Полный текст статьи
Печать

Проблема развития творческих возможностей, активности и самостоятельности ребенка в продуктивных видах деятельности всегда актуальна в современной системе дошкольного образования. Организация процесса детского декоративного творчества способствует воспитанию художественного вкуса, развитию художественно-графических умений и навыков, фантазии, творческого воображения, пространственного восприятия, точных движений руки и мелкой моторики пальцев; становлению организационных навыков художественно-декоративного творчества.

Отечественные ученые (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина,
Н. П. Сакулина, Е. А. Флерина) доказали, что развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит при овладении ими общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения. Таким обучением, в частности и является занятие коллективной аппликацией, в ходе которого воспитанники получают творческое развитие и умение работать в коллективе. Специфика коллективной аппликации заключается в совместных и согласованных действиях детей; для этого необходимы не только умение владеть речевым диалогом со сверстниками, способности согласовывать свои действия и договариваться о совместном решении предложенной задачи, но и декоративные умения и навыки детей.

По мнению исследователей, изучающих вопросы развития детского декоративного творчества, коллективная аппликация способствует развитию чувства цвета, ритма, симметрии; приучает детей к плановой организации работы, которая особенно важна для создания композиции, последовательности прикрепления частей. Создание коллективных аппликаций формируют конкретные умения и навыки творческой деятельности, развивают художественно-творческие способности. На коллективных занятиях дети учатся декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

При обучении детей дошкольного возраста коллективной аппликации исследователи выделяют ряд общих задачи:

1)  составлять единый декоративный узор из различных геометрических форм и растительных деталей, располагая их в определенном ритме на картонной или тканевой основе различной формы;

2)  составлять изображение предмета из отдельных частей; изображать сюжет;

3)  овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из разных материалов: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе (приклеивания, пришивания);

4)  формировать чувство цвета, знать основные цвета и их оттенки, овладевать умением составлять гармоничные цветовые сочетания;

5)  формировать чувство формы, пропорций, композиции.

Сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и уважение поможет в процессе выполнения общего дела, что и составит социальный опыт, необходимый в дальнейшей деятельности ребенка.

В исследованиях М. Н. Турро [2] приводится следующая классификация форм коллективной деятельности:

Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ детей, сделанных с учетом поставленной педагогом задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

Комплексная форма предполагает выполнение коллективной работы на одной плоскости, когда каждый ребенок делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

Коллективно-производственная форма, при которой деятельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовления изделия.

Позднее данная классификация была детально разработана и уточнена
Т. С. Комаровой и А. И. Савенковым [1]:

1. Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого замысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого становится частью общей композиции.

2. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего частников.

3. Совместно-взаимодействующая форма предоставляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

В работах И. Н. Турро подчеркивается, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для других участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет связать обучение детей с окружающей жизнью.

Рассматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги-практики высоко оценивают ее роль в развитии социальной активности. Так, в коллективной аппликации социальная активность проявляется в двух формах: общение и общественно значимый результат. Общение в процессе коллективной деятельности рассматривается как средство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Коллективная аппликация способствует формированию у ребенка положительных взаимоотношений со сверстниками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество. В процессе совместной деятельности приобретается и совершенствуется опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение во время занятия коллективной аппликацией, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждого участника общения.

В работах отечественных исследователей коллективная аппликация рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции: информационная – обмен чувственной и познавательной информацией; контактная – готовность к приему и передаче информации; координационная согласование действий и организация взаимодействия; перцептивная – восприятие и понимание друг друга; развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие четких организационных связей, эффективно-продуктивную организацию процесса совместной деятельности, но и нравственную потребность в другом человеке, которая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

– общность интересов и осознанность цели работы каждым участником коллективной деятельности;

– неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

– гуманистический характер общения, составление групп на основе добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

– доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

– сочетание ролевого и личностного взаимодействия с периодической сменой лидеров.

Итак, коллективная аппликация определяется как равноправное личностное взаимодействие детей дошкольного возраста, направленное на согласование и объединение общих усилий с целью достижения высокого уровня активности, коллективной общности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потенциала и комфортности в процессе создания композиции.

Коллективная аппликация воспитывает умение работать и созидать в коллективе, руководствуясь при этом не только личными интересами, но и интересами своих сверстников, содержанием, и необходимостью совместной деятельности. Это предполагает совершенствование таких черт личности ребенка, как требовательность к себе и другим, ответственное отношение к порученному делу, осуществление принципов сознательности, дисциплины, взаимопомощи и поддержки. Дети получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости от достижения положительного результата при совместных усилиях. В коллективной аппликации большое место занимают совместные действия детей, то есть выполнение таких элементов, которые направлены на решение достаточно простых текущих задач. Например, подготовка одним ребенком основы для совместной аппликации (выбор фона, тонирование поверхности), вырезание другим ребенком крупных деталей сюжета или композиции и расположение их на подготовленной основе, третий ребенок работает с мелкими декоративными украшениями. Для целесообразного распределения совместных действий необходимо умение владеть речевым диалогом со сверстниками, согласовывать свои действия, умения, доброжелательно договариваться о совместном решении предложенной задачи [1].

Таким образом, коллективная аппликация имеет большое значение для воспитания у детей дошкольного возраста активности, самостоятельности, взаимовыручки и взаимопомощи. Совместная организованная деятельность способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, ее психических и эстетических возможностей, а также творческих способностей. Систематическое обучение детей разнообразным способам создания коллективной аппликации из различных материалов создает основу для творческого выражения ребенка в самостоятельной деятельности: он может выбрать содержание аппликации (декоративный узор, предмет, сюжет), материал (один или несколько в сочетании) и использовать разную технику, подходящую для более выразительного исполнения задуманного.