Полный текст статьи
Печать

Одной из первостепенных задач педагогов высших учебных заведений является высококачественная подготовка будущих специалистов. В связи  с динамикой  современного изменяющегося общества, необходимо обновление целей, содержания и технологий образования в высших учебных заведениях. «Для того чтобы процессы воспитания и обучения были результативными, а именно  обеспечивали развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества, необходимо грамотное управление деятельностью студенческой группы» [1].

Пересмотр технологий образования влечёт за собой изменение методов, форм, средств и приёмов работы педагогов.

В современной педагогике актуальным на сегодняшний день является  применение интерактивных технологий обучения.  «Интерактивное обучение» - обучение, построенное на взаимодействие студента с учебным окружением, учебной средой; обучение, понимаемое как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог студентов между собой и педагогом. Таким образом, «интерактивное обучение – это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации» [2].

Существуют два основных типа интерактивной работы: «вертикальная (преподаватель ↔ студенты) и горизонтальная (студент ↔ студент; студент ↔ студенческая группа)». В зависимости от задач, они могут быть представлены многочисленными формами взаимодействия по формированию необходимых умений, навыков и компетенций, которые необходимо решить преподавателю [3,4].

   

Одним из  самых популярных методов  интерактивного обучения является «кейс-метод (Case study) - метод анализа ситуаций (с англ.яз. case - случай, а case study - это обучающий случай) на основе реальных ситуаций». Задачей кейса является подробное «описание жизненной ситуации», отражающей практическую проблему и актуализирующую определенный комплекс знаний [5].

Иногда сложность вызывает сама разработка кейса, а именно  подбор соответствующего реального материала, модель проблемной ситуации, в которой отражается комплекс знаний, умений и навыков для овладения.

Обычно действия в кейсе либо даются в описании и тогда требуется их осмысление. Также они могут быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся разрешают поставленную проблему и получают реакцию окружающих на свои действия. Преподаватель направляет беседу с помощью проблемных вопросов, контролирует время работы,  вовлекает всех учащихся группы в процесс анализа кейса.

Метод кейсов рекомендуется проводить в несколько этапов:

- первый этап - знакомство с ситуацией, ее особенностями;

- второй этап - выделение основной проблемы;

- третий этап - предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

- четвертый этап - анализ последствий принятия того или иного решения;

- пятый этап - решение кейса - предложение одного или нескольких вариантов.

Кейс-метод может успешно применяться на занятиях по иностранному языку, так как данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У студентов появляется реальная возможность общения на иностранном языке в процессе взаимодействия с другими участниками группы и преподавателем. Кейс-метод используется при коммуникативно-ориентированном обучении языку, когда студентам предлагают для анализа коммуникативные ситуации. При этом анализируется аутентичное использование языка, случаи фразеологии и идиоматики. Этот метод очень эффективен для «анализа иноязычного дискурса»  и формирования представлений о том, как реально функционирует английский язык.

Успех кейс-технологии зависит от трех основных составляющих: качества кейса, подготовленности обучающихся и готовности самого учителя к организации работы с кейсом и ведению дискуссии.

Применение данного метода при обучении  иностранного языка эффективно для студентов неязыковых вузов. Объясняется это тем, что «кейс-метод, относящийся к  интерактивному обучению, повышает мотивацию и вовлеченность учеников в решении обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности» [2]. Он также «формирует у обучающихся способность к саморазвитию и самообразованию» [6].

Процесс изучения иностранного языка  в неязыковом вузе направлен на формирование следующей компетенции в соответствии с ФГОС ВО+: «способность к коммуникации в устной и письменной формах на иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» [7].

Именно использование кейс-технологии  на уроках иностранного языка направлено на  «реализацию данной  компетенции, а также на развитие как языковых, так и неязыковых компетенций обучающихся» [8].

Применение кейс-метода на уроках английского языка в неязыковом вузе  способствует формированию собственного мнения студентов к конкретной теме. Объектом рассмотрения может быть любая тема на английском языке. Преимуществом использования данной технологии  на уроке английского языка является то, что студенты анализируют информацию, делают предположения и формулируют выводы на иностранном языке. Следовательно, данный вид работы помогает студентам активизировать и применить знания английского языка.  

Урок английского языка на основе кейс-технологии можно построить по следующему направлению: Первая группа упражнений - вводные упражнения (Starting up), целью которых является обучение лексике, а также навыкам говорения. Вторая группа упражнений - «Аудирование» (Listening). Упражнения этого раздела направлены на развитие навыков аудирования и письма, а также освоение новой лексики. Третья группа упражнений - «Чтение» (Reading), нацелена на развитие навыков чтения и понимания текста на английском языке и освоение новых лексических единиц по теме урока. Четвертая группа упражнений - Повторение грамматики (Language Review). Пятая  группа упражнений - «Исследование проблемы» (Case Study), где приводится описание темы, поднятой в начале урока.

Кейс-метод является родственным методом обучения игровой технологии. Игровая технология предполагает активное участие студента в учебном процессе на всех его этапах, включая текущий и частично итоговый контроль. Активное взаимодействие студентов в составе «рабочих/творческих групп», с целью достижения совместного результата под руководством преподавателя, «формирует необходимые профессиональные компетенции, вырабатывает профессионально необходимые умения и навыки, моделирует будущие профессиональные ситуации» [3,4].

Кейс представляет собой определенную ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля [9].

 Возможны варианты сочетания кейс-метода и игровой технологии. Первый вариант, когда игра включается в описание кейса, решение которого предполагает предварительное проигрывание ситуации.

  Второй вариант, когда в игру включена ситуация, в процессе ее разыгрывания возникает необходимость создания кейс-метода. Интеграция этих двух методов положительно влияет на учебный процесс, придает ему новый потенциал творчества.

Так, в рамках изучения темы «Деньги» возможно проведение игры «Спонсор». Студенты  выбирают  «спонсора»,  и двух «экспертов». Остальные студенты относятся к группе поддержки и собирают сведения о нуждающихся в материальной помощи людей для спонсора и экспертов.

Преподаватель  раздаёт студентам комплекты материалов, с обращением претендентов просьбы о помощи. Это следующие претенденты: 1) «студент, нуждающийся в стипендии»; 2) «иммигрант, ищущий средства для изучения языка»; 3) «мать-одиночка, мечтающая дать хорошее образование сыну».

«Спонсор» выслушивает мнения  «экспертов», задает вопросы и решает, кто из нуждающихся достоин распоряжаться материальными средствами.

Игру: «Собеседование» можно представить следующим образом. «Работодатель» отбирает резюме соискателей. Все резюме лежат у него на рабочем столе. Студенты делятся на три группы и каждой группе нужно придумать название. Каждая группа выбирает одного студента, который собственно и будет «работодателем». Студентам раздаётся комплект резюме. «Работодателю» за 5 минут нужно на листе перечислить критерии отбора кандидатов. «Работодателю» и группе по этим критериям нужно отобрать резюме кандидатов. Далее, в совместном обсуждении каждая группа должна выработать общее решение, какие резюме и почему надо отобрать для доклада директора. Далее студент – «работодатель» защищает решение своей группы и предоставляет эту информацию на иностранном языке и информационных носителях.

Итак, главной целью метода case-study является анализ ситуации при конкретном положении дел и выработка практического решения. В конечном итоге, оцениваются все предложенные варианты, и выбирается лучший.

Единственная трудность, которая возникает при применении данного метода, заключается в оценивании вклада каждого участника в процесс обсуждения и поиск решения. Следует соблюдать объективность, предъявление единых требований и аргументацию оценок. Роль преподавателя очень важна - он должен добиваться активности всех участников, выслушивать все аргументы за и против, контролировать процесс в общем, но не влиять на содержание.

Итак, использование кейс-метода при изучении иностранного языка в  неязыковом вузе  повышает уровень знания иностранного языка в целом, развивает умение вести дискуссию,  что способствует развитию речи без опоры на готовый текст, совершенствует навыки профессионального чтения на иностранном языке и обработки информации и позволяет полноценно решить индивидуальную и групповую самостоятельную работу студентов. Благодаря применению кейс-метода в учебном процессе, у студентов появляется отличная возможность творчески применять пройденный языковой материал на базе своих профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям. Будучи интерактивным методом обучения, он завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Немаловажно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.