Полный текст статьи
Печать

Для Ростовской области, которая по своему стратегическому положению на Северном Кавказе, экономическому, ресурсному потенциалу является одной из ведущих областей РФ, проблема оптимального обращения с отходами производства и потребления имеет чрезвычайно актуальное значение в связи с большим количеством накопленных и ежегодно образующихся отходов, низким уровнем их использования, отторжением под размещение отходов значительных территорий, низким уровнем эффективности управления отходами [5].

Ежегодно на территории Ростовской области образуется более 7 млн. тонн промышленных отходов и более 4,5 млн. тонн бытовых отходов.

Всего лишь 20% промышленных и бытовых отходов размещены в соответствии с санитарными нормами и требованиями. Остальная масса размещается с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Источником образования ТБО является деятельность населения, а также деятельность предприятий и организаций. На территории области функционирует 719 объектов размещения твердых бытовых отходов, на которые ежегодно вывозится порядка 4,5 млн. тонн отходов. Из всего этого объема в соответствии с требованиями природоохранного законодательства размещается всего 4 % отходов. Остальные 4,3 млн. тонн являются мощным источником загрязнения окружающей среды, так как размещаются на свалках, в большинстве своем несанкционированных, не соответствующих санитарным и экологическим требованиям. При этом, как правило, свалки располагаются на водосборных поверхностях, а во многих случаях и в водоохранных зонах[4].

В настоящее время на территории области практически отсутствуют предприятия по переработке твердых бытовых отходов, по извлечению из состава ТБО вторичного сырья и дальнейшего его использования. Кроме двух мусоросортировочных линий, в городах Ростове-на-Дону и Таганроге, в области больше нет ни одного производства по извлечению вторичного сырья из ТБО [5].

На территории области функционирует порядка 18 организаций занимающихся  сбором промышленных отходов (ООО «Фонд Экология Дона» г.Ростов-на-Дону, ООО «Батвторпереработка» г.Батайск, ООО «Южнопромышленный союз» г.Таганрог и др.).   Шесть  предприятий перерабатывающих вторичные ресурсы: (ОАО «Ростовбумага» г.Ростов-на-Дону, ЗАО «Аксайский стекольный завод» г.Аксай, ОАО «Стройфарфор» г.Шахты и др.). Единственное предприятие, осуществляющее обезвреживание ртутьсодержащих отходов - НПП «Промэкология» г.Ростов-на-Дону. Широко известен среди промпредприятий  Кагальницкий   Ветсанутильзавод, занимающийся сбором нефтеодходов и повторно использующий их в качестве жидкого топлива. Сто сорок организаций   осуществляют сбор лома и отходов цветных и черных металлов [4].

Необходимо отметить, что на территории области  размещаются всего лишь 3 полигона промышленных отходов (ООО фирма «Утилизация» в г.Новочеркасске, полигон токсичных отходов ранее принадлежавший ОАО «Волгодонский химический завод», МП «Комбинат по благоустройству», осуществляющий эксплуатацию полигона жидких промышленных отходов в г.Азове). В связи с длительным сроком эксплуатации (с 60 годов прошлого столетия) на сегодняшний день полигоны не соответствуют современным требованиям [3].

На сегодняшний день в Ростовской области идет активное развитие перерабатывающей промышленности. По данным «Интерфакс» с ссылкой на учредителя компании ООО "Кадет" Дмитрия Чехомова, выступавшего на заседании совета по инвестициям при губернаторе Ростовской области. ООО "Кадет" (официальный дистрибутор ОАО "Пивоваренная компания "Балтика") планировал до 2015 года создать в Ростовской области комплекс по переработке твердых бытовых (ТБО) и медицинских отходов с производством энергоносителей и полимерных изделий стоимостью 2,58 млрд рублей[5].

Так же в Ростовской области планируют построить кластер по переработке отходов.  Компания "ЭкоСтрой-Дон" планирует реализовать в Ростовской области инвестпроект общей стоимостью 3,8 миллиарда рублей по созданию кластера чистой переработки бытовых и промышленных отходов, сообщил председатель совета директоров компании Альфред Минин на заседании совета по инвестициям при губернаторе области[5].
В кластер войдут мусороперерабатывающий комплекс в Октябрьском районе и четыре станции перегруза отходов на территории области. Годовая проектная мощность переработки составит 600 тысяч тонн.
Инвестор намерен приступить к строительным работам до середины 2013 года, вводить комплекс тремя очередями и вывести его на проектную мощность в 2016 году. Срок окупаемости проекта - девять лет [5].

Совет по инвестициям принял предварительное решение о включении проекта кластера по переработке отходов в "100 губернаторских проектов". Предполагается, что кластер будет окончательно включен в указанный перечень приоритетных для области проектов и сможет рассчитывать на предоставление льгот по налогам в областной бюджет после того, как в январе 2013 года "ЭкоСтрой-Дон" представит подтверждение об участии Сбербанка в кредитовании проекта.

Окружающая среда загрязняется не только ТБО, но и жидкими или газообразными выбросами химических веществ.

По состоянию на 2013 год выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников и автотранспортных средств и предприятий области составили 176,0  тыс. тонн, что на 1 тыс. тонн больше, чем в 2012 году[2].

Для большинства современных предприятий легкой промышленности области характерна индустриализация производственных процессов, которые определяет основной и ключевой элемент стратегии их развития. Такая стратегия и тактика обязательно приведет к тому, что образующиеся на предприятии различные отходы превысят уровень, при котором дальнейшие развитие может приостановиться. Если с этим не начать бороться сегодня, то завтра может быть уже поздно. Нужно как можно быстрее строить и вводить в эксплуатацию заводы по переработки вторичных отходов, чтобы загрязнение окружающей среды становилось меньше. Проведенный анализ показал, что в настоящее время в подавляющем большинстве муниципальных образований Ростовской области система управления отходами не создана и не работает. Даже в Ростове-на-Дону при наличии одного из лучших в России полигона ТБО система санитарной очистки улиц оставляет желать лучшего[1].

В городах области реализуется простая нераздельная в основном контейнерная схема сбора и вывоза отходов, малоэффективная с точки зрения вторичной переработки и рециклинга. А в сельских поселениях области, как правило, вообще отсутствует система сбора и вывоза отходов.

Город Шахты является уникальным населенным пунктом. потому что город внесен в «Книгу рекордов Гиннеса» как уникальный инкубатор Олимпийских чемпионов -9 чемпионов.

Население города, даже с учетом временного экономического упадка, стабильно растет. По переписи 2010 года в Шахтах проживает около 240 тыс. чел. Около 100 тыс. из них трудятся на промышленных предприятиях.  Однако экология в городе хромает, как – никак промышленный центр. Кроме предприятий, выбрасывающих в атмосферу тонны загрязняющих веществ, в ветреную погоду в городе тяжело спастись от пыли. Такое ее количество объясняется как степным положением города, так и многочисленными терриконами (искусственными насыпями из грунта, который был извлечен из шахт во время добычи угля). Со временем эти искусственные горы, конечно, зарастают деревьями и травой, но пока не обросли, доставляют немало хлопот местным жителям.

Ведутся колоссальные работы по усовершенствованию экологической проблемы.  В свою очередь, мы предлагаем следующее решение экологической проблемы.

Среди факторов, наиболее сильно ухудшающих экологию любого крупного города, главную роль играет увеличивающееся количество автомобилей и повышение концентрации выхлопных газов и пыли. С точки зрения традиционного подхода к благоустройству территории, с углекислотой и пылью во дворе должен справляться газон. Необходимость умещать в плотной городской застройке и газоны, и парковки приводит к тому, что асфальтовый паркинг побеждает газоны.

Попытки использовать под парковку зелёные зоны заканчиваются плохо. И дело не в том, что выхлопные газы плохо влияют на растения (напротив, часть их абсорбируется или используется кустами и травой в процессе фотосинтеза): протекторы шин разрушают слой почвы, что приводит к гибели растений.

Решение задачи экономичного и экологичного благоустройства – экологическая парковка.Экологическая парковка позволяет совместить зелёную зону во дворе или на городской магистрали и паркинг. Тогда как на газоне быстро разрушается почвенный плодородный слой, на экологической парковке он сохраняется долго (при должном уходе не менять его можно в течение трёх-четырёх лет).

К преимуществам экологической парковки относят:

  • долговечность (пластиковая газонная решётка выдерживает длительное давление автотранспорта весом до шести тонн);
  • устойчивость травяного покрова (примятая трава быстро распрямляется, а корневая система остаётся нетронутой, благодаря решётке);
  • способность поглощать часть выхлопных газов и пыль (последняя частично обновляет почву).

Рынок предложения в данной отрасли постоянно растет и последние тенденции городского благоустройства говорят о том, что крупные мегаполисы России, решая проблему нехватки парковочных мест в городах, всерьез задумались и об экологии.