Малое и среднее предпринимательство (МСП) играет огромное значение в жизни любой страны. Оно способствует созданию новых рабочих мест, формированию самозанятости среди населения, доходной базы бюджетов бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов, развитию деловой активности населения при помощи роста интереса к деятельности в сфере предпринимательства, повышению конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности предпринимательской среды, процветанию внешнеэкономических связей, продвижению продукции собственного производства не только на региональные, но и зарубежные рынки.
Субъектами малого и среднего предпринимательства (СМСП) принято считать хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, потребительские кооперативы, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели (ИП), которые зарегистрированы и соответствуют критериям отнесения к СМСП [1].
Следует отметить немаловажное ограничение, касающееся хозяйственных обществ и партнерств. Для них обязательным является выполнение хотя бы одного из приведенных ниже условий [1]:
- · суммарная доля участия РФ, ее субъектов и муниципальных образований, а также организаций и фондов в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не должна превышать 25%. Кроме этого суммарная доля участия иностранных юридических лиц, юридических лиц, не отнесенных к СМСП, не должна превышать 49%;
- · акции акционерных обществ, которые обращаются на организованном рынке ценных бумаг, обязаны соответствовать акциям инновационного экономического сектора;
- · деятельность данных юридических лиц направлена на реализацию результатов интеллектуальной деятельности, при этом исключительными правами на них должны обладать учредители или участники хозяйственных партнерств и обществ;
- · наличие статуса участника проекта согласно 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
- · участниками или учредителями признаны юридические лица (ЮЛ), находящиеся в перечне ЮЛ, которые оказывают государственную помощь инновационной деятельности.
Также к критериям отнесения к СМСП принадлежат предельные значения средней численности работников, доходов от осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий год.
Средняя численность работников за предыдущий год [1]:
- · для микропредприятий (выделяются среди малых предприятий): до 15 человек;
- · для малых предприятий: до 100 человек;
- · для средних предприятий: от 101 до 250 человек.
Предельные значения доходов от осуществления предпринимательской деятельности за предыдущий год [6]:
- · для микропредприятий: 120 млн. рублей;
- · для малых предприятий: 800 млн. рублей;
- · для средних предприятий: 2 млрд. рублей.
Если на протяжении 3х лет подряд значения средней численности работников и доходов от осуществления предпринимательской деятельности отклоняются от предельных значений, представленных выше, категория СМСП подлежит изменению [1].
МСП – один из ведущих инструментов, способствующих социально-экономическому развитию страны в целом. Рассмотрим динамику СМСП в РК за последние годы (Таблица 1).
Таблица 1
Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия за 2011-2015гг., ед. [2]
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Малые предприятия, всего в т.ч. микропредприятия |
9 081 7 526 |
9 312 8 008 |
11 710 10 488 |
9 256 8 185 |
9 264 8 185 |
Средние предприятия |
70 |
68 |
102 |
94 |
94 |
Индивидуальные предприниматели, чел |
18 155 |
17 915 |
15 079 |
15 025 |
14 938 |
Всего СМСП |
27 306 |
27 295 |
26 891 |
24 375 |
24 296 |
Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что в период с 2011 по 2015гг. прослеживается отрицательная тенденция развития СМСП в РК. Действительно, в последние годы в Республике Карелия наблюдается очень мало людей, которые хотели бы заниматься предпринимательской деятельностью. Такой тенденции развития бизнеса в РК способствуют не только существующие проблемы в сфере МСП, но и отсутствие активности предпринимателей, которые не задумываются на перспективу, не открывают новые направления деятельности, не способствуют процветанию производственной сферы, сосредотачиваясь, главным образом, на перепродажах. Также этот факт подтверждает следующее: 67% малых и средних предприятий сконцентрированы в г. Петрозаводске, а всего лишь 33% - в районах, т.е. в районах Республики Карелия сохраняется низкий уровень экономической активности населения, что неизбежно приводит к оттоку из районов наиболее активных граждан.
Кроме этого, в 2013г. были увеличены ставки по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ для ИП, что привело к снижению количества СМСП. Также помимо увеличения объема страховых и налоговых выплат для ИП с 17 000 до 36 000 рублей еще одной причиной снижения числа СМСП в 2013г. является запрет на продажу табака и алкоголя в палатках [3].
Для оценки проблемного поля в сфере малого и среднего бизнеса (МСБ) РК были проведены экспресс-опросы предпринимателей, представителей карельских бизнес-ассоциаций. Анализ этих опросов выявил ряд трудностей, с которыми сталкиваются СМСП в РК, среди которых выделяют низкую доступность кредитных и финансовых ресурсов, высокие административные барьеры, дефицит земельных участков и инновационных площадок, которые снабжены необходимыми коммуникациями и инфраструктурой, высокие тарифы естественных монополий, сложности в обеспечении кадрами СМСП, трудности в обновлении оборудования в связи с узкими возможностями лизинга для СМСП в РК и др. [4]. Рассмотрим более подробно проблему предоставления субсидий с целью развития и поддержки СМСП в РК.
Развитие малого и среднего бизнеса считается одной из ключевых социально-экономических задач на федеральном и региональном уровнях. Правительство РК проводит эффективную политику создания благоприятной среды для процветания СМСП. Ежегодно для реализации региональной программы поддержки и развития СМСП в РК Министерство экономического развития и промышленности РК выделяет значительную сумму средств из бюджета РК, а также из федерального бюджета привлекаются средства в виде субсидий (Таблица 2).
Таблица 2
Бюджетные ассигнования из бюджета Республики Карелия и субсидии из федерального бюджета на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия за 2011-2015гг., тыс руб. [5], [6], [7], [8], [9], [10]
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Бюджетные ассигнования из бюджета Республики Карелия, тыс руб. |
23 800 |
58 700 |
34 175 |
9 660 |
13 400 |
13 400 |
Субсидии из федерального бюджета, тыс руб. |
76 100 |
186 000 |
105 419 |
16 100 |
71 182 |
42 300 |
В 2015г. для осуществления мероприятий, заложенных в программу поддержки и развития СМСП в РК, из бюджета РК были направлены бюджетные ассигнования в размере 13 400 тыс. рублей. Также из федерального бюджета были выделены денежные средства в виде субсидий в сумме 71 182 тыс. рублей. На 2016г. с целью развития СМСП в РК предусмотрено 13 400 тыс. рублей из бюджета РК и 42 300 тыс. рублей из федерального бюджета.
Данные субсидии были использованы с целью финансирования ниже представленных мероприятий [9]:
- · государственная поддержка процессов бизнес-инкубирования, субсидирование части затрат на 1 м2 площади Бизнес-инкубатора РК для СМСП – 10 555 700 рублей;
- · поддержка муниципальных образований в форме субсидий с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП – 27 948 340 рублей;
- · субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства – 29 678 000 рублей;
- · финансирование деятельности Центра поддержки экспорта РК – 3 000 000 рублей.
С 2016г. Республика Карелия с целью софинансирования муниципальных программ намерена предоставлять субсидии на возмещение части затрат СМСП в связи с уплатой процентов по кредитам, предоставленным кредитными организациями РФ. Данное мероприятие позволит облегчить доступ к кредитным ресурсам, а также развить систему банковского кредитования в сфере МСП [8].
Рассмотрим более подробно субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства, а также предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП в РК.
Одним из распространенных мероприятий финансовой поддержки СМСП в РК является предоставление субсидий на возмещение части затрат СМСП в связи с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства продукции, осуществляемое с 2013г. Размер субсидии не должен превосходить 10 млн рублей с условием не более 50% созданных СМСП затрат на покупку оборудования в собственность, при этом среднесписочная численность сотрудников должна составлять не менее 30 человек [8].
Таблица 3
Предоставление субсидий на возмещение части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства в связи с приобретением оборудования для создания, развития, модернизации производства продукции за 2013-2015гг. [7], [9], [10]
Год |
Количество субсидий |
1 |
2 |
2013 |
12 |
2014 |
12 |
2015 |
15 |
В 2015г. по итогам конкурса данные субсидии получили 15 СМСП, занятые в сфере производства строительных материалов, пищевой промышленности, рыбоводства, на общую сумму 29 574 197 рублей (Таблица 3) [9].
Для сокращения затрат СМСП в РК осуществляется предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования муниципальных программ поддержки и развития СМСП, в т.ч. в монопрофильных муниципальных образованиях, а также для выдачи грантов СМСП на открытие собственного дела. Среди 319 моногородов РФ присутствуют 11 монопрофильных населенных пунктов РК: г. Кондопога, г. Костомукша, г. Лахденпохья, г. Питкяранта, г. Пудож, г. Сегежа, г. Суоярви, пгт. Пиндуши, пгт. Надвоицы, пгт. Вяртсиля, пгт. Муезерский [10]. Такой вид поддержки СМСП в РК используется с 2011г. Таблица 4 демонстрирует основные показатели, характеризующие реализацию данного мероприятия за 2011-2015гг.
Таблица 4
Основные показатели реализации мероприятия по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных образований с целью софинансирования муниципальных программ поддержки и развития субъектов малого и среднего предпринимательства за 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10]
Год |
Количество заявок |
Количество предоставленных субсидий |
Размер субсидии, руб. |
|
Всего |
В т.ч. монопрофильным населенным пунктам |
|||
2011 |
10 |
9 |
4 |
12 500 000 |
2012 |
13 |
13 |
7 |
30 099 693 |
2013 |
20 |
18 |
8 |
62 424 328 |
2014 |
19 |
17 |
10 |
10 576 212 |
2015 |
21 |
20 |
5 |
30 198 340 |
Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе. В 2015г. поступила 21 заявка от администраций муниципальных образований РК, по итогам которых 20 муниципальных образований получили финансовую помощь в размере 30 198 340 рублей.
В настоящее время ведется работа с муниципальными образованиями РК относительно освоения средств субсидий, т.к. не все муниципалитеты имеют возможность предоставлять гранты СМСП. Например, Лахденпохский, Калевальский, Кондопожский, Муезерский районы, а также Сегежское городское поселение не смогли использовать в полном объеме субсидии, выделенные из федерального бюджета. Отметим, что с 2011г. Кондопожское городское поселение не в состоянии освоить федеральные субсидии. Так, в 2015г. возврат недоиспользованных субсидий составил 600 тыс. рублей. Данный факт негативно сказывается на финансовой поддержке СМСП со стороны органов исполнительной власти в будущем: сокращается величина субсидий из федерального бюджета на цели развития и поддержки СМСП в РК [12].
Результатами предоставления субсидий являются:
─осуществление программ обучения, повышения квалификации в сферах деятельности, которые связаны с применением современных информационных и инновационных технологий управления, развития производства, услуг;
─выдача грантов начинающим СМСП с целью открытия собственного дела, что способствует созданию новых рабочих мест.
По итогам 2015г. 69 предпринимателей получили гранты на создание своего дела, что привело к появлению 184 рабочих мест (Таблица 5).
Таблица 5
Количество выданных грантов и созданных рабочих мест как результат предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований
в 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10]
Показатель |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество грантов |
48 |
20 |
35 |
44 |
69 |
Количество созданных рабочих мест |
80 |
165 |
109 |
121 |
184 |
Предоставление грантов осуществляется в безвозмездном и безвозвратном порядке на основании конкурса с учетом долевого финансирования целевых расходов на регистрацию СМСП, а также затрат на начало деятельности. Сумма гранта не может превышать 500 тыс. рублей в расчете на 1 получателя такой поддержки. Данные гранты могут получить впервые зарегистрированные, а также осуществляющие предпринимательскую деятельность менее 1 года на дату подачи заявки СМСП. Еще одним требованием следует отметить наличие бизнес-проекта и сертификата об обучении основам предпринимательской деятельности. Прежде чем получить грант, СМСП должен подтвердить вложения собственных средств в размере не менее 25% от величины получаемого гранта для осуществления бизнес-проекта на дату подачи заявки [8].
Для улучшения среды развития СМСП в РК в сфере инноваций осуществляется предоставление субсидий инновационным компаниям на цели софинансирования затрат СМСП на основе конкурса. Размер таких субсидий не должен превышать 75% затрат на 1 СМСП, но не более 5 000 тыс. рублей для инновационной компании, среднесписочная численность сотрудников которой составляет менее 30 человек, и не более 15 000 тыс. рублей для инновационной компании, среднесписочная численность работников которой не менее 30 человек . В 2015г. инновационная компания «Центр пожарной робототехники «ЭФЭР» была удостоена субсидии на сумму 2,4 млн. рублей (Таблица 6) [9].
Таблица 6
Предоставление субсидий действующим инновационным компаниям за 2011-2015гг. [5], [6], [7], [9], [10]
Год |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Количество СМСП, получивших субсидии, ед. |
5 |
2 |
7 |
5 |
1 |
Необходимо вспомнить тот факт, что летом 2015г. 32 предпринимателям было предложено вернуть субсидии в бюджет в связи с не достижением показателей бизнес-плана. Эти СМСП обратились за помощью к Уполномоченному по защите прав предпринимателей в РК, который выявил ряд нарушений со стороны государства при оформлении договора с СМСП. Договор включал индикаторы, не предусмотренные в соглашениях о межбюджетном финансировании. В результате права предпринимателей были восстановлены, незаконные требования к СМСП при заключении договора о предоставлении субсидий были ликвидированы. Следует помнить, что единственным основанием для возврата субсидий является их нецелевой характер использования [13].
Подводя итог выше сказанному, отметим, что МСП в Республике Карелия признается высокоперспективным сектором экономики, который от года в год увеличивает свой вклад в поддержание экономического роста. В целях сокращения затрат для СМСП Министерство экономического развития и промышленности Республики Карелия разработало комплекс мер по финансовой поддержке бизнеса РК, который включает в себя предоставление субсидий на развитие СМСП.
В статье более детально рассмотрено субсидирование части затрат, связанных с покупкой оборудования для создания, развития, модернизации производства, а также предоставление субсидий муниципальным образованиям с целью софинансирования муниципальных программ развития СМСП в РК, которые имеют мультипликационный эффект и способствуют не только улучшению бизнес-климата в РК, но и развитию экономики, которая в последние годы показывает отрицательную динамику в связи с макроэкономической нестабильностью не только в РФ, но и в зарубежных странах.
Однако у муниципальных образований возникают сложности при реализации предоставленных им субсидий, что приводит к не достижению целевых показателей и, как следствие, сокращению субсидий из федерального бюджета на цели развития и поддержки СМСП в РК. Для решения выявленной проблемы необходимо облегчить доступ СМСП к финансовым инструментам поддержки бизнеса путем смягчения критериев отбора предпринимателей. Предложенное решение будет способствовать процветанию бизнеса в республике, а также обеспечит доверие СМСП к органам исполнительной власти, которое в наши дни подорвано из-за судебных разбирательств с предпринимателями относительно возврата субсидий в бюджет.
Учитывая колоссальное значение МСП для экономики, важно, чтобы государство, а также инфраструктура поддержки и развития СМСП оказывали содействие в процветании данного сектора экономики, что поможет достигнуть высоких показателей социально-экономического развития не только субъектов России, но и страны в целом.
Работа выполнена в рамках реализации комплекса мероприятий Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012-2016 гг.