Полный текст статьи
Печать

Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет огромное значение в жизни любой страны. Оно способствует созданию новых рабочих мест, формированию самозанятости среди населения, доходной базы бюджетов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, развитию деловой активности населения при помощи роста интереса к деятельности в сфере предпринимательства,  повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности предпринимательской среды, процветанию внешнеэкономических связей, продвижению продукции собственного производства не только на региональные, но и зарубежные рынки.

Субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) принято считать хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, потребительские кооперативы, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы и соответствуют критериям отнесения к СМСП [1].

Следует отметить немаловажное ограничение, касающееся хозяйственных обществ и партнерств. Для них обязательным является выполнение хотя бы одного из приведенных ниже условий [1]:

  • · суммарная доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также организаций и фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 25%. Кроме этого суммарная доля участия иностранных юридических лиц, юридических лиц, не отнесенных к СМСП, не должна превышать 49%;
  • · акции акционерных обществ, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг, обязаны соответствовать акциям инновационного экономического сектора;
  • · деятельность данных юридических лиц направлена на реализацию результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительными правами на них должны обладать учредители или участники хозяйственных партнерств и обществ;
  • · наличие статуса участника проекта согласно 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • · участниками или учредителями признаны юридические лица (ЮЛ), находящиеся в перечне ЮЛ, которые оказывают государственную помощь инновационной деятельности.

Также к критериям отнесения к СМСП принадлежат предельные значения средней численности работников, доходов от осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий год.

Средняя численность работников за предыдущий год [1]:

  • · для микропредприятий (выделяются среди малых предприятий): до 15 человек;
  • · для малых предприятий: до 100 человек;
  • · для средних предприятий: от 101 до 250 человек.

Предельные значения доходов от осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий год [6]:

  • · для микропредприятий: 120 млн. рублей;
  • · для малых предприятий: 800 млн. рублей;
  • · для средних предприятий: 2 млрд. рублей.

Если на протяжении 3х лет подряд значения средней численности работников и доходов от осуществления предпринимательской деятельности отклоняются от предельных значений, представленных выше, категория СМСП подлежит изменению [1].

МСП – один из ведущих инструментов, способствующих социально-экономическому развитию страны в целом. Рассмотрим динамику СМСП в РК за последние годы (Таблица 1).

Таблица 1

Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия за 2011-2015гг., ед. [2]

Наименование показателя

2011

2012

2013

2014

2015

Малые предприятия, всего

в т.ч.  микропредприятия

9 081

7 526

9 312

8 008

11 710

10 488

9 256

8 185

9 264

8 185

Средние предприятия

70

68

102

94

94

Индивидуальные предприниматели, чел

 

18 155

 

17 915

 

15 079

 

15 025

 

14 938

Всего СМСП

27 306

27 295

26 891

24 375

24 296

Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что в период с 2011 по 2015гг. прослеживается отрицательная тенденция развития СМСП в РК. Действительно, в последние годы в Республике Карелия наблюдается очень мало людей, которые хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. Такой тенденции развития бизнеса в РК способствуют не только существующие проблемы в сфере МСП, но и отсутствие активности предпринимателей, которые не задумываются на перспективу, не открывают новые направления деятельности, не способствуют процветанию производственной сферы, сосредотачиваясь, главным образом, на перепродажах. Также этот факт подтверждает следующее: 67% малых и средних предприятий сконцентрированы в г. Петрозаводске, а всего лишь 33% - в районах, т.е. в районах Республики Карелия сохраняется низкий уровень экономической активности населения, что неизбежно приводит к оттоку из районов наиболее активных граждан.

Кроме этого, в 2013г. были увеличены ставки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ для ИП, что привело к снижению количества СМСП. Также помимо увеличения объема страховых и налоговых выплат для ИП с 17 000 до 36 000 рублей еще одной причиной снижения числа СМСП в 2013г. является запрет на продажу табака и алкоголя в палатках [3].

Для оценки проблемного поля в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) РК были проведены экспресс-опросы предпринимателей, представителей карельских бизнес-ассоциаций. Анализ этих опросов выявил ряд трудностей, с которыми сталкиваются СМСП в РК, среди которых выделяют низкую доступность кредитных и финансовых ресурсов, высокие административные барьеры, дефицит земельных участков и инновационных площадок, которые снабжены необходимыми коммуникациями и инфраструктурой, высокие тарифы естественных монополий, сложности в обеспечении кадрами СМСП, трудности в обновлении оборудования в связи с узкими возможностями лизинга для СМСП в РК и др. [4]. Рассмотрим более подробно проблему предоставления субсидий с целью развития и поддержки СМСП в РК.

Развитие малого и среднего бизнеса считается одной из ключевых социально-экономических задач на федеральном и региональном уровнях. Правительство РК проводит эффективную политику создания благоприятной среды для процветания СМСП. Ежегодно для реализации региональной программы поддержки и развития СМСП в РК Министерство экономического развития и промышленности РК выделяет значительную сумму средств из бюджета РК, а также из федерального бюджета привлекаются средства в виде субсидий (Таблица 2).

Таблица 2

Бюджетные ассигнования из бюджета Республики Карелия и субсидии из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия  за 2011-2015гг., тыс руб. [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Год

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Бюджетные ассигнования из бюджета Республики Карелия, тыс руб.

23 800

58 700

34 175

9 660

13 400

13 400

Субсидии из федерального бюджета, тыс руб.

76 100

186 000

105 419

16 100

71 182

42 300

В 2015г. для осуществления мероприятий, заложенных в программу поддержки и развития СМСП в РК, из бюджета РК были направлены бюджетные ассигнования в размере 13 400 тыс. рублей. Также из федерального бюджета были выделены денежные средства в виде субсидий в сумме 71 182 тыс. рублей. На 2016г. с целью развития СМСП в РК предусмотрено 13 400 тыс. рублей из бюджета РК и 42 300 тыс. рублей из федерального бюджета.

Данные субсидии были использованы с целью финансирования ниже представленных мероприятий [9]:

  • · государственная поддержка процессов бизнес-инкубирования, субсидирование части затрат на 1 м2 площади Бизнес-инкубатора РК для СМСП – 10 555 700 рублей;
  • · поддержка муниципальных образований в форме субсидий с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП – 27 948 340 рублей;
  • · субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства – 29 678 000 рублей;
  • · финансирование деятельности Центра поддержки экспорта РК – 3 000 000 рублей.

С 2016г. Республика Карелия с целью софинансирования муниципальных программ намерена предоставлять субсидии на возмещение части затрат СМСП в связи с уплатой процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями РФ. Данное мероприятие позволит облегчить доступ к кредитным ресурсам, а также развить систему банковского кредитования в сфере МСП [8].

Рассмотрим более подробно субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства, а также предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП в РК.

Одним из распространенных мероприятий финансовой поддержки СМСП в РК является предоставление субсидий на возмещение части затрат СМСП в связи с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства продукции, осуществляемое с 2013г. Размер субсидии не должен превосходить 10 млн рублей с условием не более 50% созданных СМСП затрат на покупку оборудования в собственность, при этом среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 30 человек [8].

Таблица 3

Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с приобретением оборудования для создания, развития, модернизации производства продукции за 2013-2015гг. [7], [9], [10]

Год

Количество субсидий

1

2

2013

12

2014

12

2015

15

В 2015г. по итогам конкурса данные субсидии получили 15 СМСП, занятые в сфере производства строительных материалов, пищевой промышленности, рыбоводства, на общую сумму 29 574 197 рублей (Таблица 3) [9].

Для сокращения затрат СМСП в РК осуществляется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования муниципальных программ поддержки и развития СМСП, в т.ч. в монопрофильных муниципальных образованиях, а также для выдачи грантов СМСП на открытие собственного дела. Среди 319 моногородов РФ присутствуют 11 монопрофильных населенных пунктов РК: г. Кондопога, г. Костомукша, г. Лахденпохья, г. Питкяранта, г. Пудож, г. Сегежа, г. Суоярви, пгт. Пиндуши, пгт. Надвоицы, пгт. Вяртсиля, пгт. Муезерский [10]. Такой вид поддержки СМСП в РК используется с 2011г. Таблица 4 демонстрирует основные показатели, характеризующие реализацию данного мероприятия за 2011-2015гг.

Таблица 4

Основные показатели реализации мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10] 

Год

Количество заявок

Количество предоставленных субсидий

Размер субсидии, руб.

Всего

В т.ч. монопрофильным населенным пунктам

2011

10

9

4

12 500 000

2012

13

13

7

30 099 693

2013

20

18

8

62 424 328

2014

19

17

10

10 576 212

2015

21

20

5

30 198 340

Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе. В 2015г. поступила 21 заявка от администраций муниципальных образований РК, по итогам которых 20 муниципальных образований получили финансовую помощь в размере 30 198 340 рублей.

В настоящее время ведется работа с муниципальными образованиями РК относительно освоения средств субсидий, т.к. не все муниципалитеты имеют возможность предоставлять гранты СМСП. Например, Лахденпохский, Калевальский, Кондопожский, Муезерский районы, а также Сегежское городское поселение не смогли использовать в полном объеме субсидии, выделенные из федерального бюджета. Отметим, что с 2011г. Кондопожское городское поселение не в состоянии освоить федеральные субсидии. Так, в 2015г. возврат недоиспользованных субсидий составил 600 тыс. рублей. Данный факт негативно сказывается на финансовой поддержке СМСП со стороны органов исполнительной власти в будущем: сокращается величина субсидий из федерального бюджета на цели развития и поддержки СМСП в РК [12].

Результатами предоставления субсидий являются:

─осуществление программ обучения, повышения квалификации в сферах деятельности, которые связаны с применением современных информационных и инновационных технологий управления, развития производства, услуг;

─выдача грантов начинающим СМСП с целью открытия собственного дела, что способствует созданию новых рабочих мест.

По итогам 2015г. 69 предпринимателей получили гранты на создание своего дела, что привело к появлению 184 рабочих мест (Таблица 5).

Таблица 5

Количество выданных грантов и созданных рабочих мест как результат предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований

в 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10]

Показатель

2011

2012

2013

2014

2015

Количество грантов

48

20

35

44

69

Количество созданных рабочих мест

80

165

109

121

184

Предоставление грантов осуществляется в безвозмездном и безвозвратном порядке на основании конкурса с учетом долевого финансирования целевых расходов на регистрацию СМСП, а также затрат на начало деятельности. Сумма гранта не может превышать 500 тыс. рублей в расчете на 1 получателя такой поддержки. Данные гранты могут получить впервые зарегистрированные, а также осуществляющие предпринимательскую деятельность менее 1 года на дату подачи заявки СМСП. Еще одним требованием следует отметить наличие бизнес-проекта и сертификата об обучении основам предпринимательской деятельности. Прежде чем получить грант, СМСП должен подтвердить вложения собственных средств в размере не менее 25% от величины получаемого гранта для осуществления бизнес-проекта на дату подачи заявки [8].

Для улучшения среды развития СМСП в РК в сфере инноваций осуществляется предоставление субсидий инновационным компаниям на цели софинансирования затрат СМСП на основе конкурса. Размер таких субсидий не должен превышать 75% затрат на 1 СМСП, но не более 5 000 тыс. рублей для инновационной компании, среднесписочная численность сотрудников которой составляет менее 30 человек, и не более 15 000 тыс. рублей для инновационной компании, среднесписочная численность работников которой не менее 30 человек .  В 2015г. инновационная компания «Центр пожарной робототехники «ЭФЭР» была удостоена субсидии на сумму 2,4 млн. рублей (Таблица 6) [9].

Таблица 6

Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям за 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10]

Год

2011

2012

2013

2014

2015

Количество СМСП, получивших субсидии, ед.

5

2

7

5

1

Необходимо вспомнить тот факт, что летом 2015г. 32 предпринимателям было предложено вернуть субсидии в бюджет в связи с не достижением показателей бизнес-плана. Эти СМСП обратились за помощью к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РК, который выявил ряд нарушений со стороны государства при оформлении договора с СМСП. Договор включал индикаторы, не предусмотренные в соглашениях о межбюджетном финансировании. В результате права предпринимателей были восстановлены, незаконные требования к СМСП при заключении договора о предоставлении субсидий были ликвидированы. Следует помнить, что единственным основанием для возврата субсидий является их нецелевой характер использования [13].

Подводя итог выше сказанному, отметим, что МСП в Республике Карелия признается высокоперспективным сектором экономики, который от года в год увеличивает свой вклад в поддержание экономического роста. В целях сокращения затрат для СМСП Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия разработало комплекс мер по финансовой поддержке бизнеса РК, который включает в себя предоставление субсидий на развитие СМСП.

В статье более детально рассмотрено субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства, а также предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП в РК, которые имеют мультипликационный эффект и способствуют не только улучшению бизнес-климата в РК, но и развитию экономики, которая в последние годы показывает отрицательную динамику в связи с макроэкономической нестабильностью не только в РФ, но и в зарубежных странах.

Однако у муниципальных образований возникают сложности при реализации предоставленных им субсидий, что приводит к не достижению целевых показателей и, как следствие, сокращению субсидий из федерального бюджета на цели развития и поддержки СМСП в РК. Для решения выявленной проблемы необходимо облегчить доступ СМСП к финансовым инструментам поддержки бизнеса путем смягчения критериев отбора предпринимателей. Предложенное решение будет способствовать процветанию бизнеса в республике, а также обеспечит доверие СМСП к органам исполнительной власти, которое в наши дни подорвано из-за судебных разбирательств с предпринимателями относительно возврата субсидий в бюджет.

Учитывая колоссальное значение МСП для экономики, важно, чтобы государство, а также инфраструктура поддержки и развития СМСП оказывали содействие в процветании данного сектора экономики, что поможет достигнуть высоких показателей социально-экономического развития не только субъектов России, но и страны в целом.

Работа выполнена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.