Главной конструктивной особенностью спортивных сооружений является тот факт, что они относятся к большепролетным сооружениям. Необходимость в большепролетных конструкциях возникает, когда промежуточные опоры препятствуют выполнению технологического процесса, который должен происходить в здании. А первой проблемой – отсутствие единого определения термина «большепролетные конструкции»:
- в Постановлении Правительства Москвы №567-ПП от 25 июня 2006 г. «О мерах по обеспечению надежности зданий гражданского назначения с большепролетными конструкциями» к большепролетным относят конструкции с пролетом 18 и более метров. При этом здания с большепролетными конструкциями отнесены к уникальным сооружениям;
- в «Пособии по научно-техническому сопровождению и мониторингу строящихся зданий и сооружений, в том числе большепролетных, высотных и уникальных» МРДС 02-08 в разделе «Термины и определения» указывается следующее: «Большепролетные здания и сооружения – здания и сооружения, покрытие которых выполнено с применением большепролетных (более 36 м) конструкций»;
- в МДС 20-2.2008 «Временные рекомендации по обеспечению безопасности большепролетных сооружений от лавинообразного (прогрессирующего) обрушения при аварийных воздействиях» большепролетными называют конструкции также с пролетом свыше 36 м.
Большепролетные конструкции выполняются из разнообразных материалов: сталь, железобетон, дерево, специальные ткани, в отдельных элементах могут применяться тросы, углепластик и др. Большепролетные здания, как правило, проектируются однопролетными.
Конструктивная безопасность подразумевает под собой ряд требований обеспечивающих безаварийную эксплуатацию здания. Главная сложность при проектировании несущих конструкций стадионов возникает при сборе нагрузок и определении параметров их работы. В первую очередь это связанно с большими пролетами покрытий, которые создают очень значительные усилия в элементах конструкций, а иногда необходимо учитывать их пульсацию с появлением резонанса. Сложность проектирования большепролетных конструкций подтверждается включением таких зданий и сооружений в разряд уникальных. Градостроительный Кодекс относит к ним стадионы, имеющие одну из характеристик: пролет более 100 м, наличие консоли более 20 м.
Вторым, менее заметным и потому более опасным фактором является сочетание нагрузок. СП 20.13330-2011 «Нагрузки и воздействия» рекомендует при сочетании нескольких нагрузок учитывать понижающие коэффициенты, которые в свою очередь носят статистический характер и основываются на том, что вероятность возникновения определенных воздействий одновременно снижается с увеличением их количества. Тонкость применения этого правила в расчетах заключается в правильном установлении причинно-следственных связей, которые статистика, теория вероятности и математика не всегда учитывают. Примером может послужить ситуация, когда сильный ветер срывает питающие электрические кабели, вследствие чего мероприятие прекращается, поток людей движется к главному выходу, возникает давка. В этой ситуации СП 20.13330-2011 предлагает применить коэффициент 0,95 к равномерно распределенной нагрузке в сочетании с ветровой. Важно заметить, что именно такое сочетаний воздействий как пульсирующий ветер и полезная нагрузка от зрителей могут оказаться критическим фактором, формирующимся под воздействием причинно-следственной связи.
Столь же ярким примером может стать динамическое воздействие на трибуны. Например, когда при организации посадки зрителей не учитываются их предпочтения к той или иной команде, и во время матча часть болельщиков перебирается поближе к фанатам своей команды, тем самым уже превышая нормативную нагрузку на конструкции трибун. На последних минутах игры все зрители встают и начинают скандировать «кричалку» своей команды при этом, топая или подпрыгивая в ритм, в результате чего возникает динамическое воздействие, входящее в резонанс с колебаниями конструкций. К сожалению, примеров таких происшествий большое количество, в том числе и в нашей стране. Так в марте 1982 г., в Красноярске, на открытии Зимней Спартакиады народов СССР, обрушился парапет верхнего яруса трибуны местного стадиона, что стало причиной гибели нескольких человек. Причиной послужило превышение расчетной нагрузки на несущие конструкции в результате увеличения количества зрителей сверх допустимой нормы.
Иногда даже высокое качество проектирования не спасает от рисков, возникающих на этапе строительства. Ошибки может допускать подрядчик или завод изготовитель, торопясь выполнить заказ в срок, применивший не те электроды при сварке металлоконструкций или не соблюдая технологию строительства. Так среди сотен элементов одного каркаса и тысяч закрученных высокопрочных болтов, один не затянутый может стать роковым. Подтверждение тому – случай в Бразилии, произошедший в 2005 г., когда во время родео из-за обрушения трибуны пострадали более 600 человек. При этом нагрузка не превышала допустимых норм, но качество построенной наспех конструкции не отвечало соответствующим требованиям.
Каждый такой пример индивидуален и важно не только правильно выполнять расчеты несущей способности, но и реально оценивать возможные сочетания нагрузок, их динамику и, в общем, специфику тех мероприятий, которые будут проходить в данном здании. Сам процесс создания, начиная с проектирования, напоминает изготовление стальной цепочки: если хоть одно звено сделано некачественно, она обязательно порвется, когда ее нагрузят.
Таблица 1.3 – Установленные требования пожарной безопасности к закрытым спортивным сооружениям
№ п/п |
Требование пожарной безопасности |
Краткое содержание требования |
Устанавливающий документ |
1 |
Класс функциональной пожарной опасности |
Ф 2.1 |
ФЗ-123 «ТР о требованиях пожарной безопасности» |
2 |
Степень огнестойкости, вместимость, этажность |
I, II - при количестве мест для зрителей свыше 600; III - при количестве мест для зрителей от 301 до 600. При количестве мест для зрителей 300 и менее степень огнестойкости не нормируется. Здания спортивных залов IV и V степени огнестойкости следует проектировать только одноэтажными. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
I – высота до 50 м, С0, этажность и вместимость не нормируется; II – при С0 высота до 9 м, до 3 этажей, вместимость до 800 человек; II – при С1 высота до 6 м, до 2 этажей, вместимость до 600 человек; III – С0 высота до 3 м, до 1 этажей, вместимость до 400 человек; IV, V - С0-С3 высота до 3 м, до 1 этажей, вместимость до 300 человек. |
СП 2.13130.2012 СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты |
||
3 |
Особенности установки противопожарных стен |
При превышении площади застройки между противопожарными стенами, указанной в действующих нормах, противопожарные стены следует предусматривать между залом и другими помещениями. В помещениях вестибюлей и фойе зданий I и II степени огнестойкости противопожарные стены могут быть заменены несгораемыми просматриваемыми дымонепроницаемыми перегородками, снабженными СЗдверными полотнами с притвором. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
При превышении площади этажа в пределах пожарного отсека противопожарные стены следует предусматривать между зальными (в тирах - огневой зоной со стрелковой галереей) и другими помещениями. В помещениях вестибюлей и фойе при превышении их площади по отношению к установленной в СП вместо противопожарных стен можно предусматривать светопрозрачные противопожарные перегородки 2-го типа. |
СП 2.13130.2012 СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты |
||
4 |
Огнестойкость конструкций трибун |
Огнестойкость несущих конструкций трибун должна соответствовать огнестойкости несущих конструкций здания. Огнестойкость временных и трансформируемых трибун не регламентирована. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
Несущие конструкции стационарных трибун (под которыми не предусмотрено размещение помещений) вместимостью более 600 зрителей следует выполнять с пределом огнестойкости не менее R 60 класса пожарной опасности К0; от 300 до 600 зрителей - R 45 и К0; а менее 300 зрителей - R 15 и К0, К1. Предел огнестойкости несущих конструкций трансформируемых трибун (выдвижных и т.п.) независимо от вместимости должен быть не менее R 15. Приведенные требования не распространяются на временные зрительские места, устанавливаемые на полу арены при ее трансформации. |
СП 2.13130.2012 СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты |
||
5 |
Огнестойкость несущих конструкций покрытия |
Несущие конструкции покрытий следует проектировать в соответствии с требованиями, предъявляемыми к несущим элементам здания. Для одноэтажных зданий I и II степени огнестойкости допускается применение несущих конструкций покрытий залов с пределом огнестойкости не менее R 60. Указанные конструкции допускается выполнять из древесины, подвергнутой обработке огнезащитными составами I группы огнезащитной эффективности. При этом вместимость зала может быть не более 4 тыс. мест для спортивных сооружений с трибунами и не более 800 мест в других случаях, а остальные конструкции должны соответствовать требованиям, предъявляемым для зданий класса С0. |
СП 2.13130.2012 СПЗ. Обеспечение огнестойкости объектов защиты |
6 |
Изоляция подтрибунного пространства |
В зданиях III и меньшей степени огнестойкости, должны быть отделены от трибун несгораемыми конструкциями, имеющими предел огнестойкости не менее 1 ч. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
7 |
Материал изготовления сидений трибун |
Допускается применять сгораемые материалы. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
Не допускается применение материалов с высокой токсичностью Т4. |
СП 4.13130.2013 СПЗ. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. |
||
8 |
Внутренний противопожарный водопровод |
В спортивных залах со стационарными трибунами для зрителей на 200 мест и более в зданиях спортивных залов объемом: - до 25 тыс. м3 – 2,5 л/с (одна струя); - более 25 тыс. м3 – 5 л/с (две струи) |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
В общественных зданиях с числом этажей до 10: - до 25 тыс. м3 – 2,5 л/с (одна струя); - более 25 тыс. м3 – 5 л/с (две струи) |
СП 10.13130.2009 СПЗ. Внутренний противопожарный водопровод |
||
9 |
Автоматическая пожарная сигнализация и системы автоматического пожаротушения |
В спортивных залах со стационарными трибунами на 600 зрителей и более должна предусматриваться автоматическая пожарная сигнализация. Автоматические извещатели следует предусматривать тепловые типа АТП-3м. АУПТ не требуется. |
СНиП II-Л.11-70 Спортивные сооружения. Нормы проектирования. |
Здания общественного назначения независимо от площади и этажности оборудуются АУПС. Помещения для хранения горючих материалов или негорючих материалов в горючей упаковке оборудуются АУП при площади более 100 м2 при расположении их: - под трибунами любой вместимости в крытых спортивных сооружениях; - в зданиях крытых спортивных сооружений вместимостью 800 и более зрителей. |
СП 5.13130.2009 СПЗ. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования. |
||
10 |
Системы противодымной вентиляции в залах закрытых спортивных сооружений |
Требуются в помещениях без естественного проветривания - площадью 50 м и более с постоянным или временным пребыванием людей (кроме аварийных ситуаций) числом более одного человека на 1 м2 площади помещения, не занятой оборудованием и предметами интерьера. |
СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности |
11 |
Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре |
Выбор типа системы оповещения определен вместимостью зала: - до 100 – первый тип; - 100-300 – второй тип; - 300-1500 – третий тип; - более 1500 – четвертый или пятый тип. |
СП 3.13130.2009 СПЗ. Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре |
12 |
Выходы на кровлю |
В зданиях и сооружениях высотой 10 и более метров от отметки поверхности проезда пожарных машин до карниза кровли или верха наружной стены (парапета) должны предусматриваться выходы на кровлю с лестничных клеток непосредственно, либо по лестницам 3-го типа или по наружным пожарным лестницам. Число выходов на кровлю (но не менее чем один выход) и их расположение следует предусматривать - на каждые полные и неполные 1000 м2 площади кровли здания и сооружения с бесчердачным покрытием. |
СП 4.13130.2013 СПЗ. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. |
Большинство законодательных документов всего лишь констатирует факт существования различных видов сооружения для спорта и декларирует, но не отражает механизм их функционирования. Имеющиеся документы охватывают лишь один аспект деятельности физкультурно-спортивных сооружений. Большинство документов устарели. Так, основной документ, регламентирующий безопасность при проведении массовых спортивных мероприятий, был принят в 1983 году, а режим эксплуатации сооружений в 1988 году.
Вместе с тем следует отметить, что современная практика развития физической культуры и спорта показывает крайнюю необходимость правового регулирования. В странах, имеющих национальное законодательство в сфере культуры и спорта, отражаются предложения по строительству и эксплуатации спортивных сооружений. Например, в законах Франции, Финляндии, Португалии, Исландии отражены обязательства государства финансирования спортивной инфраструктуры. Более того, законодательство Италии предписывает ответственность министра внутренних дел за безопасность спортивных объектов. Серьезное отношение к правовым вопросам культурно-спортивных сооружений проявляет и Европейский союз, что нашло отражение, в частности, в спортивной партии Европы. Результатом такого отношения стал бум спортивного строительства в 90-е годы в Великобритании, Испании, Германии, Нидерландах. Во многих странах имеются документы, детально и комплексно рассматривающие безопасность и правила посещения сооружений и обслуживания зрителей. В частности, в Великобритании таким документом является пособие по безопасности спортивных объектов и доступных стадионов. В последних документах прописаны все процедурные вопросы, касающиеся безопасности, комфортных условий для посещения спортивных объектов инвалидами и сопровождающими их лицами. Комиссия по футбольному лицензированию Великобритании разработала пакет соответствующих документов по комплексному и правовому регулированию работы стадионов. В Италии Национальным олимпийским комитетом разработан документ, комплексно отражающий технические нормативы и организационные требования различных типов спортивных объектов. Аналогичный документ имеется в Германии.
Разработано два ряда нормативных документов, касающихся Международной спортивной федерации. В частности, Международная федерация баскетбола в 2003 году издала детальное требование по баскетбольным аренам, как при учебно-тренировочном процессе, так и для проведения соревнований самого высокого уровня. Европейская ассоциация плавательных бассейнов также разработала соответствующие нормы. Серьезное внимание уделяется вопросам стандартизации используемого на аренах оборудования. В частности, Европейский комитет стандартизации выпустил стандарты для зрительских сооружений, которые распространяются на спортивные сооружения. В 2004 году был издан общий европейский стандарт зрительной зоны для зрительских помещений.
К сожалению, на территории России, на сегодняшний день отсутствуют требования пожарной безопасности, отражающие специфику закрытых спортивных сооружений:
- СНиП II-Л.11-70 «Спортивные сооружения. Нормы и правила проектирования» был отменен в 2003 г.;
- проект СП «Закрытые спортивные сооружения. Требования пожарной безопасности», разработанный ВНИИПО в 2013 году до сих пор не утвержден.
Между тем, крытые спортивные здания и сооружения с числом посадочных мест в зале или суммарной вместимостью помещений более 500 человек, в соответствии с положениями Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (ред. от 31.12.2014) относятся к объектам с массовым пребыванием людей и, следовательно, являются объектами первоочередными, к которым должна быть разработана комплексная система обеспечения безопасности, в том числе пожарной безопасности.
Вывод по статье: состав технического комплекса средств, входящих в систему противопожарной защиты спортивных сооружений, должен выбираться из условия решения следующих задач:
- своевременного обнаружения пожара и выдачи сигналов управления установками, входящими в систему противопожарной защиты;
- обеспечения оповещения людей о пожаре и организации управления безопасной эвакуацией людей в безопасную зону;
- защиты эвакуационных путей от опасных факторов пожара для обеспечения проведения эвакуации (спасения) людей;
- тушения возникшего пожара стационарными установками пожаротушения;
- обеспечения интеграции технических средств системы противопожарной защиты.