Перед дошкольной педагогикой во все времена являлась актуальной задача создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения детей. Особое значение отводилось вопросам формирования у них гуманного отношения к сверстникам, взрослым людям, а также к природе и животным; воспитания положительного отношения к учебной деятельности и труду.
В трудах Р. С. Буре отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним [1].
Особенно большое внимание вопросу формирования чувств ребенка уделял В. А. Сухомлинский. Cердцевиной нравственности, по определению В. А. Сухомлинского, являются нравственные чувства личности как устойчивые переживания субъекта, выражающие его отношение к нормам морали, к значимым для него объектам и явлениям окружающей действительности с точки зрения моральных норм [5]. Он считал, что важно с малых лет воспитывать чувства ребенка, учить его соразмерять собственные желания с интересами других.
Значимость формирования нравственных чувств подчеркивают педагоги-экспериментаторы В. М. Бехтерев и И. А. Сикорский. В триаде «ум, чувство, воля», используемой И. А. Сикорским, чувство наиболее устойчивый элемент, не такой подвижный, как ум, но более глубокий; он оказывает сильнейшее влияние на психические и физические процессы [3].
Таким образом, состоянию нравственности присущи совершенно конкретные чувства и переживания, которые являются неотъемлемой чертой нравственной души. Из общего перечня нравственных чувств и переживаний можно выделить следующие базовые, являющиеся наиболее важными и определяющими:
1. чувство совести,
2. чувство стыда,
3. чувство долга,
4. чувство ответственности,
5. чувство справедливости,
6. чувство гармонии,
7. чувство братства,
8. чувство взаимопомощи,
9. чувство любви и т.д.
Чувства детей наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. При определении способов воздействия на чувства детей необходимо иметь в виду, что формирование чувств протекает главным образом по пути дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед ребёнком цель – испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у дошкольника могут возникнуть те или иные переживания.
Формирование нравственных чувств осуществляется с помощью определенных средств, которые можно объединить в несколько групп.
Художественные средства: литература, изобразительное искусство, музыка, кино. Дети эмоционально воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы, рассматривают иллюстрации в книгах. На ребенка производят сильное впечатление работы художников, если они изображают мир реалистично и понятно дошкольнику. Использование художественных средств способствует формированию этических представлений. При формировании у детей этических представлений не нужно требовать от них определения понятий. Их содержание дети могут уяснить из художественных произведений, в которых не только описывалась бы конфликтная ситуация, а, как в сказках, были бы противопоставлены друг другу добро и зло.
Если дети среднего дошкольного возраста оценивают поступки героев только как плохие или как хорошие, то шестилетние ребята способны к мотивированной оценке, более точной и тонкой дифференцировке поведения персонажей литературных произведений. Дети улавливают разнообразие нравственных проявлений: можно по-разному порадовать, проявить заботу и т.д.
Вторым средством формирования нравственных чувств дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей организации становится значимым средством формирования чувств и воспитания поведения.
К средствам формирования нравственных чувств относится собственная деятельность детей. Каждый вид деятельности имеет свою специфику. Ведущей деятельностью продолжает оставаться игра, именно в ней формируются основы организованности, инициативности, взаимопомощи. Дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общим правилам. Игровые правила служат ориентиром оценки и самооценки.
Дети старшего дошкольного возраста достаточно овладели социальным опытом поведения, что проявляется в их суждениях и оценках. Они могут осудить эгоистические проявления, которые мешают игре. Уровень общественного мнения приобретает большую значимость.
К шести годам проявляется, а к семи годам крепнет особый интерес детей к общественно направленной трудовой деятельности, содержательным длительным играм, занятиям, где ребята получают знания об общественных явлениях. Совместная деятельность доставляет много общих переживаний, сближающих детей.
Изменяется и характер взаимоотношений дошкольников. Ребенок пяти-шести лет в большинстве случаев играет не один: мирное соседство перерастает в устойчивое содружество. Радость совместной игры рождает новые отношения между детьми: товарищество и дружбу. Если четырехлетний ребенок оценивает поведение сверстника, исходя из конкретной ситуации: «Ира хорошая, она мне мяч дала поиграть», то мотивация старших дошкольников более осознанна и опирается на возросший опыт, а не только на одну какую-либо ситуацию: «Я люблю играть с Ромой, он всегда помогает строить», «С Сашей интересно играть, он все умеет делать» и т.д.
У детей пяти-шести лет заметно возрастает активность, ярче проявляется инициатива. «Что нужно делать? Мне нечего делать», – часто можно слышать от ребенка этого возраста. Его стремление быть занятым – верный помощник в воспитании трудолюбия, уважения к труду других.
Детям старшего дошкольного возраста свойственна самостоятельность в разных сферах деятельности. Резкое возрастание самостоятельности иногда становится причиной конфликта со взрослыми. К сожалению, взрослые не учитывают потребности ребенка освободиться от опеки и пресекают кажущуюся им излишней активность. Так создаются ситуации для возникновения у ребят капризов и упрямства.
Особое место в этой группе средств отводится общению. Дети испытывают потребность в общении, проявляемой не только в игре, но и в практической деятельности при выполнении общественных обязанностей, общих заданий. Эта деятельность привлекает детей как серьёзная, полезная для всех, как возможность помочь взрослым. Дети переживают чувство гордости за свою работу, ответственность за её выполнение. Дошкольники уже могут сами организовать работу, довести её общими усилиями до конца, оценить результат. Они уже пытаются обосновать свои оценки, при их несовпадении могут возникать споры. Воспитатели помогают детям: выслушивают их и подводят к общему мнению.
Характерными чертами старшего дошкольного возраста являются общественная направленность и коллективизм. Они проявляются в реальных детских взаимоотношениях, в высказываниях, в оценке поступков сверстников, в целенаправленности совместной деятельности всех членов детского коллектива. У ребят этого возраста начинает складываться общественное мнение, на которое может опереться воспитатель. Дети могут осудить поведение сверстников, их эгоистические поступки, недобросовестное отношение к делу и в то же время высказать одобрение хорошего поведения товарища.
Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста участвуют в жизни группы и близких взрослых, готовы прийти на помощь, с интересом подключаются к групповым занятиям и играм, делятся важной, на их взгляд информацией, делают уместные замечания, откликаются на предложения других людей. Все это становится возможным потому, что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников. Они уже разбираются в том, как устроен наш мир, в достаточной мере владеют знаниями не только о природе, но и о себе, своей семье, сверстниках, способны устанавливать нормальные взаимоотношения со взрослыми и детьми.
Ребенок по мере взросления все более углубляется в постижение связей и закономерностей, взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни: ориентируется в пространственно-временных отношениях, понимает причинно-следственные связи событий, происходящих вокруг, умеет налаживать эмоциональные и познавательные контакты с людьми из ближайшего социального окружения; при этом пути социального познания, освоения окружающего мира и самого себя расширяются и приобретают специализацию.
В развитии организованного поведения у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются различия. Одни дети соблюдают нормы поведения, умеют трудиться, быстро доводят дело до конца, оказывают помощь товарищу, активно реагируют на предложение играть, трудятся вместе, замечают нарушения тех или иных правил порядка, стараются эти нарушения устранить. Другие дети испытывают из-за незнания правил или отсутствия необходимых навыков затруднения при выполнении работы.
Разное поведение детей часто зависит от их эмоционального состояния, индивидуальных особенностей, что требует от педагога использования разнообразных методов и приемов воспитания, более тонкого их применения.
Средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок. Атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или наоборот жестокостью и безнравственностью.
Особыми переживаниями окрашены отношения детей к своим родителям. Главная причина огорчений дошкольников – разлад в семье. Дети говорят: «Больше всего меня огорчает, когда мама с папой ссорятся». Детей расстраивают ссоры со сверстниками, несправедливость по отношению к ним. Кроме того, в этот возрастной период дети переживают много таких огорчений, которые очень быстро проходят: «Поссорился с Мишкой, а потом помирился». У дошкольника может возникнуть и чувство ревности: ему показалось, что брат или сестра, а в детском саду другой ребенок пользуется большим вниманием со стороны взрослых. Дети пытаются подавлять в себе чувство ревности, но оно все равно может проявиться в той или иной ситуации.
Дети могут указать на внутренний мотив поступка: «Я помог Роме, он упал и ушибся. Мне его стало жалко». Хотя дошкольники чаще говорят о внешних побудителях, ссылаясь на правило: надо помогать товарищу.
Для выражения своего отношения к людям и поступкам дети используют знакомые им критерии оценок: «так нечестно»; «обманывать нехорошо»; «он хороший друг, потому что всегда помогает». Однако ребята не всегда умеют перенести известные им нормы поведения в новые ситуации.
Ребенок может проявлять эмпатические переживания по отношению не только к близким людям. С накоплением жизненного опыта эмпатические переживания у ребенка становятся более устойчивыми.
Выделяют два вида эмпатии: гуманистическую и эгоцентрическую. К первому виду относят эмпатические переживания, в которых человек эмоционально откликается на неблагополучие или благополучие другого (сорадование, сострадание, сочувствие, жалость).
Эгоцентрическая эмпатия связана с переживаниями не за другого, а за себя. Страдания другого в этом случае являются лишь поводом переживать за себя.
В старшем дошкольном возрасте, проявляются оба вида эмпатии, причем дети способны к достаточно острым переживаниям сочувствия и к ярким проявлениям зависти. Как зависть, так и сострадание воплощаются в поступках: если ребенок завидует, он может нажаловаться; если сострадает, может поделиться самым дорогим для себя.
Таким образом, старший дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, связанных с формированием у них нравтсвенных чувств. У детей формируются высшие чувства, которые они могут назвать и объяснить причину их появления: доброжелательность, уважение, справедливость, правдивость, ответственность, сострадание, чуткость, ревность, жадность.
Старшие дошкольники понимают значение нравственных норм для взаимоотношений людей. Умеют оценивать поведение и поступки людей, способны воспроизвести переживания других людей, связать их с определенными действиями, что особенно ярко проявляется в ролевой игре. В игре дети учатся сдерживать свой эгоизм, могут осудить эгоистические поступки сверстников. Оценка поведения сверстника более осознанна и опирается на возросший опыт, а не только на какую-либо ситуацию.
При благоприятных условиях воспитания у ребенка пяти-шести лет ярко проявляется чувство привязанности к сверстникам, воспитателю, детскому саду. Дети приветливы с окружающими, легко вступают в общение, добры, чутки, внимательны к замечаниям взрослых, способны остро переживать их. Одобрение своих поступков воспринимают с радостью и выражают готовность делать еще лучше.