Современная система образования в России претерпела значительные изменения по сравнению с советской. Так, помимо общеобразовательных школ появились гимназии и лицеи, профессиональные тех. училища стали называться «колледжами», в высших же учебных заведениях стало возможно учиться как на бюджетной, так и на договорной основе. В последнее время так же получили распространение частные детские сады и школы, различные развивающие центры. С принятием нового закона «Об образовании» реформирование этой сферы продолжится и в дальнейшем.
На сегодняшний день система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих государственных образовательных стандартов образовательных программ, сети образовательных учреждений, органов управления образованием.
Система образования выступает одним из основных социальных институтов, играющим наиважнейшую роль в становлении личности; исторически сложившейся общенациональной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений. Именно система образования отвечает за подготовку к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности будущих специалистов и удовлетворяет их индивидуальным образовательным потребностям.
Цель современной системы образования – это обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерий эффективности ее деятельности – это уровень образованности, воспитанности и обученности ее выпускников. [3; с. 29]
Система образования в России развивается и далее будет развиваться еще более стремительно, но цель образования останется прежней.
Опыт многих стран показывает нам, что все вложения в инновации окупаются многократно, так как в большинстве своем приживаются в основном наиболее жизнеспособные и исключительно рентабельные варианты. Во многих странах уже сегодня уровень благосостояния все больше измеряется количеством инноваций и степенью их применения. Сегодня нововведения требуют планомерного, организованного, массового и общественного отношения. [3; с.29]
Педагогические и информационные технологии в системе образования способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области науки и образования. Преподаватель сегодня все чаще использует их в своей профессиональной деятельности. Для образования дальнейшее внедрение инноваций является основным путем повышения эффективности обучения, именно поэтому все страны стремятся вводить в системе образования как можно большее количество новшеств. Россия в этом случае исключением не является. Но данный процесс требует, чтобы инновационная деятельность во всех областях труда велась во взаимосвязи с общественным развитием и всегда носила плановый и организованный характер. Все преобразования в обществе и системе образования находятся во взаимодействии. Человек, который живет в обществе, никак не может развиваться автоматически, сам по себе, отдельно от него. Нововведения в системе образования являются не только педагогическими, но так же и общественными проблемами. Имея ту же цель, что и новшества в обществе, — они должны способствовать развитию и прогрессу.
Само же построение системы образования для дальнейшего общественного развития подразумевает, что корни системы берут свое начало в природе, в сущности самого общества. Следовательно, система образования должна шагать в ногу с другими сферами общественной деятельности.
Сейчас в системе образования появляются и активно применяются все новые коммуникационные и информационные образовательные технологии. В дальнейшем их количество будет только увеличиваться. Уже сейчас появилась новая форма обучения — дистанционная. Теперь каждый школьник или студент может принять участие в международных учебных, исследовательских проектах, дискуссиях, телеконференциях, которые проводятся в университетах различных стран мира. Буквально десять лет назад никто не мог и представить того, что подобные возможности станут нашей повседневностью.
Современный век является веком информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности, во многом определяющих вектор развития человеческого общества. Эти технологии развиваются так стремительно, что чрезвычайно трудно успеть за их движением. Умение работать с информацией действительно становится в наше время ключевым интеллектуальным умением, лежащим в основе любой профессиональной и культурной компетенции. Ключевой задачей современной системы образования должна стать задача формирования этого умения.
В российской современной системе образования пока еще, к сожалению, существует много различных проблем (например, таких как недостаток финансирования, нехватка молодых специалистов, отсутствие практической ориентации образования). И именно от их решения зависит успех развития системы образования нашей страны в целом. От того, насколько каждый из людей будет способен самостоятельно мыслить, работать с информацией, приобретать знания, зависит его возможность развития дальнейшей профессиональной компетенции. Соответственно человек сможет использовать сформированные у него интеллектуальные умения в профессиональной подготовке, совершенствуя и развивая их дальше. Обществу необходимы образованные, самостоятельно мыслящие люди, которые умеют оперативно принимать обоснованные решения. [2; с. 78] Именно поэтому так важно продолжать внедрение инноваций в систему образования.
Опыт множества стран, совсем недавно испытавших определенные трудности в социальной сфере и экономике, говорит о том, что внимание именно к сфере образования, науки дает импульс для успешного рывка в экономике и роста национального дохода. Последние годы Россия находится в некотором поиске оптимальной системы образования. Об этом свидетельствует реформирование данного сегмента. Тем не менее, попытки внести изменения пока не решают проблемы современного образования и науки, а только лишь меняют их характер. Если говорить о наиболее острых задачах, которые стоят сегодня перед государством в этом направлении, то отмечается нехватка финансирования и отсутствие ориентированности в научной и образовательной деятельности. То есть при высоком потенциале развития отечественные школы и университеты обеспечивают довольно скромную отдачу. [1; с. 464]
Необходимо уделять значительно больше внимания методике обучения в системе образования нашей стране. Важно максимально эффективно использовать коммуникационные и информационные технологии, тем самым все более совершенствуя модель нашей образовательной системы и повышая тем самым уровень подготовки высококвалифицированных профессиональных кадров.