Полный текст статьи
Печать

Объект исследования: молодежь как социально-демографическая группа.

Предмет: модель-образ современной молодежи, сформированная в общественном сознании.

Цель: исследовать образы современной молодежи в общественном сознании через возрастной символизм.

Задачи:

  1. Изучить теоретические подходы к анализу проблемы образа современной молодежи.
  2. Проанализировать представления о современной молодежи, сформировавшиеся в общественном сознании, и траектории интернализации социально-ролевых требований.
  3. Выявить ценностные ориентиры у исследуемых групп, направленные на формирование модели-образа.
  4. Определить модель-образ молодежи по результатам эмпирического исследования.

Гипотезы:

  1. На представления о социально-психологических качествах современной молодежи влияет возрастная группа.
  2. Траектории интернализации социально-ролевых требований в содержательном отношении в разных возрастных группах молодежи неоднозначны и неравномерны.
  3. Ценностные установки на уровне индивидуальных приоритетов имеют непосредственное влияние на формирование модели-образа современной молодежи.

Эмпирическую основу составили методика «Личностный дифференциал» Д.А. Богдановой и С.Т. Посоховой; методика Ш. Шварца; авторская анкета «Представления о современной молодежи».

Генеральная совокупность – социально-демографические группы, выделяемые по возрастному признаку: от 14 лет и старше.

Признаки выборочной совокупности: возраст, принадлежность к определенной социальной группе.

Объем выборки:молодежь– 244 человека (14-18 лет: 148 человек, 19-23 года - 68 человек, 24-35 лет - 28 человек), взрослые люди (35-55 лет) - 94 человека, пожилые люди (от 55 лет) - 52 человека. Всего 390 респондентов.

Научная новизна: проведен анализ представлений трех разновозрастных групп (молодежь, взрослые и пожилые люди) о социально-психологических качествах молодых людей.Исследованы траектории интернализации социально-ролевых требований в разных статусных группах молодежи. Проанализированы социальные установки и ценностные ориентиры современной молодежи и определена ее модель-образ.

Практическая значимость работы заключается в разработке модели-образа современной молодежи в представлениях трех возрастных групп (молодежь, взрослые и пожилые люди). Результаты исследования позволят специалистам, работающим с молодежью, создавать программы и методики, позволяющие осуществлять успешную социализацию молодых людей и корректировать их девиантное поведение. Также результаты могут быть использованы для выработки практических рекомендаций для педагогов по духовно-нравственному направлению образовательной деятельности.

Теоретико-методологическая база исследования: в современном мире молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и социально-психологических свойств. [1, c.55]

Границами возраста молодежи с социальной позиции, является период от 14 до 30-35 лет. [5, c.120] В возрасте как явлении отражены характеристики человеческой сущности как био- и социокультурного существа. Индивидуальный возрастной процесс всегда представляет собой комплексное взаимодействие биологического и психологического развития, которое происходит в изменяющейся социокультурной среде, при этом доминантным оказывается именно культурный фактор. [3, c.160]

Молодежь как особую группу, связанную с культурно-историческими особенностями общества, эффективно исследовать с учетом возрастного символизма, т.е. системы представлений и образов, в которых культура воспринимает, осмысливает и легитимирует жизненный путь индивида и возрастную стратификацию общества. [2, c.2]

Каждая личность обладает особым набором социальных ролей. Социальная роль – это модель поведения, ориентированная на данный социальный статус. Система социальных ролей молодежи имеет сложную структуру, включающую в себя требования, предъявляемые к ней с позиций прошлого, настоящего и будущего. В процессе реализации социально-ролевых функций происходит самоидентификация молодежи как социально-возрастной группы. Перечень ее социально-ролевых требований, выступающих как предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения, доводится до объекта в процессе социализации и связанной с ним воспитательной деятельностью. Для трансформации социальной роли в элемент личности, она должна быть интернализована, то есть пройти через процесс превращения внешних реальных действий, свойств предметов в устойчивые качества личности через усвоение индивидом или группой людей выработанных в обществе социальных ценностей, норм, установок, стереотипов. В ходе интернализации социально-ролевые нормы оцениваются с точки зрения интересов и ценностных ориентаций личности. В социологической науке существует траекторная модель социализации индивида, разработанная А.И. Ковалёвой, которая определяется влиянием среды, социальным статусом личности и диспозицией личности, т.е. предрасположенностью к определенному восприятию условий деятельности и к определенному поведению в этих условиях. [6, c.3-4, 33]

Под ценностным ориентациям молодежи понимается направленность субъекта на цели, осознаваемые им позитивно в соответствии с принятыми в обществе образцами и имеющимися жизненным опытом, и индивидуальными предпочтениями. Такая направленность может осознаваться в разной степени, выражаться в фактах поведения, веры, знания и иметь форму стереотипа, суждения, проекта (программы), идеала, мировоззрения. [4, c.25]

Для определения модели-образа современной молодежи разработан критериально-оценочный инструментарий, включающий в себя следующие показатели: 

  1. Анализ представлений о социально-психологических качествах молодежи, сформированных в общественном сознании.
  2. Исследование траекторий интернализации социально-ролевых требований молодежи.
  3. Ценностные ориентиры современной молодежи, направленные на формирование модели-образа. 

В современном мире на изменение образов в общественном сознании стала влиять виртуальная среда, поэтому данное исследование базируется на изучении групп социальной сети «ВКонтакте», популярной среди молодежи, что подтверждают результаты исследований проекта Web Index.

Для изучения образа молодежи в социальной сети автором произведен анализ цитат из 40 групп в ВКонтакте, касающихся современной молодежи. Выбор групп проводился на основании их количественного и качественного состава, где значительную часть участников составляли молодые люди (79%). По результатам анализа цитат составлена обобщающая таблица, отражающая самоидентификацию молодежи в Интернет – среде, разработаны и проанализированы следующие критерии: А – «Социально-психологические качества молодежи» - освещен в сети на 57%, Б – «Социальные проблемы молодежи» - на 23%, В – «Ценности молодежи» - на 14%, Г – «Отношение молодежи к возрасту» - на 6%. В ходе анализа критерия А,выяснилось, чтомолодежь характеризуется такими психологическими качествами как: эмоциональная чувствительность, ранимость (13%), самоуверенность (11%), самокритичность (15%), озабоченность красотой и здоровьем (15%).

Изучение социальных проблем исследуемой группы в рамках критерия Б показало, что она акцентирует свое внимание преимущественно на проблемах, связанных с обучением (25%), одиночеством и неразделенной любовью (по 20%).

Исследование критерия В дало понять, что большое значение молодые люди придают следующим ценностям: родители и семья (34%), взаимность (17%), любовь (17%), - интерпретирующимися молодежью в положительном аспекте.

Анализ критерия Г показал, что  отношение молодежи к возрасту имеет неоднозначный характер.

Таким образом, молодые люди самоидентифицирует себя через совокупность признаков и ценностей, содержащихся в публикуемых высказываниях и комментариях, определяющих особенности их социального положения и характерные социально-психологические качества.

Изучение восприятия образа молодежи требует комплексного подхода с учетом представлений различных социально-демографических групп. В связи с этим в 2015-2016 гг. автором проведена авторская анкета «Представления о современной молодежи» для разновозрастных групп: молодежь (14-35 лет), взрослые (35-55 лет) и пожилые (от 55 лет и старше) люди, проанализированы и обобщены полученные данные о социальном положении и социально-психологических качествах современной молодежи. Выяснилось, что для 36% анкетируемых современная молодежь – будущее России, для 27% – тот, кто приходит на смену старшему поколению. Пятая часть опрошенных интерпретируют молодежь, как людей планирующих и строящих свое будущее. И только 1% респондентов в возрасте от 35 до 55 лет видят современную молодежь, как наиболее физически здоровую часть населения.

36% опрошенных определяют идеальный возраст молодежи в интервале от 14 до 35 лет, - период, когда происходит  формирование устойчивой системы ценностей.

На вопрос о том, как изменилось молодое поколение за последние 10 лет 21% опрошенных ответили, что оно изменилась в худшую сторону, а именно, стала более эгоистичной. 20% уверены, что молодые люди стали более прагматичными, а 19% отметили рост агрессивности.

Наиболее подходящими характеристиками для современной молодежи, по мнению анкетируемых, являются: стремление к самостоятельности и подражание стандартам, широкий спектр интересов и потребностей, чрезмерная эмоциональная чувствительность. Всего 8% опрошенных характеризуют ее неустойчивостью психологии и сознания, а 5% противоречивостью мнений. Это связано с тем, что в период юности человек познает себя и становится особенно чувствительным к «внутренним», психологическим проблемам.

При этом, для респондентов от 35 лет главная ценность молодежи  - это материально обеспеченную жизнь и карьерный рост.

По мнению 48% опрошенных молодежь ожидает успешное трудоустройство, получение высшего образования и создание счастливой семьи.

Процесс социализации молодежи нуждается в интегральном показателе, в качестве которого   выступает социализационная траектория, ее важным компонентом является отношение к будущему. Обобщив результаты анкетирования, выяснилось, что молодые люди ориентированы на оптимистическое будущее, где они добиваются своих целей и самореализовываются, при этом у них нет чувства страха, что говорит о высокой социальной мобильности молодого поколения.

В ходе исследования автором составлена иерархия жизненных целей современной молодежи. Все возрастные группы выделяют семейное счастье, карьеру, образование, стремление стать квалифицированным специалистом, что говорит о интернализации гуманистического образа жизни и действий. При этом, у обучающейся молодежи на втором месте стоит образование, где  ценностные ориентации необходимо рассматривать в прочной связи с трудоустройством. А уже с 19 лет, в период студенчества и профессионального становления, на втором месте оказывается карьера, где материальная состоятельность выходит на первый план.

Исходя из жизненных целей молодых людей, автором выявлены следующие траектории интернализации социальных ролей молодежи: ориентация на семью, стремление быть хорошим семьянином; ориентация на образование: практическая реализация себя как личности, стремление раскрыть свои индивидуальные способности и стать квалифицированным специалистом.

В современном мире актуальной проблемой является приспособление молодого поколения к новой социальной реальности, что обуславливает необходимость изучения изменений, происходящих в сознании молодежи. В ходе шкалирования по методике «Личностный дифференциал» выяснено, что для молодых людей заметную выраженность в структуре личности представляют такие качества как: общительность и дисциплинированность. Небольшую выраженность: эмоциональная устойчивость, доверчивость, смелость, чувствительность, самостоятельность.

Для выявления ценностных ориентаций молодежи, автором на основе методики Шварца составлены ранжированные ряды, показавшие, что на уровнях нормативных идеалов, т.е. ценностей на уровне убеждений, и индивидуальных приоритетов, т.е. ценностей, которые проявляются в конкретных поступках, в реальном социальном поведении молодого человека, характеризуются высокой значимостью: самостоятельность, безопасность, гедонизм. При этом полученные данные не совпадают по ценностям средней и низкой значимости, так как ценностные установки на уровне нормативных идеалов не всегда могут реализовываться в поведении вследствие ограничения возможностей.

Исходя из результатов исследования, определена модель-образ современной молодежи, которая включает в себя:

Возрастной признак: 14-35 лет.

Социальная роль: современная   молодежь – это:  будущее России; тот, кто приходит на смену старшему поколению.

Траектории интернализации социальных ролей: ориентация на семью и на образование.

Социально-психологические качества: наиболее выраженные: эмоциональная чувствительность, ранимость, общительность; слабо выраженные: искренность, эмоциональная устойчивость, самостоятельность.

Ценностные установки: на уровне нормативных идеалов: ранжируются от самостоятельности  до стимуляции; на уровне индивидуальных приоритетов: от самостоятельности до власти.

Проведенное исследованиеопровергнуло вторую гипотезу и подтвердило правомерность первой и третьей, что дало основание сделать следующие выводы:

  1. Представления о социально-психологических качествах современной молодежи в первую очередь зависят от возрастной группы.
  2. Среди молодых людей проявляются ориентации на достижении личного успеха, материального благополучия, при этом, в числе приоритетных ценностей семья и здоровье.
  3. В ценностных установках молодого поколения  ключевую роль играет уровень индивидуальных приоритетов.
  4. Ролевые функции молодежи усваиваются преимущественно однозначно и равномерно.
  5. По результатам исследования определена обобщенная модель-образ современной молодежи в общественном сознании.