Полный текст статьи
Печать

Говоря о маркетинге, его инструментарии и, прежде всего, маркетинговых исследованиях, необходимо отметить, что они способствуют совершенствованию товарного предложения, санации рынка за счет того, что на нем остаются и успешно работают только те поставщики, которые нацелены на удовлетворение клиентских запросов. Маркетинг, в широком смысле этого слова, рассматриваемый как высоко затратное средство ведения конкурентной борьбы, необходим для развития рынков в кризис. Соответственно, его внедрение необходимо в современной кризисной ситуации в РФ.

Так, санкции, введенные против экономической системы России, со стороны государств ЕС и США внесли определенные коррективы в реалии и  прогнозы экономического развития. Согласно оценкам и прогнозам экспертов заработная плата  граждан России уже снизилась в 2015 г. на 10% и в 2016 г. на 5%. Они полагают, что в 2017 г. данная тенденция продолжится.  В связи с этим падает потребление граждан также на 5-10% в год. Кроме того, санкционные реалии отражаются на снижении инвестиций, так, например, Минэкономразвития говорит об их падении на  13,7% [13]. Ответной мерой от санкционных ограничений является импортозамещающая инициатива, призванная повысить национальную независимость от зарубежных поставок и, соответственно, безопасность. 

В этом смысле, импортозамещение сельскохозяйственных продуктов, с одной стороны, призвано удовлетворить спрос населения, у которого снизилась платежеспособность, с другой стороны, создать рабочие места для граждан, занятых в сельскохозяйственном производстве и, также, создать условия функционирования национальной экономики в режиме независимости от поставок продовольствия из-за рубежа. Эти аргументы в той или иной степени обозначаются в высказываниях первых шлиц государства и специализированной научной литературе [1, 3, 5, 10].

Наиболее остро осознается необходимость наращивания потенциала производства основных продуктов сельскохозяйственного производства для цели импортозамещения товарных позиций, ввоз которых на внутренний рынок России ограничен согласно Указу №560  от 6.08.2014 г. и Постановлению Правительства Российской Федерации №778 от 7 августа 2014 г. «О мерах реализации Указа Президента Российской Федерации» от 6 августа 2014г. из таких стран, как США, страны Европейского Союза, Канада, Австралия и Королевство Норвегия ограничен,. Следует уточнить, что согласно данным документам в перечень с/х продукции и сырья, запрещенных к ввозу в РФ включены: мясо крупного рогатого скота, свинина, мясо домашней птицы, рыба и ракообразные, овощи, фрукты и орехи, колбасы и аналогичные продукты из мяса, сыры, творог, молокосодержащие продукты, на основе растительных жиров [2].

Наращивать следует значительные объемы сельскохозяйственной продукции, о чем свидетельствуют данные о продуктах – лидерах, импортируемых ранее в РФ  (рис. 1). 

 

Рис. 1 Объем потребления продуктов – лидеров по импорту в Россию в 2013 г., тыс. т [9]

Важно отметить, что не менее настораживающим фактором выступает высокая доля импорта в общем объеме потребления данных продуктов (рис. 2).

 

Рис. 2 Доля импорта в объеме потребления данных категорий продуктов в Россию в 2013 г., % [9]

 

Необходимо наращивать поставки отечественной продукции на национальный рынок в первую очередь по таким позициям, как мясо (говядина и свинина), овощи и птица.

Сведения о само обеспечении сельскохозяйственными продуктами в России в 2013 г. приведены ниже (рис. 3).

 

Рис. 3 Самообеспечение в России по ряду основных продовольственных позиций в 2013 г. [9] 

Получается, что необходимо массово нарастить поставки продуктов на внутренние рынки для удовлетворения потребностей населения, а также, как упоминалось, создание рабочих мест и оживления экономического  состояние сел и малых городов.

Представляется, что именно маркетинг, маркетинговое мышление и активное проведение соответствующих исследований будут способствовать эффектизации решения поставленной задачи. В первую очередь, речь идет о мониторинге состояния сельскохозяйственных территорий, наличии на них мелких и средних товаропроизводителей, которые могут быть вовлечены в производство и поставки сельскохозяйственной продукции на внутренний рынок. Необходимы рыночные исследования о целесообразности организации мест переработки и хранения той или иной продукции, а также размерах и возможной динамике спроса на те или иные товары. При осуществлении импортозамещения и отсутствии большого числа зарубежных игроков на внутреннем рынке есть риск снижения качества предлагаемых потребителям товаров. Важной, ориентированной на общество функцией маркетинг в этом случае, будет следование интересам клиентов и поддержание конкуренции, обеспечивающей борьбу за их выбор среди товаропроизводителей, предлагающих достойный выбор товарных позиций.

Не менее серьезной проблемой для эффективного импортозамещения сельскохозяйственных продуктов является вопрос производства и использования российской сельскохозяйственной техники и комплектующих. В частности, известно, что для производства ремонтно-технического оборудования для сельскохозяйственного производства запланировано на 2015-2020 г.г. выделение инвестиций в объеме 487 млн. руб. [10]. Данная сумма не выглядит значительной ввиду масштабности стоящих задач.

Для налаживания производства собственной сельскохозяйственной техники, которую предпочтут покупать российские сельхоз товаропроизводители, необходимо в относительно сжатые сроки привлечь дополнительные инвестиции и внедрить современные технологии в сельскохозяйственное производство. Это предполагает проведение специализированных рыночных исследований о поиске наиболее приоритетных направлений вложений для инвесторов, характеристике целевых сегментов потребителей и рыночно ориентированном ценообразовании на продукцию. Оправданным будет также бенчмаркинг и бенчмаркинговые исследования в плане перенимания опыта организации сельскохозяйственных кластеров, позволяющих увязать производство сельскохозяйственной техники и поставки сельскохозяйственных продуктов на внутренний рынок.

Как известно, в рамках кластерного подхода осуществляется вовлечение во взаимодействие производителей, субподрядчиков, поставщиков, посредников, научных объединений и представителей территориальных властей  соблюдением принципов конкурентной кооперации, в данном случае в сельскохозяйственном производстве. Еще, М. Портер определил кластеры как «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в родственных отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но при этом ведущих совместную работу» [8]. Важны также специфические характеристики кластеров [14, 15].

В России при создании и функционировании кластера крайне значимо, на первых порах влияние органов власти [11, 12], оказывающих первичную административную поддержку, выступающих связующим звеном в налаживании хозяйственных связей, равно, как и гарантом привлечения инвестиций за счет обеспечения соглашений по покупке определенных партий произведенного продовольствия. 

Помимо административной поддержки значимым представляется осуществление полноценной маркетинговой поддержки сельхоз товаропроизводителей и производителей сельскохозяйственной техники, в особенности в южных регионах России, где создание специализированных кластеров изначально оправданно.

В Ростовской области, например, порядка 33% населения проживает в сельской местности и имеет опыт ведения сельскохозяйственных работ, также область обладает географическими и климатическими характеристиками, благоприятными для ведения сельскохозяйственной деятельности, а также необходимую научную и производственную базу. В области существуют предприятия традиционно занятые в производстве сельскохозяйственной техники.

Сами вопросы создания работоспособных кластеров в сфере сельскохозяйственного производства на территории Ростовской области предоставлены с должным обоснованием в ряде научных работ [6, 7], где исследована проблематика централизованных и децентрализованных сельскохозяйственных кластерных образований. Существует также концепция «Кластерного развития Ростовской области до 2020 г.» [4],   предусматривающая создание мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья, выращенного на территории области и производство продовольствия.

Следовательно, при должном нормативно-правовом и маркетинговом обеспечении (исследование потребностей рынка в технике, определенных товарах, их качественном уровне, размере спроса) может быть создана среда для формирования эффективных кластеров на юге России, задействованных в производстве востребованной рынком сельскохозяйственной техники и, далее, в поставках на внутренний рынок продуктов сельскохозяйственного производства для частичного решения задачи импортозамещения.