Полный текст статьи
Печать

Вступивший в 2005 г. в силу Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" предусматривает ряд мер, направленных на обеспечение их безопасности: личную охрану, охрану жилища, переселение на другое место жительства, изменение места работы, замену документов и др.   Однако преждевременно говорить, что все эти меры применяются успешно и работают хорошо.

В развитии российского уголовного процесса в постперестроечный период наблюдалась следующая тенденция: большинство нововведений относительно его участников касалось процессуального положения обвиняемого и подозреваемого. Законодатель был преимущественно сосредоточен на обеспечении права обвиняемого (подозреваемого) на защиту, в то время как потерпевший и свидетели, переводчики, эксперты, присяжные и другие лица, участвующие в уголовном процессе, претендовали на такую же заботу законодателя, т. е. на охрану своих законных прав и интересов. Именно поэтому с учетом взятой в качестве ориентира концепции прав человека и гражданина на фоне высокого уровня преступности возникла крайняя необходимость не только обновить или дополнить уголовно-процессуальное законодательство, но и подвергнуть его тщательному пересмотру[1].

Реформирование уголовно-процессуального права, имело своей целью защиту законных прав и интересов участников уголовного судопроизводства и формировалось на базе требований основного закона государства о разделении властей, самостоятельности судов и независимости судей. В уголовно-процессуальном законодательстве были реализованы важнейшие институты, такие, как защита прав и свобод граждан, судебный контроль над законностью и обоснованностью решений и действий органов прокуратуры, следствия и дознания на досудебных стадиях уголовного преследования.

Резко изменившаяся экономическая и социально- политическая ситуация в России привела к эскалации организованной и транснациональной преступности, а также к качественным изменениям во взаимоотношениях и психологии людей. На основании исследования происходящих изменений з психологии общества с течением времени и анкетирования граждан1 Краснодарского края мы пришли к выводу о том, что потерпевший, свидетель либо любое другое лицо, столкнувшееся с преступлением, нуждается в защите государства, причем как физической и юридической, так и психологической.

По нашему мнению, следует развивать специальные центры социальной и психологической помощи для лиц, подвергшихся преступному посягательству, средства и методы которой содержательно охарактеризованы в данном параграфе диссертации. Для оздоровления нравственно-психологической атмосферы в российском обществе необходимо активизировать мероприятия по выявлению и привлечению к уголовной ответственности лиц, противодействующих правосудию, и в процессе расследования этих дел признавать жертву преступного посягательства потерпевшим с правом возмещения причиненного морального вреда.

 Несмотря на то, что для реализации принятых норм выделены немалые деньги, множество проблем остается нерешенным. Правительством РФ утверждена государственная программа «Обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства ». Программа учитывает отечественный и зарубежный опыт планирования, и проведения мероприятий в области защиты участников процесса, направлена на осуществление определенных федеральным законом мер безопасности и социальной поддержки защищаемых лиц. Кроме того, впервые Правительство РФ назначило компенсацию свидетелям, потерпевшим или их родным в случае, если защищаемое лицо все же пострадает. Меры социальной защиты по сумме затрат занимают значительное место в законе, так как именно они требуют серьезных материальных вложений [2].

К процессуальным необходимо отнести меры, связанные с участием свидетелей и потерпевших в следственных действиях, т.е. на стадиях предварительного следствия и судебного разбирательства, к иным мерам - личную охрану, охрану жилища и имущества, выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи я оповещения, замену документов и т.д. Эта классификация имеет практическое значение; она определяет форму мер защиты, расходы на осуществление этой формы защиты, технические и организационные средства и т.п.

У закона существует множество противников, которые помимо других причин его нецелесообразности называют неоправданное вложение огромных бюджетных средств. Мы отстаиваем кардинально противоположную точку зрения. Сумма действительно значительная для бюджета страны, но для должной реализации программы защиты свидетелей вполне приемлемая. Мы предлагаем привлекать в качестве дополнительных источников финансирования мер безопасности средства, вырученные от реализации конфискованного имущества, штрафы за уголовные и административные правонарушения, отчисления от заработков осужденных и т.д. Кроме того, целесообразно привлечение физических и юридических лиц к акциям пожертвований путем предоставления налоговых льгот[5].

Далее, важной проблемой, затрудняющей реализацию закона, служит нехватка специальной аппаратуры для проведения видеоконференцсвязи с потерпевшим или иным защищаемым лицом; теле-, видео-, аудиоаппаратуры, при-помощи которой можно проводить допрос в суде, исключая визуальное наблюдение защищаемого лица; недостаточно специально оборудованных кабин с односторонней видимостью для проведения опознания в условиях. исключающих визуальный контакт опознающего с опознаваемым; суды (за редким исключением) не оборудованы специальными помещениями для допроса лиц, находящихся под защитой[1]. Это приводит к тому, что следственные органы и суды выполняют требования п. 9 ст. 166, п. 8 ст. 193 и п. 5 ст. 278 УПК РФ с использованием примитивных подручных средств, что негативным образом сказывается на эффективности применяемых мер безопасности.

Итак, проведенное нами исследование позволяет сделать следующий вывод. Принятие ФЗ «О государственной защите потерпевших. свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» - существенное достижение на пути развития данного института права. Поскольку в России отсутствует длительная правоприменительная практика, наличие пробелов, недочетов и ошибок, имеющихся в рассматриваемом законе и программе «Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», несомненно, влияет на практику применения этих нормативных актов. Они будут изменяться и дополняться.

Таким образом, перед законодателем стоит обширный круг задач, без решения которых преодолеть недоверие граждан к государственной защите и следствию, а также добиться высоких результатов в вопросе защиты свидетелей, потерпевших и иных участников уголовного судопроизводства в ближайшем будущем не представляется возможным. Однако данные проблемы, только правильными законами решить нельзя. Необходимо обеспечить их эффективное правоприменение, включая грамотную квалифицированную работу каждого участника от следователя до подразделения защиты и безусловное соблюдение уголовных и уголовно-процессуальных норм.