В условиях достаточно нестабильной политики государства, высоких налогов с каждым днем получает все большее распространение сектор малого и среднего бизнеса.
В экономике Краснодарского края сфера малого и среднего предпринимательства занимает важное место.
Валовой региональный продукт (ВРП) Краснодарского края в 2016 году ожидается на уровне 2,13 трлн рублей, что на 1,1% больше, чем прогнозируемый ВРП по итогам 2015 года – 1,96 трлн рублей.
По данным министра экономики Краснодарского края в 2015 году ВРП края был сформирован в основном за счет транспорта и связи (порядка 15%), оптовой и розничной торговли (19% от объема ВРП). Доля промышленного сектора в структуре валового регионального продукта составило около 15%, а сельского хозяйства – 19%. Доля строительного комплекса в структуре валового регионального продукта Краснодарского края составило 11%.
В секторе малого предпринимательства Краснодарского края осуществляют трудовую деятельность свыше 200 тыс. субъектов малого бизнеса, в котором занято более 400 тыс. человек (20 % трудоспособного населения). В структуре ВРП малое предпринимательство занимает 27 %. Стратегией социально-экономического развития Краснодарского края до 2020 г. предусмотрено увеличение доли малого бизнеса в ВРП края до 60 % , поэтому региональным властям приходится принимать особые меры, направленные на его поддержку. С 2015 г. внимание акцентировано именно на развитии малых и средних форм ведения бизнеса. Наибольшую поддержку должны получить фермерские хозяйства и наукоемкие предприятия. В бюджете края на это предусмотрено 700 млн. руб., что превышает аналогичные показатели прошлого года в 3 раза [1].
По итогам 2015 года (оценка) на территории края осуществляли деятельность 289,5 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, по отношению к прошлому году произошло их увеличение на 2,6 %.
Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, транспорта и связи, доля которых в общем количестве малых и средних форм хозяйствования составляет 69 %.
В среднем по краю на 1 000 человек постоянного населения приходится 52,6 субъектов малого и среднего предпринимательства, более подробно по районам представлено на рисунке 1.
Рисунок 1- Количество занятого населения в малом и среднем бизнесе в Краснодарском крае (на 1000 чел.), ед.
Лучшими по данному показателю из рисунка 1 являются города Краснодар – 82,2 ед., Сочи – 70,5 ед., Анапа – 62,3 ед., Геленджик – 61,4 ед., а также Туапсинский район –51 ед. Наименьшие результаты достигнуты в Успенском районе – 30,6 ед., Новокубанском районе – 32,2 ед., Гулькевичском районе – 32,4 ед., Отрадненском районе – 32,7 ед. и Щербиновском районе – 33,7 ед.
По итогам 2015 года (оценка) в сферу малого и среднего предпринимательства в качестве работников вовлечено 601,1 тыс. человек, по отношению к прошлому году произошло их уменьшение на 0,2 % (оптимизация затрат индивидуальных предпринимателей за счет уменьшения численности их наемных работников).
Наибольший уровень занятых в малом и среднем предпринимательстве в качестве работников сосредоточен в сферах торговли и ремонта, обрабатывающих производств, а также строительства, на долю которых приходится 61 % от численности населения, занятого в данном секторе экономики в качестве работников.
Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года (оценка) составил 1 754 458,6 млн. рублей, по отношению к прошлому году рост значения данного показателя составил 9,3 %.
Наибольшая часть оборота субъектов малого и среднего предпринимательства приходится на сферы торговли и ремонта, обрабатывающих производств и строительства, доля которых в обороте всех малых и средних форм хозяйствования составляет 78 %.
Объем инвестиций в основной капитал субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2015 года (оценка) составил 58 634,5 млн. рублей, что на 3,7 % больше, чем в прошлом году. Наибольший объем капитальных вложений приходится на сферы торговли и ремонта, строительства, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, обрабатывающих производств, доля которых в объеме инвестиций в основной капитал малых и средних форм хозяйствования составляет 69 %.
Сектор малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае имеет достаточный ресурсы для увеличения всех показателей. Что касается направления развития, то органы государственной поддержки сферы деятельности малого бизнеса должны расширять не только сферу торговли и ремонта, но пытаться сделать так, чтобы все виды экономической деятельности, в том числе и аграрная отрасль, находились пусть не в равновесном положении друг с другом, а хотя бы стремились к этому.
Наиболее значимой на наш взгляд является проблема, связанная с сельским хозяйством. В настоящее время доля малых предприятий в сельскохозяйственных организациях значительна мала. Это 5,5% в общей структуре малого бизнеса региона. При том, что по своей сути Кубань является регионом, в большей степени ориентированным на сельском хозяйство.
Об этом свидетельствует значение ВРП по сельскому хозяйству – 19%. Доказательством также является занимаемая площадь, где общая посевная площадь сельскохозяйственных культур в 2014 году составила 3,7 млн. га, в том числе зерновых и зернобобовых культур – 2,4, технических культур – 0,8, картофеля и овощебахчевых – 0,1, кормовых культур – 0,3 млн. га.
Поскольку в аграрном секторе наиболее высокие показатели отмечаются в растениеводстве и, в первую очередь, в зерновом производстве, следует обратить внимание и развивать отрасль животноводства.
В 2015 году по большинству видов продукции наблюдался рост производства по сравнению с предыдущим годом: валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 12,9 млн. тонн (106,9%), сахарной свеклы – 6,7 (100,5%), картофеля – 0,6 (107,5%), овощей – 0,8 млн. тонн (107,1%). Благодаря сбору высоких урожаев сельскохозяйственных культур Краснодарский край занимает лидирующую позицию в Российской Федерации по сбору зерновых культур – 12% валового объема, производимого в стране и 48% в Южном федеральном округе; сахарной свеклы – 21% и 92% соответственно; семян подсолнечника – 13% и 41%; винограда – 40% в России. В Краснодарском крае собирается весь объем российского чая, субтропических и цитрусовых культур.
На конец 2015 года в хозяйствах всех категорий насчитывалось 543 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 218 тыс. коров, 334 тыс. голов свиней, 197 тыс. голов овец и коз, в сельскохозяйственных организациях края выращивалось 12,5 млн. голов птицы. Несмотря на наблюдающееся снижение поголовья стада крупного рогатого скота (на 4% по сравнению с 2013г.), коров (на 3%), птицы (на 8%), Краснодарский край по-прежнему является одним из крупнейших производителей животноводческой продукции в России. За 2015 год в крае произведено 340 тыс. тонн мяса (в убойном весе), 1302 тыс. тонн молока, 1,4 млрд. штук яиц. По итогам 2015 года край занял третье место по производству скота и птицы на убой (в живом весе), четвертое – по производству молока, седьмое – по производству яиц. В Южном федеральном округе объем производства этих видов продукции, производимой в крае, достигло 37%, 40% и 32% соответственно [2].
Таким образом, проанализировав основные показатели развития и функционирования малого и среднего предпринимательства, нами предложены рад мероприятий.
Одним из предложенных нами мероприятий будет являться поддержание и развитие перерабатывающей отрасли. В дальнейшем для более крупного производства переработанной продукции возможно создание системы кооперативов по переработки продукции сельского хозяйства со стороны Правительства Краснодарского края. Это позволит расширить масштабы производства, увеличить объемы реализации и повысить отрасль сельского хозяйства и его долю в структуре малого бизнеса Краснодарского края.
Помимо этого также по нашему мнению, для сельскохозяйственных предприятий необходимо создать Институт проблем малого бизнеса в этой области, где решались бы вопросы относительно ресурсов, финансирования, поддержки, развития и сбыта производимой продукции. Благодаря такому институту предприятия будут достаточно информированы о происходящем в той сфере, в которой они реализуют свой потенциал. Кроме этого у предпринимателей есть возможность наладить контакты с поставщиками сырья и материалов, заключать первое время с помощью института выгодные договора на поставку своей продукции другим организациям, что в дальнейшем позволит самим предпринимателям правильно выбирать наилучшие места закупок и сбыта.
При рассмотрении мероприятий по поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, по нашему мнению, в Краснодарском крае необходимо создать бизнес-инкубатор, который будет оказывать различного рода услуги. К ним можно отнести: бухгалтерские, юридические, секретарские, консалтинговые, бизнес-образования и многие другие, которые необходимы предпринимателям решившим открыть свое дело в секторе малого и среднего бизнеса.
Образование бизнес-инкубаторов является достаточно современным способом поддержки малого предпринимательства. Видя, как развивается и функционирует крупная организация, предприниматели малых форм станут наиболее эффективно руководить своей фирмой и более организованно подходить к тому или иному вопросу.
На базе крупных предприятий малые смогут, на первых стадиях своего развития, познакомится с возможными поставщиками, с рынками сбыта своей продукции, а также проанализировать и разработать свой улучшенный процесс производства готовой продукции. Вследствие чего, еще одним мероприятием, для поддержки сектора малого и среднего предпринимательства, должно стать создание системы бизнес-инкубаторов на площадях крупных предприятий.
Предложенные мероприятия выразим в виде таблицы 1, где наглядно видно состояние края по одному из мероприятий и возможное его состояние после принятия и реализации предложенных решений по проблемам изложенным выше.
Подводя итог всему выше сказанному можно отметить, что развитие систем поддержки для малого бизнеса на данном этапе является достаточно эффективной. Однако чтобы немного их усовершенствовать нами были предложены некоторые меры по борьбе с проблемами, возникающими при организации бизнеса.
Таблица 1
Предложения по совершенствованию поддержки сектора малого и среднего бизнеса в крае
Мероприятия |
Настоящее время |
После реализации мероприятий |
1 |
2 |
3 |
Развитие предприятий перерабатывающих сельскохозяйственную продукцию |
Недостаточное количество предприятий данной отрасли |
В результате увеличится количество предприятий в этой отрасли, они будут рационально размещены по территории края, что позволит снизить себестоимость продукции, а следовательно и ее цену на рынках
|
1 |
2 |
3 |
Создание в структуре Министерства сельского хозяйства края отдела по проблемам малого бизнеса |
В регионе отсутствует институт информирования предпринимателей малого бизнеса |
Предприятия будут достаточно информированы о происходящем в той сфере, в которой они реализуют свой потенциал. У предпринимателей появится возможность наладить контакты с поставщиками и потребителями. |
Совершенствование системы передачи муниципальной недвижимости субъектам малого и среднего бизнеса |
Передача земельных участков и производственных помещений для малых фирм затруднительна |
Позволит заинтересовать предпринимателей в предлагаемых участках, увеличит бюджет края за счет средств арендной платы, возрастет количество арендуемых площадей |
Создание информационного отдела обязательной консультации предприятий малого и среднего бизнеса по вопросам его развития |
На данном этапе развития сектора малого бизнеса консультирование государственными органами и органами местного самоуправления происходит по желанию. |
Позволит на месте решать возникающие вопросы и проблемы, а также укрепить взаимоотношения властей с предпринимателями и снизить расходы на инвестирование ненужных направлений развития. |
Рассмотрение возможности создания бизнес-инкубаторов для малого бизнеса на площадях крупных предприятий аграрной отрасли |
Резидентами данного проекта будут являться предприятия аграрной отрасли |
На базе крупных предприятий малые смогут, на первых стадиях своего развития, познакомится с возможными поставщиками, с рынками сбыта своей продукции, а также проанализировать и разработать свой улучшенный процесс производства готовой продукции. В цело повысится конкурентоспособность малого бизнеса в крае |