Полный текст статьи
Печать

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы задачи дошкольного образовательного учреждения, среди которых выделен ряд задач, имеющих непосредственное отношение к семье: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей; оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и коррекции нарушений их развития.

Эти задачи по-новому определяют работу ДОУ с семьей: от традиционной помощи семье в процессе воспитания детей – к формированию компетентного родителя и осознанного родительства – составляющих успешной социализации ребенка дошкольного возраста.

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «партнерство».

В работах Е.П.Арнаутовой, Т.Н. Дороновой, А.С.Жичкиной, С.Мусиенко и др. авторов первым и решающим условием эффективного взаимодействия детского сада и семьи названо установление доверительных отношений между воспитателями и родителями. В основе такого взаимодействия лежит партнерский подход, который предполагает равенство позиций партнеров: педагогов и родителей. Этот подход можно обозначить как развивающий, т.к. он имеет в своей основе положение о наличии в семье некого скрытого потенциала, который при опре­деленных условиях может быть реализован в семейном воспитании. Утвержде­ние о наличии воспитательного потенциала во всех семьях является спорным, что касается неблагополучных семей. Но большинство семей в действительности имеют скрытые, неиспользуемые воспитательные резервы. Задача педагогов создать такие условия, при которых родители могли бы самостоятельно и эффективно решать текущие проблемы, связанные с воспитанием ребенка в семье.

Обращаясь к понятию «воспитательный потенциал семьи», мы исходим из того, что это наиболее продуктивное понятие, позволяющее достаточно полно, целостно рассмотреть не только реальные (актуальные, уже проявившиеся) возможности семейного воспитания, но и увидеть их потенциальные стремления с опорой на индивидуальные особенности конкретной семьи.

Несмотря на значительное количество психолого-педагогических, исследований, проблема развития воспитательного потенциала семьи не может считаться решенной. Это связано с тем, что динамика современного общественного развития выдвигает новые проблемы, а накопленный опыт в области поддержки семейного воспитания требует дальнейшего осмысления роли семьи и ее воспитательных возможностей. К тому же анализ научной литературы показал, что «воспитательный потенциал семьи» как феномен и научное понятие не получили полного и окончательного определения; и до настоящего времени специальных исследований, посвященных проблеме комплексного изучения феномена воспитательного потенциала семьи и путей его развития, в педагогической науке не проводилось.

Как показал проведенный нами анализ исследований, в научных публикациях последних лет значительное внимание уделяется вопросам стандартизации характеристик семейной среды, а также предпринимается попытка дать качественный анализ понятия «воспитательный потенциал семьи». При этом взгляды на данный феномен у авторов различны, что затрудняет процесс диагностики и определения путей его развития. Можно констатировать, что феномен воспитательного потенциала семьи определяется учеными через такие понятия, как «комплекс условий, средств, факторов», «воспитательные возможности семьи», «воспитательная функция». Так, авторы рассматривают воспитательный потенциал семьи как «комплекс условий, средств и факторов, определяющих педагогические (или воспитательные) возможности семьи» (И.В. Гребенников, Э.К. Васильева, А.Я. Студенте, Г.М. Миньковский, А.М. Низова, О.В. Кучмаева, Т.А. Куликова, С.А. Расчетина, П.С. Роботова, В.А. Турьян и др.), а также определяющих возможности ранней социализации личности в семье (А.В. Мудрик, Р.В.  Овчарова, А.Г. Харчев) [1].

Характеристика феномена «воспитательный потенциал семьи» через понятие «воспитательная функция» представлена в работах современных исследователей. Так, Р.В. Овчарова и Т.В. Лушпарь трактуют данное понятие с точки зрения «способности семьи реализовывать функции воспитания, развития и социализации ребенка». В их исследованиях воспитательная функция семьи рассматривается как «удовлетворение индивидуальных потребностей родителей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и в самореализации в детях». На наш взгляд, данное определение наиболее полно отражает сущность воспитательного потенциала семьи [2].

Сущность воспитательного потенциала семьи раскрывается в содержании его основных факторов и компонентов. В педагогике к настоящему времени предпринято немало попыток рассмотрения структуры и содержания воспитательного потенциала семьи.

На современном этапе развития проблемы появилась возможность систематизировать накопленный теоретический материал относительно структуры и содержания воспитательного потенциала семьи. Анализ трудов ученых позволяет сделать вывод, что воспитательный потенциал семьи обладает сложной структурой и, по сути, есть совокупность многих обстоятельств, факторов, условий, определяющих состояние семейной среды.

Глубокий анализ источников по проблеме содержания и структуры понятия «воспитательный потенциал» сделан в исследовании М.Б. Шеиной, которая считает, что в структуру данного феномена включаются следующие составляющие, условно объединенные в блоки:

 1) биологический (генограмма семьи, наследственность, наследственное состояние психики);

 2) экономический (уровень доходов, жилищно-бытовые условия, материальные блага, необходимые для жизнедеятельности семьи);

3) социальный (принадлежность семьи к определенной этнической группе, социальный статус родителей: прирожденный – социальное происхождение, национальность и достижимый – образование, квалификация, занимаемая должность, культурный уровень развития);

4) организационный (структура семьи – полная или неполная, однодетная или многодетная, однопоколенная или многопоколенная);

5) нравственно-ценностный (уровень соблюдения и выполнения в семье нравственных норм и принципов поведения, наличие духовно-нравственных социально значимых целей, направленность семейного воспитания);

6) психолого-педагогический (психолого-педагогическая культура родителей, уровень знаний и умений, интеллектуального развития для эффективной реализации воспитательной функции семьи, психологический климат в семье);

7) коммуникативный (характер внутрисемейных отношений – супружеских, детско-родительских; система взаимоотношений с социумом (друзьями, образовательными учреждениями, учреждениями культуры и досуга) [3].

Содержательный и структурный анализ воспитательного потенциала семьи приводит к заключению о том, что ряд его составляющих (структура семьи, образование родителей, социальный и материальный статус семьи и т. д.) являются достаточно устойчивыми на протяжении длительного времени и относятся к объективным факторам, влияющим на его реализацию, но не определяющим эффективность. Одновременно эти аспекты жизнедеятельности семьи неподвластны педагогическому влиянию, а, следовательно, с педагогической точки зрения встает вопрос о целесообразности их включения в структуру воспитательного потенциала семьи. Таким образом, не вступая в противоречия с вышеуказанным подходом к выделению компонентного состава, мы выделяем четыре структурных компонента: 1) аксиологический; 2) компетентностный; 3) эмоционально-коммуникативный; 4) организационный.

Важно подчеркнуть, что данная структуризация весьма условна, но она дает возможность теоретически осмыслить феномен воспитательного потенциала семьи и служит базовым материалом для его практического использования.

Опираясь на исследования таких авторов, как С.Ф.Анисимов, О.Г.Дробицкий, М.С.Каган, А.М.Коршунов, В.А. Сластенин, Е.Н.Шиянов, мы рассматриваем аксиологический компонент воспитательного потенциала семьи с позиций ценностного подхода, который определяет семью в качестве социально значимого явления, выработанного человечеством, представляет ее в развивающемся социуме и одновременно подходит к семье как к субъектной (личностной) ценности.

Не менее важным в структуре воспитательного потенциала семьи является компетентностный компонент, внимание к которому обусловлено современными теоретическими исследованиями в свете компетентностного подхода в образовании (И.А. Зимняя, В.В. Сериков, Дж. Равен, В.А. Сластенин, А.В. Хуторской и др.). Данный компонент включает в себя: во-первых, педагогическую компетентность родителей; во-вторых, социальную компетентность детей в быту и семейной жизни.

По мнению большинства исследователей (В.М. Миниярова, И.А. Койшибаева), ведущим компонентом в структуре воспитательного потенциала семьи является эмоционально-коммуникативный компонент, который представлен: во-первых, характером внутрисемейных отношений (супружеских, детских, детско-родительских); во-вторых, стилем семейного воспитания.

Следующий компонент воспитательного потенциала семьи – организационный – представлен уровнем социально-педагогической самоорганизации семьи в быту, в трудовой, игровой, учебно-познавательной, культурно-досуговой деятельности, в общении с социумом (М.М. Прокопьева).

Подчеркнем, что выделение вышеназванных компонентов (аксиологического, компетентностного, эмоционально-коммуникативного, организационного) произведено для решения исследовательских и научно-методических целей, так как на практике существует функциональная взаимосвязь всех перечисленных компонентов, что предполагает комплексный подход к решению проблемы развития воспитательного потенциала семьи.

Итак, воспитательный потенциал семьи, как комплекс возможностей семейного воспитания, обусловленных факторами жизнедеятельности конкретной семьи, состоит из совокупности компонентов. Все компоненты, выделенные нами в структуре воспитательного потенциала семьи, безусловно, взаимосвязаны, но не тождественны. Интегральным критерием воспитательного потенциала является качество удовлетворения семьей актуальных потребностей ребенка.

Развитие воспитательного потенциала – сложный процесс педагогического управления воспитательными возможностями семьи.  При этом управление воспитательными возможностями семьи вовсе не означает установление контроля за семейным воспитанием, а предполагает создание условий, стимулирующих развитие возможностей родителей как воспитателей. Поэтому в аспекте практической педагогической деятельности особое значение приобретает разработка комплекса педагогических условий, обеспечивающих развитие воспитательного потенциала семьи.  

В контексте темы данной статьи под педагогическими условиями понимается совокупность факторов, способствующих повышению воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. Мы считаем, что совокупность условий должна представлять собой комплекс, т.к. случайные условия не могут стимулировать исследуемый процесс. Учитывая данное положение, мы выделили комплекс педагогических условий, стимулирующие развитие воспитательного потенциала семьи, воспитывающей ребенка дошкольного возраста. Его составили следующие условия:

1. Изучение семей воспитанников как микросреды их воспитания и социализации проводится на основе мониторинга компонентов воспитательного потенциала семьи (аксиологического, компетентностного, эмоционально-коммуникативного, организационного).

2. Развитие компонентов воспитательного потенциала семьи осуществляется на основе комплексного подхода в системе педагогического образования родителей посредством интерактивных форм.

3. Родители воспитанников вовлекаются в образовательную деятельность ДОУ в логике индивидуально-дифференцированного подхода на основе принципов сотрудничества.

В настоящее время идет работа по апробации выделенных педагогических условий. Их эффективность будет выявлена в результате экспериментальной работы, проводимой нами на базе дошкольных образовательных учреждений г. Череповца.