В настоящее время осуществляется активное строительство гаражей, оформляются права на них. И эти вопросы являются актуальными. Однако существуют проблемы, касающиеся трудностей оформления прав на объекты гаражного строительства, а также деятельности гаражных объединений. Эти проблемы связаны с отсутствием комплексного нормативного правового регулирования вопросов участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов.
Законодательные нормы, касающиеся деятельности ГСК, содержатся в нескольких нормативно-правовых документах: в первую очередь, в Гражданском кодексе РФ (ГК РФ) [1], частично - в Законе СССР «О кооперации в СССР» от 26 мая 1988 года № 8998-XI [9] (Не применяется на территории Российской Федерации в части, касающейся потребительской кооперации (Постановление Верховного Совета РФ от 19 июня 1992 года № 3086-1 [10]), в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 08 декабря 1995 года № 193-ФЗ [5]), в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон «О производственных кооперативах» от 08 мая 1996 года № 41-ФЗ [6]), в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ [7]).
Однако, многие (в том числе и юристы) заблуждаются в отношении не только правового положения, но и правовой природы гаражно - строительных кооперативов, применяя нормы ГК РФ, а также Закона РФ от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» [8], регулирующие деятельность потребительских кооперативов к гаражным кооперативам, относя ГСК к разновидности потребительских кооперативов.
В соответствии со статьями 123.2, 123.3. ГК РФ потребительским кооперативом признается основанное на членстве добровольное объединение граждан и юридических лиц в целях удовлетворения их материальных и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В статье 2 Закона № 3085-1конкретно указано: «Настоящий Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации», а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и другие). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов «потребительское общество», «союз потребительских обществ» не допускается».
Кроме того, возникает вопрос - может ли гаражный кооператив быть саморегулируемой организацией. Саморегулируемой считается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [3], при условии ее соответствия всем установленным данным федеральным законом требованиям. Такое определение дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 01 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» [4].
В свою очередь п. 3 ст. 1 Закона о некоммерческих организациях прямо устанавливает, что данный Закон не распространяется на потребительские кооперативы, тем более не распространяется на гаражные кооперативы, гаражный строительный кооператив объединяет физических лиц и не может иметь статус саморегулируемой организации.
В рамках реформирования гражданского законодательства были унифицированы нормы, закрепляющие основы регулирования отношений в некоммерческих организациях, основанных на участии (членстве), содержащиеся в многочисленных нормативных актах. В результате в Гражданском кодексе РФ нашли закрепление общие положения, определяющие правовой статус корпоративных юридических лиц. Однако обновленные нормы не во всех случаях учитывают особенности некоммерческих организаций, специфику их деятельности и уже сложившиеся, эффективно применяемые на практике правила, содержащиеся в специальных законах. Это лишает логичности правовое регулирование в данной сфере и создает условия для возникновения спорных ситуаций. Отсутствие последовательности в правовой регламентации указанных объединений можно проследить на примере такой организационно-правовой формы некоммерческих организаций, как гаражный кооператив.
Согласно части 2 ст.14 Закона СССР «О кооперации в СССР» высшим органом управления кооператива является общее собрание, которое для руководства текущими делами избирает председателя, а в крупных кооперативах также правление. Каждый член кооператива имеет один голос независимо от размера его имущественного взноса.
По смыслу части 3 данной статьи к исключительной компетенции общего собрания кооператива относится избрание председателя кооператива, правления и ревизионной комиссии, решение вопросов о приеме в члены кооператива, исключения из него, а также вопросы, связанные с выходом из кооператива. В статье 11 «Создание кооператива и его устав» Закона «О кооперации в СССР» указано: «Устав кооператива принимается общим собранием граждан, желающих учредить кооператив».
Проанализируем деятельность одного из гаражно-строительных кооперативов города Тюмени. В 1994 году общим собранием гаражного кооператива принимается и утверждается Устав кооператива, который проходит соответствующую регистрацию. В разделе «Права и обязанности» членов кооператива имеется положение о том, что члены кооператива обязаны внести деньги в размере сметной стоимости полностью до начала строительства. После внесения паевых взносов всеми членами кооператива и строительства гаражей кооператив как юридическое лицо регистрируется в налоговой инспекции. Практика деятельности подобных кооперативов показывает, что одни члены кооператива по определенным своим причинам продают гараж, другие покупают. Покупатели уже не вносят паевой взнос, т.к. продавец уже внес его до строительства проданного гаража. И это аксиома, однако в дальнейшей своей деятельности предприимчивые председатели кооперативов, (в частности кооператива, о котором идет речь), указывают покупателям на то, что если они не внесли паевой взнос при покупке, помимо оплаты за сам гараж, они не имеют права оформить гараж в собственность (если ранее гараж не был собственностью продавца). Со сменой председателя кооператива, как ни странно, принимается другой Устав (август 2011 года), в котором включены положения, ущемляющие права членов кооператива, например, «член кооператива, исключенный из кооператива, лишается права пользования гаражом». На каком таком основании? Гараж построен на средства частных лиц, а им вдруг запрещают пользоваться своим гаражом. Далее принято уже в другом Уставе (ноябрь 2011 года) положение о том, что «член кооператива может быть исключен из кооператива на основании призывов (подстрекательства) членов кооператива к неуплате членских взносов, неподчинения и противодействие председателю, публичные оскорбления и угрозы физической расправы в отношении председателя…». Что это? Гаражно-строительный кооператив – это добровольное объединение граждан или полукриминальная структура?
С внесением изменений в Гражданский кодекс РФ в 2014 году [2] включена глава 9.1. «Решение собраний». Это очень своевременные нормы, позволяющие принимать решение не «кучкой» заинтересованных лиц и в свою угоду, а учитывать голоса всех членов сообщества, т.е. на нашем примере – членов гаражного кооператива. Казалось бы, принят закон, но отдельные лица не желают его исполнять. И только потому, что не получится протащить удобные для председателя и его людей решения. На этот момент ссылается П. Крашенниников в своей статье «Высокая печать»: «Теперь правила четко сформулированы: должны собраться не менее 50 процентов от общего числа участников. Чтобы решение было принято, за него должно проголосовать большинство. Прописаны в законе и правила оформления протокола, и, самое главное, оспаривания решений собраний» [11]. Нормы данной главы четко сформулированы, положения о проведении конференций, заменяющих собрания, отсутствуют. Безусловно, председателю и правлению не выгодно проводить общие собрания, т.к. необходимо будет учесть голоса, мнения всех членов кооператива. Как правило, эти мнения не совпадают, т.к. членские взносы оседают в кармане председателя и прикормленных им членов правления.
При этом необходимо отметить, законодатель внес изменения в закон, появилась глава в ГК РФ, но почему до сих пор судебная практика по данным спорам не уменьшается, а увеличивается? Почему бы не указать более конкретно, что проведение общих собраний в коллективах касается всех без исключения кооперативов (жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов, садоводческих, огороднических, дачных кооперативов). А поскольку нет конкретных ссылок в ГК РФ на гаражные кооперативы, нет желания у указанных лиц – председателя кооператива исполнять закон.
Таким образом, поскольку в настоящее время нет специального закона, регулирующего деятельность гаражно-строительных кооперативов, постольку имеются все основания говорить о существовании некого правового вакуума в отношении подобных организаций. Правовое положение ГСК на сегодня определяется его Уставом в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации. Однако в этом и состоит проблема, так как содержание Устава при регистрации в налоговой инспекции не проверяется и никто в него не вникает, а это позволяет отдельным не чистым на руку председателям включать нелепые положения, указанные выше, или исключать из Устава положения, необходимые для законной деятельности кооператива, например, исключение из Устава проведение независимой аудиторской проверки.
Указанные обстоятельства осложняют правоприменительную деятельность. В связи с этим представляется необходимым в рамках ГК РФ или специального закона, закрепляющих особенности правового статуса гаражных кооперативов, закрепить единообразные нормы, определяющие проведение общих собраний в кооперативе, момент и условия вступления лиц в кооператив, а также установить общую правовую регламентацию внесения ими взносов в имущество кооператива, выход членов из кооператива, ведение финансово – хозяйственной деятельности кооператива и другие положения. 13 апреля 2016 года в Госдуму внесен проект Федерального закона № 1043216-6 «О праве собственности на гаражи и гаражных объединениях». Как отмечается инициатором законопроекта, депутатом Госдумы П.В. Крашенинниковым, необходимость его принятия связана с существующими проблемами оформления прав на объекты гаражного строительства и деятельности гаражных объединений из-за отсутствия комплексного законодательного акта, регулирующего вопросы участия данных объектов в гражданском обороте, правового положения гаражных (гаражно-строительных) кооперативов, а также прав и обязанностей их членов [12].
Принятие законопроекта снимет правовую неопределенность статуса гаражей, объединений их собственников, что послужит стимулом для развития гаражного строительства. Надеемся, что этот законопроект будет принят, поскольку только принятие конкретных норм или отдельного закона позволит избежать того хаоса, который существует сегодня в гаражных кооперативах.