Полный текст статьи
Печать

Сегодня, в условиях, когда перед обществом стоит задача поднять уровень культуры на кардинально новую высоту, корректировка театрального процесса с учетом запросов нового поколения зрителя приобретает все большое значение. Роль театра и в воспитании молодежи и как носителя культуры трудно переоценить. В этой связи необходимость в театральной периодике в обществе существенно возрастает.

Театральные издания выполняют множество функций: коммуникативные, просветительские воспитательные, рекламные, практические и эстетические.

Значение театра, за последние несколько лет в современном обществе заметно выросло. Несмотря на значительный интерес к этому виду искусства и хороший уровень развития театральной журналистики в стране, изданий о театре крайне мало и в основном вся информация о них рассредоточена по непрофильным изданиям.

Периодические издания – это печатная продукция, которая выходит в определенные периоды, ритм которых задает изготовитель. Основная системообразующая составляющая периодической печати - функция структурирования общественного мнения, формирование идеологического воздействия на потенциальных читателей, от направленности издания во многом зависят настроения населения.

Театральное издание - источник информации о театральном мире, необходимый сектор периодики, важная часть культуры. Благодаря ему читатель получает возможность познакомиться с новостями и событиями, происходящими в мире театра. Особенностью современного театрального журнала является перенос его на дополнительную платформу, т.е. проникновение в Сеть Интернет, где у него появляются новые группы читателей-зрителей, притом, что его бумажная (традиционная) форма сохраняется неизменной и продолжает пользоваться спросом.

В условиях, когда практически везде в крупных городах распространен Интернет и др. виды технических коммуникаций, стандартное журнальное издание воспринимается уже не как СМИ, а как некий культурно-ценностный объект, преобладающей функцией которого является не сообщение информации, а степень отражения важных для аудитории социально-культурных обсуждений с использованием актуальных же для неё выразительных форм и средств.

Разработка современного популярного журнала начинается с генерирования определенной оригинальной идеи, которая должна привлечь постоянных потенциальных читателей и требует определенных материальных вложений. В процессе создания журнала, его организаторы учитывают большое количество различных моментов: культурный и материальный уровни, потребности потенциальных читателей, их возраст и пол и, в зависимости от этого, определяют информативную, финансовую, рекламную политику издания. Так же, одним из базовых факторов в создании периодического издания, являются качественные, грамотно выполненные, оригинальные дизайн и вёрстка журнала.

Актуальность темы проекта заключается в том, что у читателей есть потребность в современной периодике, но специализированных изданий о театре, выполненных на хорошем уровне, с грамотно разработанным, запоминающимся фирменным стилем крайне мало. В основном вся информация о театрах распределена по непрофильным изданиям. Приобрести театральную периодику можно лишь в театрах или в некоторых киосках печати. В таких условиях редакции стараются развивать электронные версии своих журналов в сети Интернет. Однако делать это профессионально получается пока не у всех.

Цель исследования – разработать дизайн-проект оформления печатного издания и электронного ресурса посвященного театрам Нижнего Новгорода   (онлайн-версии).

Задачи проекта:

− изучить исторический аспект проблемы становления и развития театральных журналов;

−            исследовать опыт разработки дизайна и вёрстки журнала на примере существующих известных периодических изданий;   

− разработать принципы проектирования театрального журнала;

−            разработать дизайн-проект периодического издания и электронного ресурса;

− выполнить визуальный ряд основных фирменных констант в единой композиции, цветовой гамме, шрифтовом исполнении.

«Дизайн – это творческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий» [1]. Эти качества включают и внешние черты изделия, но главным образом те структурные и функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки зрение потребителя, так и с точки зрения изготовителя. Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей человека среды

Дизайн журнала – это сложный, трудоемкий процесс, имеющий в своем арсенале набор креативных идей и нестандартных решений. Дизайн журнала является обязательной частью процесса при создании не только нового журнала, но и каждого его номера, и как основная составляющая образа издания должен отвечать самым высоким требованиям, подчеркивая ценность и популярность его содержания.

Визуальная идентификация журнала - это элементы первичного и вторичного уровня, особенности в верстке и в выборе шрифтов, цветовое решение, которые обеспечивают узнаваемость бренда. Одна из задач, которые актуальны для современной системы визуальной идентификации журнала - сделать все элементы, начиная от логотипа хорошо воспринимаемыми, запоминающимися, легко ассоциирующимися с конкретным журналом.

 Любые элементы системы визуальной идентификации должны более чем на половину состоять из элементов определенного бренда, тем самым обеспечивая эффект моментального считывания и запоминания.

 Разработка начинается с дизайн-исследования. На основании результатов исследований получается полноценное дизайнерское решение, которое увязывается с конструкторской и технологической заготовкой. Готовый продукт, полученный в итоге такого процесса, обладает, как правило, значительной долей новизны.   

Уникальный дизайн журнала притягивает к себе читателя, увеличивает привлекательность издания. «Основными элементами визуальной идентификации журнала являются логотип/название журнала, фирменный шрифт и фирменные цвета. Все эти компоненты - неотъемлемая часть фирменного стиля любой компании, организации. Они позволяют не просто выделиться среди конкурентов, но и создать необходимое впечатление, подчеркивая особенности фирмы или продукции» [2].

После определения концепции и содержательной составляющая журнала, можно приступать к разработке базовых, общих элементов оформления, таких как формат, структура, постоянные элементы номеров.

Первым критерием при разработке визуальной идентификации театрального журнала «Монокль» было создание собственного неповторимого стиля, который придаст журналу индивидуальность, уникальность и неповторимость. Главными особенностями и составляющими данной работы являются оформление обложки и профессиональная верстка текстового содержания и фотоматериалов.

Второй критерий создания стиля для журнала – это его читабельность. Грамотная верстка текста и его шрифты, как правило, привлекают взгляд и заставляет человека читать статью не зависимо от ее содержания.

Фирменный стиль журнала – это образ журнала, устойчивое представление, которое складывается у пользователя их информацией о периодическом издании - его характере, позиции и взглядах, особенностях содержания, оформления и других признаках, и чертах, это «лицо» журнала, дающее представление не только о внешнем облике, но и о содержательной части [4].

Разработка фирменного стиля для журнала – это создание шаблона-макета, основы, с которой может работать в последствие любой дизайнер издательства или компании. В основе формирования фирменного стиля журнальных изданий лежит концепция издания. Основными элементами фирменного стиля, разработке которых необходимо уделить особенное внимание, являются шрифты и логотип, поскольку эти элементы обладают наибольшей степенью контакта с потребителем. При их разработке необходимо учитывать особенности целевой аудитории, её возраст, вкусы, образование и доход, а также, концепцию издания, в соответствии с которой формируются логотип и фирменный блок.

Основная задача системы визуальной идентификации журнала «Монокль» - сделать все её базовые и дополнительные элементы, характерные признаки в верстке и шрифтах, цветовое решение - воспринимаемыми и применимыми во всех необходимых и возможных каналах бренд-коммуникации. Для этого используется ряд технических компонентов:

- модульная сетка фирменного знака, а также логотипа (текстового фирменного знака);

- основные и дополнительные фирменные цвета (в стандартах CMYK, Pantone, RGB);

- варианты применения логотипов (основной, монохромный, двухцветный, полноцветный, инверсионный, на фирменном фоне);

- варианты применения фирменного блока (горизонтальный или вертикальный);

- рекомендации по применению знака на носителях различного цвета;

- фирменные шрифты.

Фирменный стиль издания «Монокль» даст возможность сделать визуальную идентификацию выпусков более разнообразной, сохраняя при этом их стилевое и концептуальное единство, представляет творческое, оригинальное оформление журнальных публикаций [5].

Логотип. В качестве логотипа журнала была выбрана применяемая в журнальном дизайне форма шрифтовой композиции, которая выполняет одновременно роль логотипа журнала, его названия, фирменного товарного знака [3].

Процесс создания логотипа проходил в семь этапов:

- Подготовительный этап и процесс разработки технического задания.

- Начало работы по созданию логотипа. Разработка и создание трех вариантов - эскизов логотипа.

- Демонстрация клиенту трех вариантов эскизов логотипа.

- Завершение общей работы над созданием логотипа и возможностями его применения.

- Предъявление клиенту окончательного варианта проекта.

- Техническая доработка оформления логотипа.

- Передача клиенту готового логотипа с описанием сферы его применения.

Логотип по своей структуре является комбинированным. Состоит из двух частей: графической и текстовой.

К логотипу выдвигались следующие технические требования:

- информация, которую несет логотип, должна быть точной, легко и быстро считываемой, запоминающейся;

- соответствовать области применения, т.е. тематике журнала.

В ходе работы были разработаны три варианта логотипа:

-                         основной,

-                         упрощённый (для заголовка журнала),

-                         монохромный.

В графической части логотипа для театрального журнала «Монокль» заключено три изображения-образа: это сам монокль, образованный из буквы «О», головной убор – цилиндр (признак аристократичности) и галстук бабочка (признак тонкого вкуса и приверженности стильной классике). Текстовая часть состоит из названия «Монокль» и дискриптора «театральный журнал нн». В результате получилась хорошо читаемая надпись из семи букв, привлекающая внимание благодаря особенностям выбранного шрифта и обводке.

Фирменные шрифты. В качестве фирменного шрифта был выбран шрифт Poiret One. Так же были прописаны правила применения и использования фирменных шрифтов.

Цветовое решение. Основу цветового решения составляет монохром с использованием оранжевой доминанты. Данный выбор не случаен, составляет основу концепции визуальной идентификации театрального журнала «Монокль»: чёрный цвет характеризуется стилем, элегантностью, глубиной чувств, а оранжевый акцент - это прилив жизненных сил, дает оптимистический тонус.

Формат издания. В качестве размерного формата был выбран - формат А4, как наиболее универсальный, простой, удобный и привычный для всех формат. Он оптимально подходит для реализации творческого замысла, т.к. позволяет создавать иллюстрированные развороты и отдельные полосы, которые будут достаточно выразительными в виду достаточного количества площади листа, и вместе с тем, издание не будет громоздким и будет удобно для чтения. Среднее количество страниц в одном номере - от 32-64, крепление клеевое.

Типовая структура номера журнала - это несколько статей определённого в соответствии с концепцией содержания, иллюстрированных изобразительным материалом, расположенным в зависимости от содержания статьи и общего желаемого впечатления от материала.

В качестве постоянных элементов выпусков будут использоваться обложка, а также отдельные её элементы: логотип, фон, заголовки и подзаголовки, выходные данные. Соблюдение правил оформления этих элементов призвано обеспечить лёгкое восприятие бренда, определить его узнаваемость и уникальность.

Обложка. Журнальная обложка - это эстетический аспект, отдельная часть искусства. Обложка театрального журнала - один из основных инструментов продвижения рекламы журнала.

Задача обложки глянцевого журнала «Монокль» - выделить издание из множества других, сделать "лицо" журнала запоминающимся с помощью оригинального цветового решения.

Был разработан макет обложки журнала «Монокль»: в верхней части обложки располагается крупный логотип издания, специальный визуальный ряд, продуманный для текущего номера, а также анонсы, содержащие указания на темы материалов.

Заголовки. Расположение заголовков на обложке зависит от содержания фонового изображения: по бокам относительно его центра, либо с одной из сторон. В случае, когда позволяет обложка, под заголовками помещаются подзаголовки, раскрывающие их содержание. Все заголовки выполнены в едином стиле, как с точки зрения их содержания, так и оформления.

Шрифты. Для оформления обложек, полос и разворотов журнала было выбрано два основных, хорошо читаемых шрифта без засечек (для заголовков обложек и вспомогательный, для подзаголовков).

Для текста журнальных статей были выбраны также 2 основных текстовых шрифта: первый - квадратный и без засечек, второй – круглый, без засечек (применение разных шрифтов для внутреннего оформления журнала выгодно тем, что позволяет визуально отделить текст одного материала от другого уже в первые секунды просмотра).

Текст в журнале, как и в других подобных журналах, сгруппирован по колонкам, ширина и количество колонок на странице не регламентированы и варьируются в зависимости от содержания статьи и сопровождающего её иллюстративного материала.

Развороты, верстка журнала. Для театрального журнала «Монокль» была разработана оригинальная модульная сетка. Модульная сетка для журнала «Монокль» - это двухстраничный разворот с линейками, который показывает границы страниц, колонки для верстки основного текста, позиции колонцифры. Модульная система делит страницы на прямоугольники, которые в процессе верстки страницы соединяются, образуя четверти и половины страницы.

Модульная сетка журнала свободная, материал полос и разворотов группируется произвольно, с учетом особенностей восприятия и удобочитаемости материала. В разворотах в графический материал преобладает над текстовым. Большое значение уделяется размещению, компоновке и дизайну элементов графики.

Постоянные рубрики журнала отвечают образному и содержательному настрою:

-                         рубрика «Гримёрка» представляет лица и судьбы;

-                         рубрика «Премьера» содержит рецензии на лучшие спектакли, анонсы премьер, ленту театральных новостей;

-                         рубрика «Прожектор» посвящена событиям и явлениям;

-                         рубрика «Ремарка» связана с вопросами театрального опыта и теории, а также исследует «портреты» разных театральных поколений.

Цветовые решения обложек

Изображения для обложек выбираются с учетом общей внутренней тематики всего выпуска (если в данном конкретном номере она есть) или одной, главной статьи. Изображение должно быть эстетичным, необычным, креативным, с использованием контрастных цветов и доминант. Это могут быть фотографии, иллюстрации, графика, живопись, рисунки. Новизна изображений не играют роли, тоже касается и содержания номеров - журнал позиционирует себя не актуальным, но концептуальным.

 В процессе работы по созданию обложек и разворотов были использованы графические редакторы:

- Adobe Photoshop - для ретуши и обработки изображений

- Corel Draw - для разработки логотипа в векторном формате

- Corel Draw - для вёрстки обложек и разворотов.

Сайт и мобильная версия сайта. Оформление сайта

Контент сайта является однородным, то есть соответствует теме. Дизайн сайта выдержан в фирменных цветах - монохром с акцентом. Сайт несёт в себе информативную нагрузку, на интернет ресурсе размещена вся информация по театрам Нижнего Новгорода. Сайт и мобильная версия, снабжены удобной навигацией.

Резюмируя всё вышеизложенное, можно заключить, что в процессе данной работы над визуальной идентификации театрального журнала «Монокль был проделан весь путь разработки фирменного стиля журнального издания: от анализа социокультурной среды и формирования концепции издания до практической реализации творческого замысла. Работа проходила в несколько этапов, которым соответствует деление её на главы и разделы, а также включала в себя практическую часть, результатом которой стали представленные графические материалы.

В процессе работы были учтены современные тенденции в сфере театральных журналов, касающиеся их содержательного, позиционного, эстетического аспектов, но в то же время осуществлялся и поиск собственной экспериментальной концепции и формата, который соответствовал бы изменившимся запросам аудитории. Результатом творческой работы стала выработка такого фирменного стиля, который, обладает как внутренним единством, целостностью, так и собственной идентичностью.

В рамках выработанной концепции издания был сделан упор на преобладание графики над текстом, отбор материалов велся по принципу их духовной значимости для восприятия читателей, отсутствие постоянных рамок и границ как в оформлении, как и в содержании журнала (но при этом сохраняя единую концептуально-смысловую линию от номера к номеру).

Были разработаны принципы проектирования театрального журнала, разработан дизайн-проект периодического издания и электронного ресурса и выполнен визуальный ряд основных фирменных констант в единой композиции, цветовой гамме и шрифтовом исполнении. Были созданы несколько вариантов логотипа, один из которых был впоследствии доработан и утвержден. В таком же стиле были проработаны все элементы фирменного стиля (деловая документация, полиграфия и сувенирная продукция).

Поставленная цель в результате исследования была достигнута: разработан дизайн-проект визуальной идентификации театрального журнала. Образы работают в нужном ключе, вполне оправдывая поставленную перед ними задачу. Было определено, что данный подход к разработке визуальной идентификации театрального журнала является актуальным и допустимым для реализации на практике.