Полный текст статьи
Печать

Проблемы, связанные с эмоциональной сферой детей отражены не только в художественной литературе, но и в научной: философской, педагогической, психологической и т.д. Трудно представить ребенка, который не проявлял бы эмоции в своей жизни и в каких-либо событиях. Эти проявления зависят от многих факторов: особенности эмоциональной сферы (эмоциональная возбудимость, эмоциональная импульсивность и аффективность, либо, наоборот, эмоциональная устойчивость и т.д.); в зависимости от деятельности; в зависимости от взаимоотношений. Особенно важны эмоции при взаимоотношении

ребенка с окружающими его людьми.  Эти эмоции усиливаются в тех случаях, когда в отношениях  ребенок использует игрушку [3].

Причиной, которая побудила нас обратиться к данной проблеме, стали характерные для детского общества явления. С одной стороны – это  современное разнообразие детских игрушек, которое позволяет не только расширить возможности детской игры, но и усиливает проявление эмоций, так как являются механизмом при взаимодействии ребенка с миром.  С другой стороны – это изменения, связанные с развитием самой  сюжетно-ролевой игры, появлением статусных социальных детских ролей, использованием  компьютерных технологий вместо игр и  игрушек и т.д. [2].

Не смотря на обозначенные причины, следует отметить, что естественность и привлекательность игрушки для ребенка заключается в ее характеристиках и использовании в конкретной социо-культурной ситуацией развития.

Однако, в отечественных исследованиях в области специальной психологии, в отличии от педагогики, вопросы, связанные с использованием игрушки, ее влиянием на эмоции, психическое развитие и ценностные ориентации ребенка разработаны недостаточно.

Сегодня поднимаются вопросы, направленные на установление психологической экспертизы игрушки, но на практике это отражается только на уровне проекта. Отсутствует  единая психологическая концепция игрушки, не имеется достаточно исследований, связанных с  влиянием современной гендерной игрушки на психологическое развитие дошкольника с умственной отсталостью, нет сравнительных исследований в области проявления национальных особенностей игрушки и ее роли в развитии ребенка с умственной отсталостью и пр.

В связи с этим, целью нашего исследования стало изучение выявления роли игрушки в проявлении эмоциональных особенностей дошкольников с нормальным психическим развитием и умственной отсталостью.

Задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния роли игрушки в проявлении эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием и с умственной отсталостью.
  2. Экспериментально исследовать роль игрушки в проявлении эмоциональных особенностей детей дошкольного возраста с нормальным психическим развитием и с умственной отсталостью.
  3. Проанализировать полученные результаты исследования.

Методологические основы работы: положение психологии о воздействии эмоций на выбор человека (К. Изард),  теория эмоциональной готовности к действию (Н. Шварц и Дж. Клор), культурно-историческая концепция         (Л.С. Выготский), теория и практика педагогической науки (К.Д. Ушинский), концепция Л.И. Божович о детской деятельности в генезисе эмоций, концептуальные положения о роли игрушки в психическом развитии ребенка Е.А. Флериной и Д.В. Менджерицкой

Для проведения исследования мы использовали методики:

  1. Методика изучения тревожности «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, модификация Р. Немова),
  2. Методика изучения агрессивности «Кактус» (М.А. Панфилова).
  3. Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова).
  4.  Метод наблюдения за игровой деятельностью детей в детском саду.

Данное целенаправленное наблюдение за детьми в группе детского сада позволяет выявить отношение ребенка к игрушке, а в частности проявление эмоций детьми 6-ти лет при взаимодействии с ней.

Наблюдение осуществлялось по следующим показателям:

а) особенности взаимодействия дошкольника с игрушкой в специально организованной деятельности (моделирование игровых ситуаций);

б) длительность игры ребенка с одной и той же игрушкой;

в) частота смены игрушек в процессе игры;

г) способность выражать ребенком собственные эмоции при взаимодействии с игрушкой

В исследовании приняли участие 25 детей: средний возраст 6,6±0,6 лет с нормальным психическим развитием и 25 детей: средний возраста 6,7±0,3 лет с умственной отсталостью.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволил уточнить значение игрушки в психическом развитии ребенка. Игра и игрушка, по мнению ученых, – важнейшие составляющие любой культуры. Игрушка – культурное орудие, посредством которого в особой «свернутой форме» передается состояние современной культуры [1]. Какова культура, таковы и игрушки.  Особенности использования игрушки, бесспорно, влияют на возникновение таких эмоциональных проявлений ребенка, как симпатия, привязанность, сочувствие, сопереживание, забота и внимательность. Но, в то же время, современные игрушки могут способствовать появлению у ребенка различных страхов, тревожности и агрессивности.

На этапе экспериментального исследования была смоделирована и  проведена сюжетно – ролевая игра с использованием любимых (с точки зрения детей) игрушек, принесенных детьми из  дома. Сюжеты были смоделированы на основе предварительной беседы с детьми «Роботы спасают мир», «Мульт-герой спешит на помощь».

Анализ содержания сюжетов в игре дошкольников позволил выявить группу детей с умственной отсталостью (мальчики - 46%), уровень игровой деятельности которых менялась в зависимости от функции, которые выполняли роботы: это либо защита, либо нападение. Практически никто из детей в ходе игры не отражал нормальные социальные действия взрослых людей, проявлялась некая оторванность от жизни. Мальчикам нравилось выяснять отношения и «кто самый сильней из героев» (роботы, ниндзя, человек-паук). При этом девочки включались в игру с такими игрушками как Винксы, пони-единороги, куклы-монстры из серии Monster High. Во время игры сюжет как таковой отсутствовал. девочки пытались убегать или «провоцировали» мальчиков, чтобы те их либо догоняли, либо убегали. Временами эти «провокации» им удавалось реализовать.

Дети в группе с умственной отсталостью и дети с нормальным развитием в основном проигрывали сюжеты из популярных зарубежных  фильмов и мультсериалов и не использовали жизненные ситуации, связанные с традиционными сюжетами игр.  Дети с выраженной умственной отсталостью во время игр быстро переходили от одного настроения к другому (то радовались, что играют вместе, то начинали  «заводиться» по незначимым причинам). Если им не удавалось удовлетворить свои потребности или реализовать интересы, они не стремились их компенсировать в другой сфере или при взаимодействии с другим ребенком.

После проведения игр с детьми была проведена методика «Выбери нужное лицо», направленная на определение наличия уровня тревожности после таких игр.

Результаты методики отражены в таблице1. 

 

            Таблица 1 – Сравнительные результаты выявленного уровня  тревожности в группах  дошкольников с НПР и УО по методике «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки) (n=50) 

 

Высокий уровень

тревожности

Средний уровень

тревожности

Низкий уровень

тревожности

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Дошкольники с НПР (25)

9

36

15

60

1

4

Дошкольники с УО (25)

15

60

6

24

4

16

Достоверность

p ≤0,4

p ≤0,3

-

Достоверность по z-критерию при p≤0,001, p≤0,05, p≤0,01.

           

Результаты, полученные  по методике «Выбери нужное лицо», позволили увидеть то, что у 36% дошкольников с НПР и больше половины (60%) дошкольников с умственной отсталостью,  после участия в играх проявился (можно утверждать, что сохранился) высокий уровень тревожности. Для этих детей характерна переоценка ситуации: для большинства из них ситуации, представленные на картинке, несут в себе аспект тревожных моментов. О высоком уровне тревожности в группах детей свидетельствовали и ответы детей, поясняющие ситуации. Например, встречались такие высказывания, как: «Меня будут ругать», «Я поссорюсь с другом, мы больше не будем дружить», «Я рассыпал свои игрушки, за это могут наказать», «Со мной не хотят играть» и др. Подобные комментарии встречались в обеих группах детей (НПР и УО).

Средний уровень тревожности выявлен у 60% дошкольников с НПР и 24% дошкольников с умственной отсталостью.   Наличие среднего уровня тревожности является нормой при  восприятии ситуаций: если на ребенка замахиваются табуреткой, он начнет беспокоиться, если он гуляет вместе со своей мамой и малышом в коляске, он спокоен. Среди дошкольников с нормальным психическим развитием и умственно отсталых, у которых  стрессовые ситуации вызывали тревожность, было выявлено соответственно 4% и 16%.

            Оценка достоверности показала, что и дошкольники с НПР, и дошкольники с УО одинаково реагируют на предложенные им ситуации. Однако у детей умственно отсталых переживания носили более примитивный характер, дифференцированных оттенков переживаний почти не проявляли. Чаще они выражали только неудовольствие. В обеих группах детей тревожность проявляется в стрессовых ситуациях.

Сравнение результатов с помощью z-критерия показало отсутствие достоверности на всех уровнях. Это говорит о том факте, что как среди детей с нормальным психическим развитием, так и у умственно отсталых детей проявляется определенные уровни тревожности. Однако, качественный анализ ответов позволяет судить о том, ч то у детей с умственной отсталостью иногда объяснения носили не совсем понятный характер или просто отсутствовали объяснения.

Использование следующей графической методики «Кактус» (А.М. Панфилова) позволило определить наличие агрессивности у дошкольников с НПР. Результаты проведенной методики «Кактус», представлены в таблице (Таблица 2). 

            Таблица 2 – Сравнительные результаты выявленного уровня агрессивности среди мальчиков и девочек с НПР по методике «Кактус» (М.А. Панфилова) (n=25)

 

Высокий уровень

агрессивности

Средний уровень

агрессивности

Низкий уровень

агрессивности

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Мальчики (18)

6

33,3

11

61,1

1

5,6

Девочки (7)

4

57,1

3

42,9

-

-

Достоверность

p ≤0,9

p ≤0,9

-

            Достоверность по z-критерию при p≤0,001, p≤0,05, p≤0,01.        

Результаты, представленные в Таблице 2, позволяют сделать вывод о том, что в группе дошкольников с НПР среди мальчиков высокий уровень агрессивности составляет 33,3%, а среди девочек 57,1%.

 Средний уровень агрессивности был выявлен у 11-ти мальчиков, что составляет  61,1%и у 42,9% у девочек.

Низкий уровень агрессивности выявлен у одного мальчика (5,6%). Сравнение результатов у детей не показало гендерных различий. Как у мальчиков, так и у девочек, судя по анализу  рисунков, были  выявлены высокий и средний уровень агрессивности. На рисунках и мальчиков, и девочек встречаются кактусы с большим количеством длинных иголок, маленькие кактусы с небольшими иголками и цветочками. При этом нажим при штриховке у детей с высоким уровнем агрессивности явно выражен. Во время рисования некоторые дети рассказывали, какие кактусы растут у них дома. Ребенок с низким уровнем агрессивности нарисовал кактус с очень короткими иголочками и объяснил это тем, что он его подстриг, чтобы дома никто не укололся и, чтобы иголки  «не цапались» за одежду.

       Сравнение результатов с помощью графической методики «Кактус» (А.М. Панфилова) у дошкольников с УО. Результаты проведенной методики «Кактус», представлены в таблице 3. 

            Таблица 3 – Сравнение результатов  агрессивности у дошкольников с УО по методике «Кактус» (М.А. Панфилова) (n=25)

 

Высокий уровень

агрессивности

Средний уровень

агрессивности

Низкий уровень

агрессивности

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Мальчики (16)

10

62,4

3

18,8

3

18,8

Девочки (9)

5

55,6

3

33,3

1

11,1

Достоверность

p ≤0,8

p ≤0,7

-

            Достоверность по z-критерию при p≤0,001, p≤0,05, p≤0,01.

            Результаты, отраженные в Таблице 3, позволяют зрительно представить процентное распределение по выявленным уровням агрессивности. Так у мальчиков 62,4% - выражен высокий уровень агрессивности,  у девочек 55,6%.

 Средний уровень тревожности был выявлен у 6-ти детей (3 мальчика и 3 девочки), что соответствует 18,8% и  33,3%.

 Низкий уровень тревожности выявлен у 3-х мальчиков и одной девочки.

            Сравнение результатов у двух групп респондентов не выявило гендерных различий. Как у мальчиков, так и у девочек, судя по рисункам, имеются проявления агрессивности.

На рисунках и мальчиков, и девочек встречаются кактусы с торчащими длинными иголками, иногда похожими на шипы. Также на рисунках и мальчиков, и девочек бывают кактусы с небольшим количеством маленьких иголок.

            Во время проведения методики дошкольники с УО вели себя беспокойно, иногда пытались рисовать в работах соседа по парте, но при этом предложенное занятие приняли с интересом. В рисунках используя чаще один цвет (зеленый). Во время рисования в основном дети молчали, некоторые дети озвучивали свои действия.           

            Таблица 4 – Сравнение результатов  агрессивности у дошкольников с НПР и УО по методике «Кактус» (М.А. Панфилова) (n=50)

 

Высокий уровень

агрессивности

Средний уровень

агрессивности

Низкий уровень

агрессивности

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Дошкольники с НПР (25)

9

36

15

60

1

4

Дошкольники с УО (25)

15

60

6

24

4

16

Достоверность

p ≤0,5

p ≤0,3

-

            Достоверность по z-критерию при p≤0,001, p≤0,05, p≤0,01.

            Как видим, результаты методики «Кактус», представленные в таблице 4 отражают  проявление агрессивности на всех уровнях.

Дети с высоким уровнем агрессивности способны проявлять агрессию даже в незначительных ситуациях или конфликтах. И только 4% дошкольников с НПР и 16% дошкольников с УО имеют низкий уровень агрессивности. То есть эти дети агрессию не проявляют или проявляют редко.

 В обеих группах дети при изображении кактусов рисовали элементы, которые отражали  наличие агрессивности (длинные иголки, их частота нанесения, шипы, штриховка, цвет и т.д.).

 О наличии повышенной агрессивности в группах детей свидетельствовали их ответы на задаваемые вопросы о нарисованном. Многие ответы носили агрессивный характер. Например: «Нельзя этот кактус трогать вообще», «Не надо к нему совсем  подходить», «Нарисую больше иголок, чтобы его все боялись», «Не тронь, а то уколешься и пойдет сразу кровь» и др. Подобные комментарии встречались в обеих группах детей (НПР и УО). Помимо этого несколько детей нарисовали не один, а три кактуса разной величины, назвав (папа кактус, мама кактус и ребенок-кактус). 

Результаты по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) представлены в таблице 5. 

Таблица 5 – Сравнение результатов  наличия страхов у дошкольников с НПР и УО по методике «Страхи в домиках» (А.И. Захаров, М.А. Панфилова) (n=50)

 

Больше

возрастной нормы

В пределах

возрастной нормы

Меньше

возрастной нормы

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Количество

(человек)

Процент

(%)

Дошкольники с НПР (25)

8

32

16

64

1

14

Дошкольники с УО (25)

13

52

8

32

4

16

Достоверность

p ≤0,7

p ≤0,2

-

            Достоверность по z-критерию при p≤0,001, p≤0,05, p≤0,01.

           

Сравнивая результаты выявленных страхов с помощью методики «Страхи в домиках», можно отметить, что у дошкольников с НПР (32%) и у дошкольников с УО (52%) выявлено количество страхов, превышающее возрастную норму.

Часто это проявление беспочвенных, страхов. Количество страхов в пределах возрастной нормы имеют 64% дошкольников с НПР и 32% дошкольников с УО. Для таких детей характерно наличие возрастных страхов. Только 14% дошкольников с НПР и 16% детей с  УО имеют незначительное проявление страхов.

            Оценка достоверности показала, что и дошкольники с НПР, и дошкольники с УО имеют то или иное количество страхов. В обеих группах дети боятся смерти, крови, войны, наказания и не боятся воды, Бабы Яги, площадей и т.д.

            Как у дошкольников с НПР, так  и дошкольников  с УО преобладают страхи темноты, боли, страшных снов, чудовищ, резких звуков, больших улиц и др. Перечисленные страхи не характерны детям дошкольного возраста [4]. Однако данные страхи встречались у детей в обеих группах (НПР и УО).

Таким образом, в нашем исследовании было выявлено, что после игр, в которых дети использовали  современные игрушки и в соответствии с характером этих игрушек были выявлены эмоциональные особенности у умственно отсталых детей в сравнении с детьми с нормальным развитием.

Так у детей с умственной отсталостью эмоциональные переживания более примитивны, они испытывают только или удовольствие или неудовольствие, а дифференцированных тонких оттенков переживаний  не проявляют. Во время деятельности в поведении дошкольников с умственной отсталостью наблюдалось частое проявление  реакций, связанных с возбуждением.  Иногда начатая игра с игрушкой могла быстро закончиться и тут же эта игрушка могла быть брошенной. Действия с игрушкой носили быстрый характер, речевое сопровождение действий происходило достаточно  громко, особенно когда мальчики изображали боевые действия, движение роботами и машинками. При этом эмоциональные реакции проявлялись в неустойчивости  и поверхностности. В случае неудач при игре, проявлялись  гнев и обида. В случае, если их игрушка (робот, ниндзя и пр.) одерживали победу, то проявление  радости выражалось достаточно бурно и  импульсивно.