Полный текст статьи
Печать

В соответствии с целями государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы,  концепция приоритетности образования  приобретает реальный смысл в том случае, если  будут выполнены условия  повышения качества образования  как высшего,  так и среднего профессионального.

При этом на качество подготовки будущих специалистов влияет выбор таких педагогических технологий, которые в условиях увеличения доли самостоятельной работы  и сокращения времени аудиторного обучения, могли бы обеспечить создание прочной основы будущей профессиональной деятельности[1].

Современные педагогические технологии являются многофункциональными и реализуют следующие задачи обучения:

  • задавать приоритетные направления в повы­шении образования;
  • предоставлять образовательные услуги в со­ответствии с широкими потребностями образо­вательных учреждений, педа­гогов и специалистов;
  • обеспечивать системность и целостность ор­ганизации обучения в контек­сте процессов реформирования и развития про­фессионального образования[2].

Поэтому если речь идет об условиях повышения качества, то имеется в виду применение  именно таких технологий обучения, при которых формируется интеллектуальный потенциал личности, развиваются творческие и познавательные способности, проявляется профессиональное мастерство и умение работать в команде единомышленников.  

Среди разнообразных направлений современных педагогических технологий,  активные  и интерактивные методы обучения наиболее полно отвечают требованиям  подготовки специалистов профессиональной направленности.

 В процессе использования активных методов обучения в образовательном процессе, обучение построено на принципах индивидуализации, сотрудничества и практической ориентированности.

Наилучшим способом личностно-ориентированного подхода в обучении, являются интерактивные методы обучения, так как они предполагают взаимодействие между всеми участниками учебного процесса. Интерактивные методы могут быть основаны на обращении к личному опыту и знаниям каждого члена образовательного процесса, в свою очередь,   на основе этого опыта может быть основано и получение новых знаний[3].

Активное и интерактивное  обучение предполагает  активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся, реализующее такие возможности и резервы личности, которые в обычных условиях не всегда проявляются.

 В данной статье мы не будем давать развернутую характеристику вышеназванным методам, ведь они хорошо известны и достаточно полно отражены в работах  Н.В. Борисовой, Л.Н. Матросовой, Т. Г. Мухиной, В.А.Трайнева,  И.В.Трайнева.   

Отметим, что здесь речь пойдет об  использовании эффективных приемов и методов обучения, создающих условия протекания учебно-познавательной деятельности и  формирующих творческо-активную личность в системе непрерывного образования «школа-техникум-вуз» на примере совместных проектов.

Проектно-исследовательская деятельность является одной из современных образовательных технологий, предполагающая решение обучающимися исследовательской, творческой задачи под руководством научного консультанта, в процессе которой реализуется научный метод познания в различных междисциплинарных областях и сферах человеческой деятельности.

 Одни и те же знания можно получить разными способами.  Следовательно,  для того, чтобы обучающийся воспринимал знания как личностно значимые, требуется так организовать учебный процесс, чтобы проблема, взятая из реальной жизни,  могла быть решена через полученные знания и в конечном итоге привела к желаемому результату работы – продукту,  который создается авторами проекта в ходе решения поставленной задачи[4].

Достижение этой цели, как указывают многие авторы, занимающиеся исследованиями в области проектно-исследовательской деятельности,  возможно через эффективное построение учебного процесса с применением современных педагогических технологий, учитывающих разноуровневую подготовку обучаемых.

Применительно к теории интерактивного обучения, совместная проектно-исследовательская деятельность  нашла свое отражение в практической реализации проекта  «Разработка алгоритма работы на старинной пурке на основе технологии определения натуры зерна современными средствами измерений» [5].

Проект был в первую очередь интересен тем, что участники работы над проектом объединились в команду, несмотря на то, что находились в разных городах.  Часть из них были представителями  Белгородского техникума промышленности и сферы услуг, а другая часть команды была представлена учащимися средних школ Нижнего Новгорода и студентами Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Все проблемы по взаимодействию между участниками команды были решены руководителями проекта как со стороны представителей Белгородской,  так и со стороны Нижегородской команды.

Перед началом работы над проектом, каждый из участников был проинформирован о целях и задачах проекта. Руководители проекта в лице  преподавателя    Белгородского техникума промышленности и сферы услуг и  преподавателей Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета определили действия каждого участника проекта, ими была сформулирована проблема, для решения которой необходимо было найти информацию о работе на старинной пурке и сравнить ее с работой на современных пурках.             

При работе над данным проектом были  задействованы знания в различных областях и сферах производства. Участникам команды  пришлось не один день поработать на старинной пурке, находящейся в техническом музее Нижнего Новгорода, а также узнать от студентов  Белгородского техникума промышленности и сферы услуг, как работают современные пурки (рис.2).

 

   

Рис.1. Старинная пурка, представленная в техническом музее  г.  Нижнего Новгорода

Рис.2.  Практическая работа на  современной пурке в Белгородском техникуме промышленности и сферы услуг.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть,  что опыт проведения такого рода проектно-исследовательских мероприятий,  учит видеть проблемы, исследовать и определять свое отношение к ним, учит работать в команде, устанавливать соответствующие контакты, вырабатывать совместные направления и принципы деятельности, реализовывать их на практике, а также презентовать результаты и оценивать их [4].

При данном условии организации совместной работы над проектом, можно говорить о сквозной подготовке кадров, где каждому звену «школа-техникум-вуз» отведена важная роль, когда от каждого участника зависит значимость изучаемой дисциплины, подкрепленная заинтересованностью обучающихся в дальнейшей профессиональной реализации приобретаемых знаний и умений.

Таким образом,  для учащихся школ работа над проектом позволила прикоснуться к истории возникновения и развития средств измерений зерна; для студентов   техникума проект стал реализацией  практической работы по измерению натуры зерна; для студентов вуза, обучающихся по направлению  подготовки «Стандартизация и метрология»  проект способствовал   развитию профессионального мышления, когда накопленную информацию из разных источников необходимо было  систематизировать  и представить в виде  алгоритма работы на пурке с точным описанием процесса определения натуры зерна.

После завершения проекта для технического музея была подготовлена информационная  карта по работе на старинной пурке:

«Одним из старых показателей качества зерна является натура зерна, применявшаяся в хлебной торговле еще  со времен Древней Греции и Рима,  которая и на сегодняшний день остается основным показателем качества зерна.

В России понятие «натура зерна» возникло  почти двести лет назад, одновременно с названием прибора для измерения натуры – хлебных весов.

Натура -  масса зерна в определенном объеме, чаще всего измеряется в граммах на 1 литр (г/л).

Объемную массу (натуру) определяют в четырех основных зерновых культурах: в пшенице, ржи, ячмене и овсе. Она колеблется в широких пределах в зависимости от формы зерна, выполненности, влажности, наличия и состава примесей, а также других факторов.

В соответствии с ГОСТ Р 54895-2012, пуркаэто средство измерения, предназначенное для определения натуры зерна путем отмеривания объемной единицы зерна — одного литра или одного гектолитра, которую затем взвешивают на весах.

После взвешивания,  в соответствии с данными таблицы 1, определяют показатели натуры зерна.

Таблица 1

Культура

Натура (г/л)

Натура зерна среднего качества(г/л)

Пшеница

700-840

740-800

Рожь

660-740

690-710

Ячмень

510-640

545-605

Овес

420-580

460-540

Научными исследованиями и опытом работы мукомольных предприятий подтверждено, что чем выше натура, тем зерно качественнее, это означает, что  из такого зерна получится большее количество муки и меньшее количество отрубей.

Старинная пурка  состоит из мерки (4), которая плотно крепится в гнездо (10) на подставке. На этой же подставке плотно закрепляются весы (5,6,7,8). Зерно насыпается сразу в наполнитель (2), так как в  старинной пурке отсутствует цилиндр насыпки, груз выполняет  одновременно роль «пробки», для того, чтобы  зерно не просыпалось из наполнителя. 

Для этого в наполнителе есть специальные буртики, которые используются для упора  «груза-пробки».  В щель мерки вставляется нож (11), затем на мерку устанавливается наполнитель с зерном и грузом «пробкой». Нож быстрым движением удаляется из щели мерки, в это  время груз и зерно упадут в мерку. Груз во время падения вытесняет воздух через отверстия в мерке. Нож осторожно возвращается в щель мерки, отделяя в мерке необходимый объем зерна.

Перед взвешиванием мерки с зерном и грузом,  мерку вместе с наполнителем отсоединяют от гнезда.   Перевернув мерку с наполнителем, избыток зерна, который находится сверху ножа, пересыплется обратно  в наполнитель.   После этого наполнитель с «лишним» зерном отделяется от мерки. Из щели мерки удаляется нож, а мерка  вместе с зерном и грузом взвешивается на весах. При взвешивании необходимо учесть, что вес чаши для гирь и мерка с грузом равны между собой.

Объемная масса зерна определяется путем установки гирь на чашу весов разного веса до горизонтального выравнивания коромысла весов.

Современная пурка дополнена цилиндром насыпки (4), рисунок 1, что позволяет использовать груз по прямому назначению – вытеснять воздух из мерки. В цилиндре насыпки имеется воронка с заслонкой и замком (7,8). Заслонка замка во время наполнения зерном цилиндра наполнителя должна быть закрыта. Открывается заслонка осторожно после наполнения зерна, в это время зерно из цилиндра насыпки начнет равномерно пересыпаться в наполнитель (3). Нож (6) вынимается из щели и после того, как груз и зерно упадут в мерку, нож вновь с теми же предосторожностями вставляют в щель до упора ручки ножа в стенку мерки. Отдельные зерна, которые в конце движения ножа попадут между лезвием ножа и краями щели, перерезаются ножом.

    

 

Рис.1.  Современный вид литровой пурки ПХ-2:

1-пенал; 2- мерка; 3-наполнитель; 4-цилиндр насыпки;5-падающий груз; 6-нож; 7- замок;
8 – воронка с заслонкой.

Рис. 2.  Старинная пурка с падающим грузом-«пробкой»:

1-набор гирь разной массы; 2- наполнитель;

3-падающий груз-«пробка»; 4-мерка;5-колонка весов;
6-подвеска; 7-коромысло весов; 8 – чашка для гирь;
9- ящик;10- гнездо для мерки;11-нож.

 

Если падающий груз находится на дне мерки,  а нож находится в щели мерки, то объем мерки между верхней плоскостью груза и нижней плоскостью ножа равен строго одному литру.

Для определения натуры зерна взвешивают мерку на электронных весах с зерном и без зерна.

Потребность в проверке натуры зерна не теряет свою актуальность и в настоящее время. Так, например, пшеницу с натурой ниже 690 г/л не используют на сортовые помолы. Кроме этого, натура зерна влияет и на использование складской емкости -   высоконатурной пшенице потребуется меньшая складская емкость».

Итогом проекта стала публикация в журнале «Стандарты и качество» № 3, за 2016г., а также участие в Региональной  конференции-конкурсе индивидуальных исследовательских проектов, где руководители были отмечены благодарственными письмами, а участники награждены дипломами победителей.

Таким образом, еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в  современных условиях организации проектно-исследовательской деятельности происходит возрастание  активной роли  самого обучаемого, который участвует не только в получении знаний, но и в их поиске, развитии, а также трансформации полученных знаний в практические умения и навыки[6]. Все эти меры направлены на формирование конкурентноспособного человеческого потенциала, когда у молодого поколения формируется положительная мотивация на необходимость профессионального самоопределения и устойчивого интереса к выбранной специальности.