Полный текст статьи
Печать

Денежно-кредитное регулирование является составной частью макроэкономической политики государства, которое представляет собой, прежде всего, основу развития и надежного функционирования, как банковской системы, так и экономики в целом. В макроэкономическом плане экономику страны представляют четыре взаимосвязанных сектора: реальный (предприятия и домашние хозяйства), фискальный (правительство), внешний (связь с внешним миром) и монетарный (или денежного). Реализация денежно-кредитного регулирования происходит в монетарном секторе, через который проходят потоки денежных средств для обеспечения функционирования остальных секторов экономики, и прежде всего реального, производящего и потребляющего товары и услуги. Денежно-кредитное регулирование представляет собой совокупность конкретных мероприятий центрального банка, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Характерной особенностью последних лет является выделение денежно-кредитного регулирования из денежно-кредитной политики, которое в большинстве своем базируется на механическом разделении ранее существовавших определений, — теоретическую и практическую составляющие. К первой относится существующая в стране система целей и задач в области денежного обращения и кредита, ко второй — определение и разработка правил применения доступных механизмов и инструментов воздействия на денежную массу, уровень процента и объемы кредитов. Основным объектом денежно-кредитного регулирования со стороны Центрального банка выступает совокупная наличная и безналичная денежная масса в экономике, от динамики которой зависит изменение совокупного платежеспособного спроса. Поскольку деньги на современном этапе развития носят кредитный характер (денежная масса в основном создается в процессе кредитно-депозитной деятельности банков), регулирование структуры и объема денежного оборота Центральный банк осуществляет посредством управления операциями банковских учреждений второго уровня, определения условий кредитно-депозитной эмиссии с помощью соответствующих инструментов и методов. Денежно-кредитная политика и денежно-кредитное регулирование идентичны по своей экономической сущности. Целесообразно привести еще одно определение денежно-кредитной политики как политики, состоящей из целенаправленной деятельности центрального банка (при содействии иных центральных ведомств) на макроуровне по выполнению общегосударственных задач. При этом совокупность мероприятий денежно-кредитной политики центрального банка охватывает сферы денежного обращения и кредита, которым, прежде всего, определяются границы как наличной, так и безналичной денежной эмиссии путем регулирования депозитно-ссудных и других операций банковских учреждений второго уровня, а конечной целью данного регулирования со стороны центрального банка является обеспечение товарно-денежной сбалансированности в хозяйстве, стимулирование экономического роста, достижение стабильности национальной валюты, урегулирование государственного долга. Наиболее общим представлением о денежно-кредитной политике будет как о системе мер, разработанных государством в лице центрального банка, применяемых в монетарном секторе экономики и направленных на достижение конечных целей макроэкономической политики, как при содействии иных центральных ведомств, так и без них. Специфика большинства определений заключается в расширенной трактовке денежно-кредитной политики либо за счет большего вычленения целей и задач, участников по ее реализации, точек воздействия центрального банка, либо на основе включения дополнительных элементов, связанных с ней, но не принимающих прямого, непосредственного участия. Наиболее полным определением денежно-кредитной политики является то, что она представляет собой систему взаимосвязанных целей и задач, совокупность методов, механизмов и инструментов, при помощи которых происходит воздействие на экономические процессы посредством изменения объема и структуры денежной массы в обращении, уровня процентных ставок, кредитно-депозитной эмиссии, ликвидности и стабильности банковской системы и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Данное определение, на наш взгляд, позволяет обобщить и систематизировать предложенные ранее принципы организации системы денежно-кредитного регулирования, построения иерархии целей и задач, приведения в соответствие с ними арсенала инструментов, а также определить место и роль банковской системы в их реализации. Одним из основных условий функционирования системы денежно-кредитного регулирования является наличие достаточной степени независимости центрального банка, которая состоит в его способности и возможности применять весь спектр методов и инструментов для достижения декларируемых целей. Действия центрального банка не определяются только фискальными целями, а совпадают с конечными макроэкономическими целями государства. В последнее время в научной литературе проблемы координации деятельности правительства и центрального банка нашли свое отражение в автономности и подотчетности центрального банка, которые предполагают независимость в выборе основной цели денежно-кредитной политики и промежуточных целевых ориентиров, самостоятельность в выборе и применении инструментов монетарной политики. Экономический смысл независимости центрального банка заключается в повышении доверия общества к проводимой монетарной политике и ее эффективности, то есть достижение запланированных промежуточных целевых ориентиров в рамках основной цели денежно-кредитной политики. Согласно концепции автономности и подотчетности центрального банка основополагающими направлениями проведения денежно-кредитной политики являются: — декларирование центральным банком четко определенной цели монетарной политики (например, поддержание ценовой стабильности или покупательной способности национальной денежной единицы); — наличие необходимых и достаточных полномочий у центрального банка для успешного достижения основополагающей цели; — наличие законодательно определенных решений спорных ситуаций в части несовпадения интересов центрального банка и правительства в проведении денежно-кредитной политики, при которых свобода действий центрального банка не ограничена влиянием правительства на деятельность центрального банка либо проводимая правительством политика не совместима с достижением целевых ориентиров монетарной политики. Принцип централизации управления системой денежно-кредитного регулирования реализуется в том, что система управляется из единого центра — центрального банка, и в том, что все субъекты системы руководствуются едиными требованиями денежно-кредитной политики. Необходимость соблюдения принципа построения иерархии целей вызвана ориентацией денежно-кредитной политики на макроэкономические цели государства, достижение долгосрочного макроэкономического эффекта и наличие обязательного учета специфики экономики. Для повышения эффективности денежно-кредитной политики особое значение имеют открытость и прозрачность денежно-кредитной политики, заключающиеся в наличии ожиданий экономических агентов (коммерческих банков и т. д.), учитывающих предполагаемые действия властей, то есть агенты могут предвидеть воздействие денежно-кредитной политики и принять ответные меры, в результате которых действия центрального банка не достигнут планируемого экономического эффекта. В рамках данного принципа выделяют следующие основные модели поведения центрального банка:

 1)  модель предусмотрительного поведения (Ф. Кидлэнд и Э. Прескотт): денежно-кредитная политика способна оказывать реальный краткосрочный эффект только при условии, что действия центрального банка неожиданны и осуществляются не систематично;

2) модель временной несогласованности денежно-кредитной политики (Р. Бэрроу и Д. Гордон): реализуемая несистематичная политика будет стимулировать инфляцию, и действовать непоследовательно. Согласно перечисленным моделям, следует отметить, что под открытостью понимают степень раскрытия и доступности информации, а под транспарентностью — понятность, точность, степень обработанности информации и ясность происходящих процессов, на основе которых экономические агенты формируют свои ожидания и поведение. В экономической литературе различают следующие виды открытости денежно-кредитной политики, согласно которым определены соответствующие типы транспарентности:

  • · политическая открытость — раскрытие информации о целях экономической политики; — экономическая открытость — раскрытие информации об экономических данных, моделях и прогнозах;
  • · процедурная открытость — раскрытие информации о стратегии и тактике денежно-кредитной политики, механизме принятия решений;
  • · рыночная открытость — раскрытие информации о вмешательстве центрального банка в деятельность финансовых рынков и об ошибках регулирования.

Согласно теории рациональных ожиданий с увеличением открытости и транспарентности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики появляются следующие выгоды: снижение в асимметрии информации, уменьшение инфляционного смещения, повышение реакции на шоки и улучшение репутации центрального банка, рост благосостояния общества. В то же время исходя из иррациональности функционирования финансовых рынков, наличия асимметрии информации открытость и транспарентность денежно-кредитной политики не будут иметь ожидаемого эффекта, однако позволят уменьшить несовершенство знаний о состоянии экономической системы и ее структуре, снизить информационную асимметрию и рыночную неопределенность, что, в свою очередь, уменьшит множественность «плохих» равновесий в экономике. Таким образом, на наш взгляд, основными принципами организации системы монетарного регулирования являются:

1. Принцип независимости центрального банка, который обеспечивает возможность Центральному банку самостоятельно организовывать и осуществлять свою деятельность в пределах полномочий, установленных в законодательном порядке. Вмешательство всех органов государственной власти в решение вопросов не допускается. Центральный банк координирует свою политику с Правительством в той мере, в которой она не противоречит его основным целям и задачам. Таким образом, деятельность центрального банка регулируется на нескольких уровнях: конституционном, законодательном, нормативно-правовом.

2. Принцип централизации управления, который позволяет осуществлять Центральному банку монетарное регулирование в стране независимо от Правительства.

3. Принцип построения иерархии целей реализуется в сохранении преемственности целей высшего порядка к низшему.

4. Принцип открытости и транспарентности денежно-кредитной политики выражается в политической, экономической и процедурной составляющих, которые находят свое отражение в основных направлениях денежно-кредитной политики.

Итак, учитывая современные направления развития экономической науки, следует отметить, что необходимым условием успешной реализации денежно-кредитной политики является четко сформулированное представление о ее структуре и принципах, развитии следующих компонентов: денежно-кредитного суверенитета, независимости центрального банка, открытости и транспарентности его деятельности. Денежно-кредитная политика является одним из наиболее важных направлений государственного регулирования рыночной экономики, для функционирования кредитно-банковской системы она имеет первостепенное значение.