскольку для них посещение таких заведений не только еда, но, прежде всего, общение.

В целом, полученные данные свидетельствуют о расхождении намерений и реальных действий респондентов. Многие знают о пользе правильного, в идеале, экологически чистого питания, готовы за него платить, но при этом активно питаются в точках фаст-фуда, предлагаемая пища, в которых  по определению не может быть экологически чистой.

Выходит, что зная о вреде собственному здоровью от употребления фаст-фуда и декларируемого желания вести правильный образ жизни, респонденты действуют вопреки высказываемым желательным вариантам потребительского поведения. Это потребовало дополнительного разъяснения возникшей ситуации в виде дополнительного собеседования с респондентами из молодежной среды.

Проведенные дополнительные собеседования, направленные на выяснение отмеченных расхождений в декларировании своих интенций и реального рыночного поведения (посещения точек фаст-фуда и непосещения магазинов экологического питания и с/х ярмарок), выявили наличие определенной психологической особенности, которая объясняет указанную двойственность поведения респондентов. 

Молодые люди на данный момент считают свое здоровье крепким и устойчивым, а вред от не экологически чистой продукции они осознают, но считают его воздействие на свой организм не столь значимым по сравнению с возможностью быстрого удовлетворения потребностей по питанию и общению. Как отмечалось, употребление фаст-фуда в данном случае выступает частью социального общения. Хотя в будущем они намерены вести здоровый образ жизни и употреблять в пищу только экологически чистые продукты, в особенности, после вступления в брак и заведения детей.

Хотя уже сейчас опрошенные подтвердили, что может наступить реальный вред здоровью от употребления пищи в организациях быстрого питания (расстройство пищеварения, избыточный вес, усталость). Финансовая ситуация такова, что питаться в заведениях фаст-фуда обходится дороже, чем дома и это тоже выступает аргументом в качестве пересмотра сложившегося стереотипа приобретения и потребления пищи.

Многие отметили, что  далее они планируют перестраиваться в организации своего образа жизни и переходить с «быстрых перекусов» и посещения мест фаст-фуда  на правильное питание, поскольку рассматривают свое будущее здоровье, как ресурс для дальнейшей успешной жизни и профессиональной карьеры.

Уже сейчас опрошенные  регулярно или периодически посещают фитнес-центры, бассейны, наряду с посещением обязательных занятий физической культуры в университете согласно учебному плану.

Тем не менее, считаем положительным фактом высокую информированность студенческой среды и молодых будущих научных работников в отношении пользы для здоровья от употребления экологически чистой продукции.

В целом, текущую осведомленность о экологически чистом продовольствии в молодежной среде можно считать достаточной. Некоторая декларативность намерений является вполне предсказуемой, но может иметь перспективы к развитию в будущем в реальные потребительские действия.

Таким образом, в больших городах и университетских центрах имеется перспективный слой настоящих и будущих потребителей экологически чистых продуктов питания. Есть перспективы активизации и вовлечения молодежи в здоровый образ жизни.

Представляется, что востребованными в плане организованного розничного общественного питания могут быть так называемые салат-бары или фреш-бары, предлагающие здоровое питание из ингредиентов, имеющих минимальный цикл от производства до прилавка, то есть произведенных на предприятиях региона.