Интерес к халяльной продукции в настоящее время наблюдается в различных регионах мира. Компании активно продвигают халяльную продукцию на рынки [1].
Население традиционно не мусульманских стран тоже начинает проявлять интерес к халяльной продукции. Определенный интерес наблюдается в отношении колбасной продукции, которую население воспринимает в качестве экологически чистой и более полезной для здоровья, чем традиционные колбасные изделия [2]. В особенности это справедливо для мусульман, проживающих, например, на территории России и, получивших, теперь доступ к халяльным продуктам питания [3].
Вопрос доступности халяльных продуктов во многом сопряжен с осознанием себя полноценными членами российского общества. Для выявления предпочтений клиентов – мусульман в отношении предпочтений при приобретении колбасной продукции целесообразно использовать метод фокус-групп, позволяющий выявить глубинные мотивы, которые определяют поведение такого рода клиентов.
В данной статье представлены материалы фокус-группового исследования ортодоксальных мусульман. Проведение массовых опросов с данной категорией граждан затруднено, а проведение фокус-группы при правильном выборе интервьюера возможно и может дать интересные и полезные для товаропроизводителя результаты.
В рамках фокус-группы с потребителями обсуждались следующие вопросы:
- считают ли они следует стремиться к отдельному проживанию на территории России мусульман и не мусульман?
- в случае, если они допускают и приветствуют раздельное проживание, необходимо ли в месте компактного проживания мусульман создание специализированной инфраструктуры: наличие мечети, специализированных мусульманских ресторанов, кафе, магазинов, торгующих исключительно халяльной продукцией?
- в случае, если они считают, что раздельное проживание не обязательно, то есть ли потребность в организации специальных ресторанов, кафе и магазинов, торгующих только халяльной продукцией, либо достаточно наличия определенного меню в местах общественного питания или специализированных отделов в магазинах?
- необходима ли им дополнительная реклама халяльной продукции (в каких каналах коммуникаций) и хватает ли им существующего в сетевой и не сетевой рознице ассортимента продукции?
- вызывает ли у них доверие халяльная продукция, произведенная российскими фирмами (владельцы русские, брэнд русский) или необходимы поставки из традиционного мусульманских республик РФ или из-за рубежа из традиционно мусульманских стран?
- доверяют ли они русским поставщикам в плане осуществления услуг кейтеринга (доставка халяльной еды в офисы), доставка продукции на дом?
- есть ли потребность в осуществлении поставок халяльной продукции для военнослужащих в российской армии (мусульман или желающих потреблять данные продукты питания).
В исследовании участвовали молодые люди в возрасте от 18 до 35 лет (10 человек), 36-45 лет (8 человек) и 46-70 лет (6 человек).
Предварительно перед участием в исследовании у респондентов уточняли, регулярно ли они потребляют колбасные изделия. Был получен утвердительный ответ, согласно которому они не менее одного раза в неделю приобретают и потребляют колбасную продукцию.
Фокус-групповое исследование проходило в виде обсуждения приведенных выше вопросов. Участники в свободной форме высказывали свое мнение. Далее, их ответы обрабатывались и обобщались для получения общей картины исследования.
Первая группа респондентов в рамках фокус-группового исследования сообщила, что, по их мнению, раздельное проживание мусульман и не мусульман не обосновано на территории России. Они осознают себя полноценными членами российского общества.
Они считают, что строительство мечетей очень хорошая тенденция. Также следует создавать магазины, торгующие специализированой халяльной продукцией, что бы потребители могли без затруднений приобретать необходимые им продукты в пошаговой доступности от места постоянного проживания или работы. Хотя для них более значимо наличие специализированных отделов в магазинах.
Респонденты отметили, что им не хватает информации о колбасной халяльной продукции. По их мнению, интересным может стать такой канал, как интернет. Они были бы рады получать информацию об ассортименте и местах продажи в интернете, поскольку не обращают внимания на другие виды коммуникационных ресурсов. Считают, что целесообразно оперативно получать данные об акциях и скидках на халяльную продукцию в смс-рассылке.
В этой возрастной группе высказывают доверие к халяльной продукции, производимой в России. Интерес к кейтерингу в плане доставки колбасной халяльной продукции на место работы нашел позитивный отклик.
Поставки халяльной колбасной продукции показались респондентам интересными, поскольку такие действия позволят организовать мусульманам питание в армии без нарушения религиозных устоев и личных убеждений.
Вторая группа, участвующая в исследовании, в возрасте от 36 до 45 лет высказала, что возможно и даже оправдано раздельное проживание в микрорайонах мусульман и не мусульман.
По их мнению, создание специализированной инфраструктуры: в частности, магазинов, желательно и необходимо. Им нужны специализированные торговые точки, где можно приобретать халяльные товары и, в том числе, продукты питания.
Они отметили также потребность в своевременных информационных сообщениях о товарном предложении халяльной продукции, в частности колбасных изделий.
В этой возрастной группе на первом месте не интернет, а, прежде всего, наружная реклама и внутримагазинные информационные сообщения и рекламная продукция, которой в настоящее время не хватает.
По их мнению, целесообразно также расширение товарного ассортимента данной продукции. В частности, предложение халяльных продуктов – колбасных с добавлением трав и специй, сыра и так далее. Помимо расширения ассортимента они сказали, что следует выпускать продукцию разного размера: от 0,5 кг до 2 кг, например, если речь идет о вареной колбасе.
Указали также, что следует расширить ассортимент данных продуктов для детей, например, расширить предложение детских сосисок и сарделек. Возможно заключение договоров с детскими садами на поставку такой продукции, как гип аллергенной и полезной детям дошкольного возраста.
Их мнение в отношении кейтеринга было следующим: сама по себе инициатива интересная, но они сами не видят необходимости в доставке еды на дом или на работу, поскольку предпочли бы чтобы такая еда предлагалась в столовой на работе. Дома же они предпочитают самостоятельно готовить пищу и сервировать стол для семьи.
Поставки халяльной колбасной продукции в армию кажутся респондентам из этой возрастной группы интересными, но они, вместе с тем, считают, что данный проект может быть не реализован, поскольку для этого необходимы централизованные государственные закупки и поддержка начинания в профильном ведомстве. У них есть сомнения в том, что это будет реализовано.
Третья группа респондентов - в возрасте от 46 до 70 лет отметила желательность раздельного проживания мусульман и немусульман на территории России, аргументируя это возможностью спокойно проводить свой досуг разрешенным способом и посещать специализированные места (мечети, медресе) беспрепятственно. Всецело поддерживают идею открытия мечетей. Первым шагом к улучшению обслуживания считают специализированные супермаркеты, далее, по их мнению, необходимы специализированные магазины.
В качестве информационного канала их интересует, прежде всего, наружная реклама. Они обращаю внимание на консультации продавца в торговой точке и на внутри магазинную рекламу.
Приобретать халяльную продукцию считают оправданным у поставщиков из традиционно мусульманских регионов России, поскольку доверяют им и тому, что они «чтут каноны» и соблюдают традиции. Не поддерживают идею кейтеринга, но высказываются положительно по вопросу расширения детских халяльных продуктов.
В целом, следует отметить, что метод фокус-группы позволил получить интересные сведения, опираясь на которые можно совершенствовать продукты, предлагаемые разновозрастным сегментам потребителей и повысить степень их удовлетворенности товарами и сопутствующими сервисами.