Полный текст статьи
Печать

В пределах рынка невозможно добиться устойчивого успеха в бизнесе, не планируя его эффективное развитие, не аккумулируя постоянно сведенья о своих перспективах и возможностях, о состоянии определенных рынков, о развитии на них конкурентов и собственной конкурентоспособности. Проблема конкурентоспособности значительна, так как носит многоцелевой и всемирный характер. Сейчас она касается практически всех страны мира, всех организаций производительности товаров. В условиях растущего влияния на национальные экономики научно-технической революции, объединенных процессов, разрастание конкуренции на новые части общественно полезной деятельности и приобретения более строгого характера, конкурентоспособность являеться всемирным явлением .    

       Конкурентоспособность организации — это сравнительная характеристика, которая показывает уровень отличия этого предприятия от конкурентов в сфере удовлетворения потребителей. Сильная конкурентоспособность торговой организации определяется удовлетворенностью и желанием покупателей повторно покупать продукцию этой фирмы, отсутствием претензий к предприятию со стороны потребителей, акционеров, партнеров, престижностью работы в этой организации. Конкурентоспособность розничного торгового предприятии, не только включает качественные и ценовые характеры товаров, но зависит от уровня менеджмента. Сформировавшиеся структуры управления ресурсными потоками, инвестиционной и инновационной составляющими его деятельности. Так же, на конкурентоспособность оказывает давление ситуация, которая складывается  на том или ином рынке, уровень конкуренции, испытываемый организацией со стороны других участников рынка, оснащенность техникой, уровень ведения инноваций, мотивирование и уровень квалификации работников, финансовая стабильность. При других равных условиях главной ролью становиться  маркетинговая составляющая конкурентоспособности организации.

      Маркетинг направлен на обозначение наиболее важных потребностей потребителей, учет изменений потребительских предпочтений, оценку перспектив сегментов рынка, создание и претворение эффективных стратегий по усилению конкурентоспособности.

       При всем разнообразии толковой конкурентоспособности организации можно определить характерные признаки: Множество авторов не часто рассматривают понятие «конкурентоспособность предприятия» с точки зрения занимаемой им доли рынка и конкурентоспособности продукции.     

       Конкурентоспособность организации определяет количество и эффективность использования всех его ресурсов. Конкурентоспособность предприятия совершенств во времени, изменения зависят как от внешних, так и от внутренних причин. Конкурентоспособность — сравнительный  показатель. Базой для сравнения являются идентичные показатели конкурентоспособности предприятий-конкурентов или совершенных идеальных предприятий.     

      Конкурентоспособность товара и предприятия —понятие связанные друг с другом. Конкурентоспособность — это свойство объекта, характеризующееся уровнем удовлетворения им определенных желаний по сравнению с идентичными объектами, находящихся на этом рынке. Конкурентоспособность предприятия — это возможность бороться с конкуренцией в сравнении с похожими объектами на том или ином рынке. Конкурентоспособность предприятия определяет степень развития этой организации в сравнении с уровнем развития конкурентных организаций по уровню удовлетворения собственными товарами потребности потребителей и по эффективности производительности. Конкурентоспособность предприятия показывает инвестору его привлекательность. На конкурентоспособность организации так же влияют экологическая и социальная среда.

        Конкурентоспособностью товаров можно и нужно управлять, так как они имеют важную роль в росте конкурентоспособности организации. Моделирование показателей конкурентоспособности проходит на стадии разработки проекта товара. Цель специалистов по маркетингу в этой части работы заключается в нахождении параметров качества, послепродажного обслуживания, сервиса, цены, которые определяют конкурентоспособность товара, закрепляя его успех на рынке. Главным обеспечением конкурентоспособности товара на рынке является соотношение качества, сервиса и цены, но все же причину успеха или не успеха могут повлиять и другие факторы (рекламы, престижа марки и др.). Но конкурентоспособность планируется на этапе проектирования и производства, поэтому не полностью поддается влиянию маркетинга в процессе сбытовой деятельности. Обеспечение конкурентоспособности — это большая проблема, ее можно совершенствовуя продажи и сервисное обслуживание товаров, т. е. осуществлением целенаправленной деятельности по установлению, созданию и поддержки нужного уровня конкурентоспособности на всех этапах жизненного цикла товара. Как правило, усилия прилагаются для побуждения следующих целей: улучшения качества; спад издержек обращения; побуждения маркетинговых усилий. Элементы из которых состоит конкурентоспособность,  являются многофакторными характеристиками, они рассматриваются как отдельные объекты управления. Важную роль в повышении конкурентоспособности играет стратегический подход в управлении конкурентоспособностью организации.

        Сила эксплерентов определена ведением принципиальных новшеств, они получают прибыль из первоначального присутствия на рынке. Они в 85 случаях из 100 терпят неудачу, но за счет 15 случаев получают большой технический, финансовый и моральный успех. Они стали двигателями научно-технического прогресса. Лозунг эксплерентов: «Лучше и дешевле, если получится». Выбирая масштаб конкуренции и сбалансировав оптимальное сочетание видов деятельности, организации торговли, по М. Портеру, основывается на одной из трех базовых стратегий завоевания конкурентных преимуществ: преобладающее лидерство в издержках; дифференциация товаров; фокусирование. Первая стратегия означает работу над подъемом производительности торговой организации. Она должна определять средний уровень цен посредством достижения равенства в области качества. Имеется в виду, что качество товаров и услуг торговой организации должно иметь минимальный уровень или комбинированием выгод, которые хотят видеть покупатели на розничном рынке . Уменьшение издержек достигается с помощью расчета масштаба производительности (как внешнего, так и внутреннего — расширение торговых точек, разнообразия товаров, экономии за счет опыта, лучшей организации ассортимента, логистики и т. д.

        Позиция невысокого уровня издержек ограждает торговую организацию от конкурентов, так же этот уровень показывает, что она может получать прибыль в условиях, когда ее конкуренты уже не имеют такую способность, а так же от сильных покупателей. Последние могут использовать свою власть только для того, чтобы опустить цены до уровня менее эффективных конкурентов. Невысокие издержки защищают от сильных поставщиков, создавая торговому предприятию высокий уровень гибкости при росте стоимости вводимых товаров. Факторы, создающие позицию низкого уровня издержек, как правило, создают также высокие барьеры для вхождения, связанные с экономией на масштабе или преимуществами в издержках. Так же, позиция не высокого уровня издержек, создает для организации более лучшие в сравнении с конкурентами условия по отношению к наследникам. Вот так позиция невысокого уровня издержек ограждает организацию от всех пяти конкурентных сил, та как рыночные факторы не перестают действовать в направлении спада прибылей только до тех пор, пока не сведут к нулю прибыль конкурентов, идущих за лидером по эффективности, и поскольку менее эффективные конкуренты первыми страдают от конкурентного давления .

        Вторая базовая стратегия — это стратегия разделения товара. Она дает защиту от конкурентной борьбы, поскольку обеспечив лояльность покупателей к бренду и снижает чувствительность к цене товара. Разделение приводит к росту чистой прибыли, что снижает важность проблемы издержек. Стратегия разделения ведет к созданию эксклюзивного образа. Помогает улучшить конкурентоспособность за счет создания входных барьеров в виде: преданности  покупателей, возможности провозглашения как лидера и первопроходца в той или иной сфере, защита от сильных конкурентов, которым для копирования необходимо сделать большие возможности, чтобы быть лишь номером два, приобретенного опыта, который конкурентам сложно воспроизвести.