Полный текст статьи
Печать

Важнейшими задачами воспитания детей в концепции модернизации российского образования являются формирование нравственности, активности и инициативности, коммуникативности, самостоятельности, ответственности, способности к успешной социализации в обществе.

Определить характер преобразований в образовательной среде призван Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Фундаментальными идеологическими принципами ФГОС ДО являются признание разнообразия и самоценности детства, а также личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Одним из основных направлений развития и образования детей по ФГОС ДО выступает социально-коммуникативное развитие, являющееся базовым элементом в становлении личности дошкольника и предполагает: усвоение детьми норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие эмоциональной отзывчивости, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации и др. Познавательно-исследовательская деятельность в ФГОС ДО, наравне с игрой и общением, выступает механизмом развития детей дошкольного возраста [1].

Таким образом, социальный заказ общества по формированию современной личности, внедрение нового ФГОС ДО, требующего инновационного подхода к образованию и воспитанию детей, а также недостаточная разработанность научно обоснованного подхода к социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет определяют актуальность настоящего исследования.

Целью настоящего исследования явилось выявление и обоснование педагогических условий социально-коммуникативного развития 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Мы предположили, что эффективность социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет обеспечит включение дошкольников в познавательно-исследовательскую деятельность при соблюдении следующих педагогических условий:

- сопровождение познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с целью проецирования потребностно-мотивационной, когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в дошкольной организации;

- разработка программы социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- взаимодействие педагогов и родителей в социально-коммуникативном развитии детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности;

- мониторинг социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Вопросами разработки и реализации педагогических условий занимались такие ученые, как В. И. Андреев, М. Д. Горносталев, И. Ф. Исаев, Н. А. Красноперова, В. А. Сластенин и др. В контексте нашего исследования базовым понятием педагогических условий используется определение Н. А. Красноперовой, которая под педагогическими условиями понимает обстоятельства, обеспечивающие развитие и становление личности; требования к организации воспитательного процесса; порядок действий; наличие  правил и отношений, обеспечивающих реализацию цели педагогического воздействия [2].

Проблемой социально-коммуникативного развитии занимались  такие ученые как Н. С. Александрова, Т. А. Антопольская, И. С. Артюхова, Р. А. Валеева [3]  Т. В. Волосовец, С. А. Козлова, Л. В. Коломийченко, З. И. Курцева, Ф. Л. Ратнер [4], И. В. Сушкова и др.

Дадим подробную характеристику каждому педагогическому условию.

Первое педагогическое условие - сопровождение познавательно-исследовательской деятельности детей 6-7 лет с целью проецирования потребностно-мотивационной, когнитивной, поведенческой и оценочной составляющих социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в дошкольной организации.

Реализация этого педагогического условия должна происходить поэтапно. На подготовительном этапе осознается необходимость включения детей 6-7 лет в познавательно-исследовательскую деятельность для более быстрого и эффективного решения образовательной задачи. Познавательно-исследовательская деятельность, согласно ФГОС ДО, включает исследование объектов окружающей действительности и экспериментирование с ними. Изучением познавательно-исследовательской деятельности занимались такие ученые как Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов, О. В. Дыбина Л. А. Казанцева [5], Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, А. И. Савенков, Н. А. Короткова, И. И. Левашева и др. О. В. Дыбина рассматривает познавательно-исследовательскую деятельность дошкольников как форму активности ребенка, направленную на решение задач поискового характера [6]. К задачам поискового характера можно отнести проблемные ситуации. Основными методическими приемами к созданию проблемной ситуации являются:

  1. подведение ребенка к противоречию и предложение самостоятельно найти способ решения.
  2. изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.
  3. рассмотрение явления с различных позиций с учетом мнения людей различных профессий: психолога, педагога, эколога и т.д.
  4. развитие логики, обучение умению обобщать, сравнивать, группировать.
  5. постановка проблемных задач с:

- недостаточными или избыточными исходными данными;

- противоречивыми данными;

- заведомыми ошибками;

- ограничением времени решения задач и др.

Педагогическое сопровождение познавательно-исследовательской деятельности через включение детей в решение проблемных ситуаций осуществляется во время непосредственной организованной деятельности детей; режимных моментов и прогулок; организации свободной деятельности детей.

Включение детей в познавательно-исследовательскую деятельность, способствует появлению у детей познавательного мотива, любознательности, активности, инициативности, целенаправленности и самостоятельности, ответственности; полноценному общению детей со взрослыми (воспитателями, родителями) и сверстниками, в процессе которого дети овладевают коммуникативными умениями и навыками (слышать и слушать собеседника, задавать вопросы и давать ответы и др.), то есть всех компонентов социально-коммуникативного развития [7].

Второе педагогическое условие - создание и внедрение в образовательный процесс программы социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Разработанная нами программа «Дружат дети всех планет» социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности включает целесообразное сочетание непосредственной образовательной и свободной самостоятельной деятельностей детей. Использование просмотра мультфильмов, эвристических бесед, исследований-путешествий необходимо для вызывания и поддержания мотивации, для обогащения знаний детей о нравственных нормах, об уважении взрослых, о правилах поведения и общения и применения этих правил в жизни. Новизна опыта заключается в том, что, использование содержания образовательной области «социально-коммуникативное развитие», мы, включая детей в познавательно-исследовательскую деятельность, будем моделировать проблемные жизненные и сказочные ситуации, в которых дети будут являться активными участниками, самостоятельно искать пути разрешения конфликтов и тем самым осознавать нравственные нормы, которыми в последующем будут руководствоваться в своем поведении и правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.

Третье педагогическое условие - взаимодействие педагогов и родителей в социально-коммуникативном воспитании детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности.

Реализация разработанной программы по социально-коммуникативному развитию детей 6-7 лет, представленная в третьем педагогическом условии подразумевает активное включение родителей в образовательный процесс. Основными формами работы с родителями являются родительские собрания, индивидуальные консультации, совместные праздники, представление исследовательских работ и проектов детей.

На родительских собраниях родителям рассказывается о возрастных особенностях детей старшего дошкольного возраста, об особенностях социального развития, о роли родителей в нравственном воспитании детей; о сущности исследовательской работы и проектов; потенциале исследовательского и проектного метода в личностном развитии ребенка.

В рамках внедрения данного педагогического условия предполагается включение родителей в совместное выполнение с детьми дома творческих исследовательских работ или проектов. Во время прохождения какой-либо темы разработанной программы из третьего педагогического условия родителям вместе с детьми предлагается дома выполнить исследовательскую работу или проект, творчески оформить, и каждый ребенок должен представить свою работу другим детям. Темы исследовательских работ и проектов предлагает воспитатель с подробной инструкцией по выполнению («Кто такой драчун?», «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Вежливые слова это какие слова?», «Что будет, если лень всех победит?» и др.)

Здесь потенциал познавательно-исследовательской деятельности в социально-коммуникативном развитии детей заключается в том, что дети и родители включены в совместную деятельность, результат которой надо будет показать, продемонстрировать другим детям и взрослым. В процессе такой общей деятельности общение выстраивается иным способом: ребенок становится активным участником, помогает родителям ставить цель и сохранять ее до конца; предлагает план работы, что сначала надо сделать, а что потом; свободно высказывает свои предположения, пожелания, предлагает свои варианты решения проблемы; учится выполнять работу качественно, ответственно. Выполнение исследовательской работы или творческого проекта предполагает доведение совместной деятельности до конца, творческое оформление выполненной работы и дальнейшее ее представление.

Четвертое педагогическое условие – мониторинг как способ контроля динамики социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет. Цель мониторинга – системная диагностика качественных и количественных характеристик эффективности социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет. Педагогический мониторинг включает два компонента: текущий мониторинг, диагностику критериальных показателей и уровня социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет.

Текущий мониторинг предполагает осуществление контроля развития детей  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. К целевым ориентирам образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в соответствии с ФГОС дошкольного образования относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка. Оценивание целевых ориентиров проводят воспитатели и родители, используя метод наблюдения. Все результаты мониторинга фиксируются в индивидуальной карте освоения программы образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в начале, в середине и в конце учебного года.

Для диагностики социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет выявлены критерии: потребностно-мотивационный (мотивы деятельности, мотивы общения со взрослыми и сверстниками), когнитивный (представления о нравственных нормах и ценностях), поведенческий (навыки общения, умение подчиняться правилам и социальным нормам), оценочный (оценивание личностных качеств, поступков сверстников и своих). Для каждого из критериев определены показатели, отражающие трехуровневое проявление социально-коммуникативного развития (достаточно высокий, достаточный, недостаточный). Изучение критериальных показателей социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет проводится с помощью специально подобранных диагностических методик.

Таким образом, выявленные педагогические условия социально-коммуникативного развития детей 6-7 лет в процессе познавательно-исследовательской деятельности требуют реализации на практике, что будет являться продолжением исследования.