Полный текст статьи
Печать

Проблема развития творческой активности подрастающего поколения представляется наиболее актуальной в современной системе образования. Особенную значимость она приобретает в школьный период, определяющий дальнейшее развитие и становление творческого самоопределения ребенка. Данный период отличается первоначальным раскрытием творческих сил, развития художественных способностей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и другие). Анализ исследований показывает, что процесс познания учащегося строится на эмоционально-практической основе. Он стремится к активной деятельности, и чем полнее и разнообразнее она, тем успешнее реализуются потенциальные возможности и творческие проявления детей. Одним из наиболее близких и естественных для учащегося видов продуктивной деятельности является декоративная деятельность, в том числе и рукоделие.

В содержании системы образования в нашей стране всегда было включено одно из важнейших направлений – эстетическое воспитание и развитие художественных способностей учащихся. Это требовало решения широкого спектра конкретных задач: формирования у детей понимания прекрасного в жизни и искусстве, развития эстетического восприятия, начал художественного вкуса, художественно-творческих способностей в разных видах деятельности, желания создавать прекрасное своими руками.

Рисование, лепка, аппликация, вышивка и другие занятия с различными художественными материалами, вызывают у учащихся большой интерес, так как удовлетворяют их потребность в активности, самостоятельности, дают возможность выразить себя в творчестве.

В современных педагогических и психологических исследованиях доказывается необходимость занятий декоративным творчеством для умственного, эстетического и творческого развития учащихся. В работах А. В. Давыдова, А. В. Запорожца,
Н. Н. Поддъякова установлено, что дети способны в процессе предметной чувственной деятельности выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями, отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в таком виде практической деятельности учащегося как кружевоплетение, где формируются обобщенные способы анализа и синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, планировать свою творческую деятельность, создавать красивые работы. Отсюда вытекает необходимость занятий декоративно-прикладным творчеством – кружевоплетением. Актуальность творческого развития учащихся посредством знакомства с техникой челночного кружевоплетения обусловлена и тем, что они получают эстетическое мировосприятие, развивается творческое мышление и воображение, происходит становление навыков художественно-декоративного творчества.

Развитие творческих способностей школьников средствами искусства отражены в исследованиях таких ученых, как Т. А. Васильева, И. Л. Голованова, С. Е. Игнатьев.

Вопросами применения декоративно-прикладного искусства в образовании и воспитании младших школьников занимались В. В. Корешков, М. В. Соколов,
М. С. Соколова, А. С. Хворостов, Т. Я. Шпикалова и другие.

Несмотря на широкий круг исследований, проблема развития декоративного творчества учащихся в процессе знакомства с техникой челночного кружевоплетения остается актуальной и недостаточно методически разработанной в практике детских художественных школ.

А. Д. Черноморец определяет кружевоплетение как одну из разновидностей рукоделья, основным признаком которого является ажурность готовых изделий [5].

Сплетаются кружева из тонких ниток при помощи самых разных инструментов. Чаще всего это тонкий вязальный крючок либо специальные коклюшки. Техника кружевоплетения обычно используется для оформления одежды, а также постельного белья и текстильных предметов интерьера. Кружевоплетение считается кропотливым занятием.

По мнению Л. К. Мечниковой, фриволите (челночное кружевоплетение) – это техника узелкового плетения, позволяющая выполнять кружева с оригинальным рисунком из дуг и колец [4].

В основе техники кружевоплетения лежит узел, завязанный с помощью специального челнока. Готовые изделия, выполненные в технике фриволите, – это целая система туго завязанных узелков. Многообразие узоров и элементов челночного кружева основано на узле фриволите. Этот узел может быть прямым и обратным. Из прямого и обратного узла выполняются основные элементы челночного кружева: кольцо, дуга, пико.

Л. В. Коротаева говорит о том, что заниматься плетением кружева челноком можно в любых условиях – в дороге, дома и в школьном кружке. Это возможно благодаря тому, что данный вид рукоделия не требует специально оборудованного места. Техника фриволите несложная, поэтому ее легко осваивают не только взрослые, но и дети [1].

Следовательно, техника челночного кружевоплетения доступна для детского восприятия и выполнения не только в собственном самостоятельном декоративном творчестве, но и в организованной образовательной деятельности детских художественных школ, которые обладают специальными возможностями для формирования творческих способностей учащихся: многообразие видов деятельности, диалоговые и групповые формы взаимодействия детей и педагогов, атмосфера творческого поиска, поэтапная технология овладения умениями и навыками рукоделия.

Выбор методов и форм обучения кружевоплетению в учреждениях дополнительного образования связан со спецификой содержания учебного материала, возрастными и личностными особенностями учащихся. Так, например, по мнению Н. С. Курбатской, методическая система обучения учащихся технике челночного кружевоплетения состоит из: целей, задач и содержания учебного предмета «Кружевоплетение»; принципов, форм, методов, приемов обучения; средств обеспечения всех учебных и развивающих программ [3].

Методика обучения и развития творческих способностей теоретически обобщает практический опыт работы, формулирует законы и правила обучения, выделяет технологию наиболее эффективных методов, предлагает их для внедрения. Она основывается на научных данных педагогики, психологии, эстетики и искусствознания.

Методика ознакомления учащихся детской художественной школы с техникой челночного кружевоплетения представляет собой совокупность эффективных методов и приемов обучения и развития обучающихся. При этом оказывается необходимым выбор метода – способа работы педагога с детьми, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала. Выбор методов зависит от учебных целей, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В практической деятельности преподавателя кружевоплетения встречается ряд трудностей, главная из которых – недостаточное количество современных учебных пособий по кружевоплетению. Существующие издания представляют собой справочные пособия без методических разработок, недостаточно изданий с учебно-творческими заданиями и методическими рекомендациями, практически отсутствует специальная литература по терминологии для занятия кружевом.

Основной формой организации работы в детской художественной школе являются занятия. Исследователи выделяют различные виды проведения занятий: занятие-игра; занятие-беседа; комбинированные занятия; практические занятия; экскурсии. Занятия могут проводиться как с целой группой, так и с подгруппой, и индивидуально.

Каждое занятие по кружевоплетению должно иметь тему, теоретическую часть и практическое выполнение задания.

Обычно изучение темы начинается с теоретической части занятий, прежде всего, учащиеся знакомятся с историей кружевоплетения, с правилами техники безопасности при работе с ножницами, с рамой, крючком, знакомятся с основными видами плетения.

Вторая часть занятий – практическая; она является естественным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных учащимися.

При проведении практических занятий в первый год обучения учащиеся овладевают техникой плетения фриволите одним и двумя челноками, читая и выполняя несложные схемы плетения изделий, сувениров.

На втором году обучения ученики знакомятся с более сложной техникой плетения (например, по схеме). Усложняются изделия, схемы плетения фриволите.

При проведении занятий кружевоплетения необходимо соблюдать следующие условия: реализация индивидуально-личностного подхода; теоретические и практические знания даются всей группе, а дальнейшая работа по освоению навыков кружевоплетения ведется самостоятельно или с помощью педагога; четкое объяснение на высоком уровне учебного материала или практической операции.

На практических занятиях педагог следит за правильным использованием оборудования, показывает приемы работы с инструментами и материалами, помогает разобраться в схемах, рисунках.

Подведение итогов необходимая часть организованного обучения технике в процессе занятия: обобщается проделанная работа, делаются выводы, отмечается активность отдельных учащихся, дается объективная и обоснованная оценка полученных знаний. Наиболее подходящая форма оценки практической работы учащегося – организованный просмотр выполненных образцов изделий.

Подведение итогов работы за год проводится на итоговой выставке декоративно-прикладного творчества.

В процессе обучения по программе «Кружевоплетение» учащиеся должны: знать краткие сведения из истории фриволите в России; познакомиться с интересными известными умельцами, мастерами родного края; знать правила техники безопасности и личной гигиены при выполнении плетения; знать правила пользования инструментами и материалами; уметь выполнять основные виды плетения в технике «Фриволите» и исправлять ошибки в плетении; подбирать материалы для плетения, определять длину нитей; уметь работать по схемам; знать правила ухода за готовыми изделиями.

Ниже приводим примерный план проведения вводного занятия (первый год обучения) по челночному кружевоплетению и технологию плетения основных элементов одним челноком:

1)  познакомить обучающихся с задачами и планом работы, рассказать о приобретении теоретических знаний и практических навыков;

2)  познакомить с инструментами и материалами в процессе практического освоения техники кружевоплетения;

3)  провести инструктаж по технике безопасности;

4)  познакомить с историей кружевоплетения;

5)  показать образцы готовых изделий челночного кружевоплетения.

По мнению О. В. Корчиновой, на втором году обучения учащиеся должны уметь: выполнять необходимые для плетения элементы и узлы по наглядному изображению; подбирать материалы для плетения по размеру, цвету, фактуре; выполнять схемы графических изображений элементов плетения; вплетать в узоры декоративные элементы и конструкционные детали; выполнять заработку концов нитей; выполнять исправление ошибок; выполнять схемы графических изображений элементов плетения, читать их и работать по ним; выполнять эскизы рисунков плетения; ухаживать за готовыми изделиями [2].

Таким образом, методика ознакомления с челночным кружевоплетением учащихся детской художественной школы представляет собой организованную систему, которая обобщая накопленный практический опыт работы в данной области, формулирует законы и правила обучения, определяет поэтапную технологию учебного предмета «Кружевоплетение», направленную на развитие творческих способностей, эстетического и художественного вкуса подрастающего поколения.