Полный текст статьи
Печать

Различные исследователи в области оценки стоимости компаний выделяют широкий спектр методов, позволяющих произвести данную оценку. Рассмотрим основные из них (рис.1). 

Рис.1. Основные методы оценки стоимости бизнеса 

Метод рыночной капитализации заключается в определении стоимости, которая рассчитывается на базе текущей рыночной (биржевой) цены [3, c.301].

Метод дисконтирования денежных потоков применяется быстрорастущими кампаниями с маленьким доходом, не приемлем для технических компаний. Его суть состоит в том, что стоимость компании складывается из суммы свободного денежного потока будущих периодов. Объем потока дисконтируется с учетом рисков будущих лет. Савка дисконтирования зависит от средней стоимости капитала. Данный метод предполагает наличие некоторых минусов, таких как неточные допущения по поводу рисков, ставок, выручки; а также завышенная оценка реальной стоимости компании [3, c.255].

Для более прибыльных (солидных) компаний существует метод мультипликаторов и коэффициентов, который основывается на сравнительном анализе с котирующими на бирже компаниями с аналогичной финансовой структурой. Используются для оценки следующие показатели: оборот, годовой прирост, EBIT (прибыль до вычета процентов и налогов), EBITDA (прибыль до вычета процентов, налогов и начисленной амортизации). Минусы этого метода сводятся к сложности в поиске подходящего аналога, к сложному процессу сбора необходимых данных [3, c.319].

Большое распространение получили методы, основанные на концепции EVA (Экономической добавленной стоимости). Согласно данной концепции стоимость компании определяется ее балансовой стоимостью, увеличенной на текущую рыночную стоимость будущей экономической добавленной стоимости [4, c. 327].

Крупные компании со значительными активами используют метод чистых активов. Основанием для оценки служат балансовые показатели. Главным преимуществом данного метода является возможность на основании официальных бухгалтерских документов качественно проверить полученную стоимость бизнеса [3, c.268].

Российские экономисты объединяют все методы оценки стоимости в три категории, основанные на соответствующих подходах [4, c.242]:

1) сравнительный подход – объединяет методы, базирующиеся на сравнении компании с аналогичными компаниями, по отношению с которыми существует информация о ценах сделок с ними;

2) затратный подход – методы сводятся к определению затрат, которые необходимы для замещения или восстановления объекта оценки;

3) доходный подход – совокупность методов оценки, основывающиеся на определении ожидаемых доходов от компании.

Рейтинги самых богатых людей мира либо крупных компаний одна из наиболее обсуждаемых тем в современном обществе. Одним из факторов, который дает нам возможность утверждать об успешности той или иной компании, является ее стоимость. Данный фактор и определяет разнообразные аспекты деятельности организации. Управляющие и акционеры компаний имеют стимул к постоянному увеличению стоимости своих изобретений. В итоге, некоторые достигли колоссальных результатов, оказавшись в списке самых дорогих компаний мира (табл.1). Данный рейтинг построен на базе показателя рыночной капитализации компании. 

Таблица 1 - Топ – 10 самых дорогих компаний мира 2015 года [1] 

Место

Название компании

Страна

Отрасль

Рыночная капитализация, млрд. $

1

Apple

США

Технологии

748,7

2

Microsoft

США

Технологии

380,7

3

Google

США

Технологии

367,9

4

Exxon Mobil

США

Нефть и газ

356,0

5

Berkshire Hathaway

США

Финансы

351,2

6

Johnson & Johnson

США

Фармацевтика

277,3

7

General Electric

США

Энергетика

275,4

8

China Mobil

Китай

 

Телекоммуникации

271,5

9

Petro China

Китай

Нефть и газ

242,6

10

Wal - Mart

США

Потребительский сектор

240,4

 

Исходя из данных вышеприведенной таблицы, очевидно, что больше половины списка занимают компании из США, на втором месте – Китай.

«Apple» - американская корпорация, которая является производителем персональных и планшетных компьютеров, телефонов, аудиоплееров, программного обеспечения. Компания является пионером в области персональных компьютеров и современных операционных систем с графическим интерфейсом. На сегодняшний день «Apple» имеет сильные позиции в образовательных и правительственных организациях, в дизайне и издательском бизнесе, а также в области музыкального искусства.

Динамика роста акций на протяжении десятка лет представлена на рисунке [2]. 

Рис 2. Динамика роста акций за 10 лет 

Рост стоимости акций тесно взаимосвязан с выпуском новой продукции и рядом изменений в компании. Так, 12 октября 2005 года был представлен новый, а 14 октября главным операционным директором назначен Тим Кук. За 2,5 месяца цена акций выросла на 40%. В 2007 году рост акций обусловлен выпуском абсолютно нового вида продукции iPhone первого поколения, работающим на операционной системе IOS, в следствии цена акций концу года выросла на 56%. В 2010 году Компания Apple презентовала iPhone 4, а на следующий год iPhone 4S. За два года цена на акции увеличилась на 3,5 раз, после выхода iPhone 5 и iPad mini. Перед презентацией iPhone 5S и iPhone 5C цена акций пошла на спад, так как iPhone 5C позиционировался как бюджетный телефон, но его предполагаемая цена была в довольно высокой, это и вызвало сомнения у акционеров. Но спад длился не долго, и цены на акции компании стали расти, в связи с приближением выпуска новой модели iPhone 6 и iPhone 6S. После выхода в продажу iPhone 6 стоимость акций не только увеличилась на 50% c презентации последнего iPhone, но и достигла рекордной отметки (цена).

 Акции корпорации уже прошли пик своего роста. Поэтому для восстановления движения вверх к новым максимальным значениям, которые войдут в историю, компании нужно осваивать новые рынки и выходить на них с новыми открытиями и инновационными продуктами.

Оценка стоимости компаний является неотъемлемой составляющей рынка финансовых услуг. Во всем мире анализ стоимости бизнеса определяется как механизм наиболее эффективного управления собственностью.