В настоящее время основной особенностью нового поколения образовательных программ высшего профессионального образования является реализация как нновационных методов в образовании, то есть методов, основанных на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании и направленых на повышение качества подготовки обучающихся путем развития у курсантов творческих способностей и самостоятельности методами проблемного и проективного обучения, исследовательскими и информационными методами, тренинговыми формами, предусматривающими актуализацию творческого потенциала и самостоятельности обучающихся, так и развитие идей компетентностного подхода, которому, как мы знаем, присущ перенос акцента с преподавателя и содержания дисциплины («подход, центрированный на преподавателе») на курсанта (слушателя, студента) и ожидаемые нами результаты образования («подход, центрированный на курсанте»). [7]
Одной из главных задач в области проектирования компетентностно-ориентированных вузовских основных образовательных программ находится выполнение системной «увязки» требований к результатам ее освоения и содержания образования, которое обеспечит достижение этих требований.
Построение компетентностной парадигмы обучения в ведомственной высшей школе включает в себя подготовку разработку новых моделей подготовки выпускников образовательных организаций системы МВД России на базе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), основной особенностью которых является реализация компетентностно-ориентированной составляющей учебного процесса, фундаментальность и универсальность образования, а также его непосредственная практическая направленность.
В концептуальные основы стандартов высшего образования нового поколения вошли важные отличительные признаки, отражающие связь проектируемых новых норм отечественной высшей школы с ведущими тенденциями развития общества в целом и придающие новым российским образовательным стандартам и программам практико-ориентированный характер. [1]
Компетентностная ориентация основной образовательной программы определяет необходимость компетентностной ориентации не только содержания и технологий реализации учебно-воспитательного процесса, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО. Это имеет отношение ко всем стадиям образовательного процесса: от входной аттестации, через все виды промежуточных аттестаций до итоговой аттестации выпускников на соответствие требованиям ФГОС ВО. Для образовательной организации это означает необходимость разработки принципиально новых компетентностно-ориентированных средств и технологий аттестации обучающихся, составление паспортов компетенций, модернизации имеющихся фондов оценочных средств.
В настоящей статье мы рассмотрим одну из возможных технологий разработки паспорта компетенции и фонда оценочных средств для оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований ФГОС ВО.
В соответствии с требованиями Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» фонд оценочных средств должен включать в себя: перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения основной образовательной программы; описание показателей и критериев оценивания компетенций, а также шкал оценивания; типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки результатов освоения основной образовательной программы; методические материалы, определяющие процедуры оценивания результатов освоения основной образовательной программы. [2]
С учетом изложенных требований порядок разработки фонда оценочных средств возможно представить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Порядок разработки фонда оценочных средств
Результатом выполнения первых двух этапов (рисунок № 1) является разработанная матрица компетенций, которая, с одной стороны, связывает формируемые компетенции с учебными дисциплинами основной образовательной программы, в рамках которых они реализуются, а с другой стороны - наглядно представляет этапы формирования каждой компетенции с указанием номера курса и семестра обучения.
Как результат выполнения последующих этапов схемы рисунка № 1 – это разработанные паспорта компетенций, то есть совокупность основных характеристик компетенций и комплектов оценочных средств (типовых контрольных заданий или иных материалов, необходимых для оценки результатов освоения основной образовательной программы), представленные в наглядном структурированном виде.
Паспорт компетенции разрабатывается преподавателем учебной дисциплины, отмеченной в матрице компетенций темно-серым квадратом, с использованием материала, предоставляемого преподавателями других учебных дисциплин, в рамках которых реализуется данная компетенция.
Первоначально в паспорте компетенции приводится ее общая характеристика: код и определение компетенции в соответствии с ФГОС ВО. Структурно все компетенции делятся на простые и сложные. Сложные компетенции путем декомпозиции структурируют по компонентам: к примеру, в компетенции ПК-4 (способность использовать языки и системы программирования, программные средства общего назначения, инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач) можно выделить четыре основных компонента: 1) способность использовать языки программирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач; 2) способность использовать системы программирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач; 3) способность использовать программные средства общего назначения для решения различных исследовательских и профессиональных задач; 4) способность использовать инструментальные средства компьютерного моделирования для решения различных исследовательских и профессиональных задач.
Изложение компонентов компетенции, описание критериев их оценки, соотнесение с ними дисциплин (форм учебной работы) и оценочных средств оформляются в виде таблицы № 1, а оценочными средствами могут выступать как контрольные, тестовые задания, деловая игра, кейс-задача, круглый стол, так и дискуссия, творческое задание, портфолио и другие.
Таблица № 1
Описание компонентов компетенции и критериев их оценки, соотнесение с ними дисциплин (форм учебной работы) и оценочных средств
№ п/п |
Компоненты компетенции |
Дисциплины, практики, через которые реализуется компетенция, и их код по рабочему учебному плану |
Критерии оценки |
Оценочные средства |
1 |
… |
…. |
… |
… |
Основным критерием предлагается использовать признак, на основании которого проводится оценка по показателю компетенции (планируемому результату обучения), а в качестве планируемых результатов обучения - содержание соответствующих категорий «знать», «уметь» и «владеть» каждой учебной дисциплины, участвующей в реализации заданной компетенции.
Таблица № 2
Описание показателей и шкал оценивания компетенции
№ п/п |
Планируемые результаты обучения (показатели оценивания) |
Критерии оценивания результатов обучения (дескрипторы – шкала оценивания в баллах) |
|||||
0 |
20 |
40 |
60 |
80 |
100 |
||
1. |
Знать: … |
З0 |
З1 |
З2 |
З3 |
З4 |
З5 |
2. |
Уметь: … |
У0 |
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
3. |
Владеть: .. |
В0 |
В1 |
В2 |
В3 |
В4 |
В5 |
Описание критериев оценивания результатов обучения (дескрипторов) «знать», «уметь» и «владеть» оформляется в виде таблицы № 3.
Таблица № 3
Пример описания критериев оценивания результатов обучения (дескрипторов) для компетенции ПК-4
№ п/п |
Дескриптор |
Описание |
1. |
З5 |
Демонстрирует полное понимание проблемы. Материал раскрыт полностью. Отличный уровень знакомства с основной и дополнительной литературой, предусмотренной программой. Отличный уровень раскрытия междисциплинарных связей. Отличное качество ответа (его общая композиция, логичность, убежденность, общая эрудиция). Отличные ответы на дополнительные вопросы: полнота, аргументированность, убежденность, умение использовать ответы на вопросы для более полного раскрытия содержания вопроса. … |
2. |
З4 |
Демонстрирует значительное понимание проблемы. Материал раскрыт полностью, но есть некоторые неточности: допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или при небольшой помощи преподавателя. … |
3. |
З3 |
Демонстрирует частичное понимание проблемы. … |
4. |
З2 |
Демонстрирует небольшое понимание проблемы. …. |
5. |
З1 |
Демонстрирует непонимание проблемы. Материал не раскрыт. |
6. |
З0 |
Нет ответа. |
7. |
У5 |
Приведено полное правильное решение, включающее следующие элементы: 1) получен верный ответ; 2) приведены рассуждения, приводящие к правильному ответу. В тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). |
8. |
У4 |
Представлено правильное решение и получен верный ответ, но указаны не все принципы или методы программирования, необходимые для полного правильного ответа ИЛИ правильно записаны необходимые управляющие конструкции программирования, записан правильный ответ, но не представлены преобразования, приводящие к ответу. … |
9. |
… |
… |
10. |
У0 |
Нет ответа. Обучающийся не приступал к решению задачи. |
11. |
В5 |
Работа выполнена полностью. Получен верный ответ или иное требуемое представление результата работы. Обучающийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ. В теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок. В тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала). …. |
12. |
В4 |
Работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки), при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи, использованы наименее эффективные подходы к решению поставленной задачи. Допущена одна ошибка или два-три недочета в тексте программы. … |
13. |
… |
… |
14. |
В0 |
Нет ответа. Обучающийся не приступал к решению задачи. |
По каждому из блоков показателей компетенции (знать, уметь, владеть), при условии выполнения определенных выше критериев, обучающемуся присваиваются баллы в соответствии с принятой шкалой оценивания (табл. № 2).
Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенции, оформляются в виде таблицы № 4.
Таблица № 4
Модель и механизм оценки уровней освоения (сформированности) компетенции
№ п/п |
Уровень освоения (сформированности) компетенции |
Описание уровня освоения компетенции |
Показатель оценки результатов обучения |
1. |
Нулевой уровень |
Компетенция не освоена: - отсутствует общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач; - не сформирована способность решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам; - не сформирована способность решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении |
Менее 60 баллов за выполнение зааний каждого из блоков 1, 2 и 3 комплекта оценочных средств (КОС) |
2. |
Пороговый уровень |
Дает общее представление о виде деятельности, основных закономерностях функционирования объектов профессиональной деятельности, методов и алгоритмов решения практических задач |
Не менее 60 баллов за задания блока 1 и меньше 60 баллов за задания каждого из блоков 2 и 3 КОС или не менее 60 баллов за задания блока 2 и меньше 60 баллов за задания каждого из блоков 1 и 3 КОС или не менее 60 баллов за задания блока 3 и меньше 60 баллов за задания каждого из блоков 1 и 2 КОС |
3. |
Базовый уровень |
Позволяет решать типовые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения по известным алгоритмам, правилам и методикам |
Не менее 60 баллов за задания каждого из блоков 1 и 2 КОС и меньше 60 за задания блока 3 или не менее 60 баллов за задания каждого из блоков 1 и 3 КОС и меньше 60 баллов за задания блока 2 или не менее 60 баллов за задания каждого из блоков 2 и 3 КОС и меньше 60 баллов за задания блока 1 |
4. |
Повышенный (продвинутый) уровень |
Позволяет решать практические задачи повышенной сложности, нетиповые задачи, принимать профессиональные и управленческие решения в условиях неполной определенности, при недостаточном документальном, нормативном и методическом обеспечении |
Не менее 60 баллов за задания каждого из блоков 1, 2 и 3 КОС |
Задание, которые предъявляются обучающемуся для того, чтобы оценить уровень освоения им компетенции, целесообразно сформировать из трех блоков (с указанием выделяемого времени на их выполнение) по предлагаемой схеме: блок № 1 – три вопроса на проверку усвоения теоретических понятий, понимания научных основ профессиональной деятельности; блок № 2 – один практический вопрос (типовое практическое задание); блок № 3 – один вопрос практический вопрос (комплексное (нетиповое) практическое задание).
Оптимальное время, отводимое на выполнение задания следует планировать следующим образом: блок 1 – 40 - 50 минут; блок 2 – 20 - 25 минут; блок 3 – 60 - 80 минут.
Конечным результатом формирование паспорта стоит считать разработанный комплект оценочных средств, необходимый для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующего этапы формирования компетенции в процессе освоения основной образовательной программы. Описание блоков контрольных заданий комплекта оценочных средств уровней освоения (сформированности) компетенции оформляется в виде таблицы № 5.
Таблица № 5
Описание блоков контрольных заданий комплекта оценочных средств уровней освоения (сформированности) компетенции
№ п/п |
Название блока контрольных заданий |
Описание блока контрольных заданий |
1. |
Блок № 1 |
Контрольные задания для оценки показателей (результатов) обучения «знать» – предполагают воспроизведение и объяснение учебного материала с требуемой степенью научной точности и полноты. |
2. |
Блок № 2 |
Контрольные задания для оценки показателей (результатов) обучения «уметь» – предполагают решение типичных задач на основе воспроизведения стандартных алгоритмов решения. |
3. |
Блок № 3 |
Контрольные задания для оценки показателей (результатов) обучения «владеть» – предполагают решение усложненных задач на основе приобретенных знаний, умений и навыков, с их применением в нетипичных ситуациях. |
По нашему мнению, продолжение работы над формированием паспортов компетенций и фондов оценочных средств в высшем учебном заведении предполагает необходимость проведения следующих основных мероприятий: а) разработка методических рекомендаций по формированию паспортов компетенций по специальностям (специализациям), реализуемым в вузе; б) обеспечение разработки матриц компетенций по специальностям (специализациям), реализуемым в учебном заведении; в) подготовка и утверждение графика разработки паспортов компетенций, обеспечение действенного контроля его реализации; г) рассмотрение и утверждение паспорта компетенций на заседаниях методического совета.