Томск - это город, в котором зима бывает очень суровой. И ежегодно среди автомобилистов возникает проблема сложного, а порой и невозможного, запуска двигателя автомобиля в зимних условиях. Эта проблема может возникнуть по ряду причин. Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. И, как следствие, невозможность прокрутки вала двигателя. Моторное масло играет важнейшую роль в эксплуатации двигателя автомобиля. Его основная задача — это смазка. Моторное масло разных видов и сортов отличается по характеристикам, определяющим сферу их применения. В зависимости от характеристик, масло рекомендуется для использования в разных типах двигателей, работающих в различных условиях и температурных режимах. Для покупателей наибольшую важность представляют два показателя: вязкость (позволяет определить, подойдет ли масло для определенного сезона и климата) и допуск (подходит ли масло для данного автомобиля). Причем даже для одного и того же типа масла, но разных марок показатель вязкости может отличаться в зависимости от температурных условий. Исходя из этого, нами была поставлена следующая цель: исследование зависимости вязкости моторных масел различных марок от температуры.
Для реализации поставленной цели решались следующие задачи:
- Изучить классификацию моторных масел;
- Изучить характеристики моторных масел;
- Определить вязкость моторных масел при различных (низких) температурах;
- Сформулировать рекомендации автомобилистам по применению различных масел при низких температурах.
Объект исследования: моторное масло.
Предмет исследования: вязкость.
Методы исследования.
Теоретические: анализ информации по темам “Моторные масла”, “Характеристики моторных масел”, “Вязкость и способы ее измерения”.
Практические: эксперимент по определению вязкости (кинематической и динамической) моторных масел при различных температурах.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
Моторное масло - это смазочный материал, который используется с целью уменьшения трения в движущихся частях двигателей внутреннего сгорания.
Первое в мире моторное масло было запатентовано в 1873 году американским доктором Джоном Эллисом. В 1866 году Эллис изучал свойства сырой нефти в медицинских целях, но обнаружил, что сырая нефть обладает хорошими смазочными свойствами. Джон Эллис зарегистрировал Valvoline — первый в мире бренд моторного масла.
Моторное масло разделяется на три типа: минеральное, синтетическое и полусинтетическое.
Существует классификация масел по вязкостно-температурным свойствам и классификация масел по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE (Американская ассоциация автомобильных инженеров).
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала.
SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел.
Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним.
Надежность работы двигателя во многом определяется выбором масла с оптимальной вязкостью.
Вязкость - это одна из важнейших характеристик масел, которая характеризует внутреннее трение, определяет текучесть и способность обеспечить жидкостной режим смазывания. Различают кинематическую и динамическую вязкость.
Кинематическая вязкость, характерная для простых масел при положительных температурах, определяется в капиллярных вискозиметрах, а динамическая - для загущенных (всесезонных) масел и масел при отрицательных температурах, определяется в ротационных вискозиметрах, ее величина зависит не только от температуры, но и от градиента скорости сдвига.
Динамическую вязкость представляет собой произведение кинематической вязкости на плотность жидкости, в технической системе ее измеряют в сантипуазах (сП), а в системе СИ - в миллиПаскаль-секундах (мПа-с), где 1 сП= 1 мПа-с. Это сопротивление, которое оказывает жидкость при относительном перемещении двух ее слоев поверхностью 1 м2, находящихся на расстоянии 1 м друг от друга и перемещающихся под действием внешней силы в 1 Н со скоростью 1 м/с.
Кинематическую вязкость в технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ в м2/с или в мм2/с. Кинематической вязкостью [ν] называется величина, равная отношению динамической вязкости жидкости [μ] к ее плотности [ρ] при той же температуре: ν = μ/ρ.
В ходе эксперимента была измерена динамическая (методом Стокса) и кинематическая (вискозиметром ВПЖ-2, d=1,77 мм) вязкость при различных температурах для следующих марок масла:
- ZIC XQ 5w40
- Helix HX7 5w40
- Castrol Magnatec 5w40
Кинематическая вязкость определялась по следующей формуле:
K - постоянная вискозиметра (1,022 )
T - время истечения жидкости, с
ν - кинематическая вязкость жидкости, мм2/с
g - ускорение свободного падения (м/с2)
Результаты измерений показаны в таблице 1.
Таблица 1. Кинематическая вязкость (вискозиметр)
Масло |
t = +210С |
t = -70С |
t = -140C |
t = -180C |
t = -210C |
|||||
Тср, с |
ν, мм2/с |
Тср, с |
ν, мм2/с |
Тср, с |
ν, мм2/с |
Тср, с |
ν, мм2/с |
Тср, с |
ν, мм2/с |
|
ZIC XQ 5w40 |
143 |
146,04 |
153 |
156,25 |
192 |
196,08 |
198 |
202,21 |
241 |
246,13 |
Helix HX7 5w40 |
139 |
141,957 |
188 |
191,99 |
199 |
203,23 |
224 |
228,76 |
246 |
251,24 |
Castrol Magnatec 5w40 |
128 |
130,723 |
176 |
179,74 |
230 |
234,89 |
236 |
241,02 |
239 |
244,08 |
Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1) вязкость масла увеличивается с понижением температуры; 2) Из всех марок масел меньше всего увеличилась вязкость Castrol Magnatec.
Динамическая вязкость (Па*с) определялась по следующей формуле:
t – время падения, с
r – радиус шарика, м
R0– радиус сосуда, м
l – высота падения, м
ρ – плотность шарика, кг/м3
ρ0 – плотность жидкости, кг/м3
Для измерения вязкости использовалась следующая установка (рис. 1).
Значения динамической вязкости представлены в таблице 2.
ρ = 8900 кг/м3
l = 0,14 м
r = 2 мм
R0 = 0,015 м
Значения плотности масел:
Плотность масла ZIC XQ (при всех температурах): 1660 кг/м3.
Плотность масел Helix HX7 и Castrol Magnatec (при всех температурах): 1760 кг/м3.
Таблица 2. Динамическая вязкость (метод Стокса)
Масло |
t = +210С |
t = -70С |
t = -140C |
t = -180C |
t = -210C |
|||||
, cм/с |
μ, Па·с |
, cм/с |
μ, Па·с |
, cм/с |
μ, Па·с |
, см/с |
μ, Па·с |
, см/с |
μ, Па·с |
|
ZIC XQ 5w40 |
4,59 |
0,503 |
9,59 |
0,838 |
11,13 |
1,07 |
15,01 |
1,109 |
17,65 |
1,305 |
Helix HX7 5w40 |
1,73 |
0,34 |
4,83 |
0,81 |
7,53 |
0,996 |
10,35 |
1,505 |
13,12 |
2,103 |
Castrol Magnatec 5w40 |
2,56 |
0,34 |
6,36 |
0,76 |
9,48 |
0,859 |
12,15 |
1,370 |
15,95 |
2,59 |
Таким образом, можно сделать вывод, что при понижении температуры динамическая вязкость увеличивается. Причем у масла Castrol Magnatec интенсивнее, чем у ZIC и Helix.
Динамическая вязкость важна при определении низкотемпературных свойств смазок, но её редко применяют при анализе масла или для определения класса вязкости. По многим разным причинам, исследователя масла интересует кинематическая вязкость. А по этому показателю лучшие свойства показало масло Castrol Magnatec. Но сказать, что остальные масла более худшего качества нельзя. Их показатели вязкости незначительно отличаются от Castrol Magnatec и все значения укладываются в рамки допустимых производителем.
Следует отметить, что эффективность работы мотора зависит не от абсолютного значения вязкости при определенных температурах, а от динамики ее изменений при работе в определенных диапазонах рабочих температур, а также соответствие этой динамики конструкции данного двигателя. Если двигатель рассчитан на параметры авто-масла 5w30, тогда моторное масло с маркировкой 0w20 не подходит и его заливать нельзя, а с маркировкой 5w40 не рекомендуется. Значит, использовать то авто-масло, которое подходит согласно требованиям производителя двигателя, но ни в коем случае не рекомендациям изготовителя авто-масла.
В целом по маслам можно дать следующие рекомендации:
− перечень марок масел, допущенных к применению, постоянно изменяется, получают допуск новые марки, некоторые его теряют;
− температурный диапазон применения, указанный на упаковке масла, носит лишь рекомендательный характер;
− не стоит оценивать масла по цвету, большинство вводимых в него присадок делают его более темным;
− замену масла при тяжелых условиях эксплуатации необходимо производить в 1,5—2 раза чаще, тоже рекомендуется делать для автомобилей со значительным пробегом, так как условия его работы в изношенных двигателях более жесткие, в частности из-за окисляющего действия сгоревших газов, попадающих в масляный катер;
− быстрое (через 1—2 тыс. км пробега) почернение масла не обязательно указывает на потерю его эксплуатационных свойств;
− доливать следует тот же сорт масла, который залит в двигатель, так как масла разных производителей содержат различные пакеты присадок и смешивание может ухудшить их свойства;
− нежелательно смешивать минеральные и синтетические масла, а также доливать минеральное в полусинтетическое из-за разной растворимости присадок в минеральной и синтетической основах;
− если неизвестно, что использовал прежний владелец автомобиля, перед заменой желательно промыть систему смазки;
− добавление в моторное масло различных препаратов может улучшить одни его свойства и резко ухудшить другие.