Полный текст статьи
Печать

Современная система начального образования направлена на создание прочного фундамента для последующего обучения. В этой связи (наряду с формированием системы опорных предметных знаний и умений) приоритетными становятся включение младших школьников в учебную деятельность, развитие учебной самостоятельности. Решение данных задач представлено в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, где особое внимание уделяется достижению метапредметных результатов. В стандарте метапредметные результаты представлены как «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями» [2]. К ним относятся: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии и другие. Исходя из сущности универсальных учебных действий, метапредметные результаты понимаются как «новый надпредметный способ действия, направленный на решение познавательной задачи, обретённый в результате воздействия внешней информации и преобразования своего личного опыта, использованный при организации собственной деятельности» [1, с. 67]. Освоение УУД происходит в специально организованной деятельности, обеспечивающей решение проблем в реальных жизненных ситуациях.

В современном обществе орфографическая грамотность рассматривается как составная часть общей языковой культуры и остаётся одной из актуальных проблем методики. Для настоящего времени характерным является поиск более рациональной методики, которая обеспечивала бы усвоение орфографических правил. Важная роль при этом отводится упражнениям, направленным на выработку умения применять орфографические правила в практике самостоятельного письма. Каждое орфографическое упражнение содержит богатые возможности для развития самостоятельности мыслительной активности младших школьников.

Упражнения занимают значительное место в учебниках русского языка для начальной школы. Выполнение орфографических упражнений затрачивает не менее двух третьих учебного времени учащихся. Каждый учитель при выборе или составлении упражнения задумывается над тем, как полнее использовать их развивающие возможности, не нарушая при этом принципа доступности в обучении. В большинстве случаев педагоги стремятся повысить интерес младших школьников к орфографической работе, развить их самостоятельность и активность, совершенствовать речь детей, изменяя методический аппарат упражнений и учитывая возможности языкового материала упражнений. Покажем на примере темы «Правописание безударных личных окончаний глаголов» возможности формирования метапредметных результатов у младших школьников.

Представленная тема относится к числу сложных с точки зрения формирования прочных навыков правописания. Трудности изучения данной темы обусловлены многими факторами:

- своеобразие самого глагола (младшие школьники встречаются с разнообразием лексического значения глагола, с употреблением слова в прямом и переносном значении, глагольной синонимикой, с глаголами, противоположными по значению);

-  для формирования навыка правописания безударных личных окончаний глаголов недостаточно усвоить правило: учащиеся должны уметь быстро определить грамматические формы, соотнести их между собой, а также уметь перевести одну форму в другую (наибольшую трудность у учащихся вызывает умение правильно определить инфинитив);

- написание некоторых глаголов усваивается детьми в процессе словарно-орфографической работы. К ним относятся глаголы с безударной гласной в суффиксе (клеить - клеит и т.д.), наиболее употребительные глаголы на – ать, - еть, относящиеся ко II спряжению.

Представим в качестве примера упражнения, которые применимы для отработки навыка правописания безударных личных окончаний глагола.

1) Прочитайте. Выпишите  из текста глаголы.


У меня друзей немало,

Но я всех нарисовал:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет,

Варя варит,

Света светит,

Соня спит.


(Г .Ладоншиков)

2) В строчках стихотворения С. Дементьева есть повторяющиеся глаголы. Одинаковое ли они имеют значение? Поясните.


Пять рабочих ставят дом.

Ставит опыт агроном.

Он растит такую рожь-

С головой в неё войдёшь.

Ставит счетчики монтёр.

Ставит фильмы режиссёр.

Снял он сказку «Колобок»,

Чтобы ты увидеть мог.

Мама ставит пироги:

Подойди и помоги:

А диагноз ставит врач:

«Просто насморк. Спи! Не  плачь!»

Если кончился рассказ,

Ставить точку в самый раз.


3) Придумате начало рассказа.

Подберите слова, вводящие реплики. Глаголы, какого времени целесообразнее употребить в данном рассказе.

БАРСУК И ЗАЯЦ.

- Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

- Э-э, Барсук, все равно плохо. . .

- Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

- Э-э, Барсук, не велико счастье. . .

- Вот бы тебе, косой, да рысиные когти!

-Э-э, Барсук, что мне клыки да когти! Душа-то у меня все равно заячья…(Н. Сладков)

4) Прочитайте. Используя данные словосочетания, составьте рассказ

 «О спорте»

ходить на лыжах, съезжать с горы, проходить дистанцию, выполнять упражнение, преодолеть барьер, принимать участие, болеть за команду, одержать победу, вручать награду.

5) Прочитайте. Спишите текст, вставляя пропущенные слова. Укажите часть речи над вставленными словами.

Согрело солнышко сосульку. (Что сделала?) ... она (какими?)...слезами. (Что сделали?) ... капельки на солнце. Засветились (какими?) ..., . . ., ... огоньками. (Что сделали?) … они ручейками. Воробьи искупались (в каком?) ... ручейке и (что сделали?) по-весеннему (как?) ... . Капля упала мне на лицо. Я посмотрел сквозь нее и (что сделал?) ... . Все кругом изменилось: (что сделало?) ... , ..., ... (какими?) огнями. Весь мир (что сделала?) ... и ... (какая?) капля.

(По Э. Шиму)

6) Прочитайте загадку. Отгадайте.

Угадай, кто я.

Я - друг человека. Но я не всегда была домашним животным. Много веков назад меня приручил человек. Теперь я охраняю его от опасностей, стерегу дом, помогаю человеку на охоте и с удовольствием сопровождаю его на прогулке. Я никогда не предам своего хозяина и буду верна ему всю свою жизнь.

Составьте рассказ о своём любимом животном, используя глаголы в 3-ем лице единственном числе.

7) Замените близкие по значению устойчивые словосочетания глаголом в неопределённой форме.

1) водить за нос, кривить душой;

2) сидеть сложа руки, бить баклуши;

3) молоть языком, молоть чушь;

4) намылить голову, задать жару.

Запишите получившиеся глаголы в форме 3-го лица единственного и множественного числа. Укажите спряжение. Выделите окончания.

Успешное формирование орфографических навыков зависит также и от использования учащимися дополнительных источников информации, таких как энциклопедии, справочники, словари. Таким образом, младший школьник учится самостоятельно добывать и применять знания. Методический аппарат упражнений, языковой материал обеспечивают реализацию двух функций орфографических упражнений: является средством формирования орфографических навыков и средством развития речи младших школьников. Содержание языкового материала позволяет извлечь максимум языковой информации о связях, сфере употребления, выразительных возможностях различных лингвистических единиц.