Уголовно-процессуальный кодекс разделяет участников уголовного судопроизводства на суд, участников процесса со стороны обвинения, со стороны защиты и иных участников уголовного судопроизводства. К иным участникам процесса кодекс относит свидетеля, эксперта, специалиста, переводчика и понятого. На наш взгляд, правомерна позиция тех ученых-процессуалистов, которые рассматривают понятие участников уголовного процесса в широком смысле, включая в него всех физических и юридических лиц, которые принимают участие в уголовном процессе и имеют процессуальные права и обязанности.
Реалии нашей жизни таковы, что большинство преступлений совершаются в условиях неочевидности, с тщательной подготовкой и ликвидацией следов противоправного деяния. Поэтому показания потерпевших и свидетелей, являющихся непосредственными очевидцами преступления, очень важны для установления истины по делу.
Однако не каждый очевидец преступления, в частности особо тяжкого, изъявляет желание дать показания. Одной из причин этого является боязнь за собственные жизнь и здоровье.
Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 (частью девятой), 186 (частью второй), 193 (частью восьмой), 241 (пунктом 4 части второй) и 278 (частью пятой) настоящего Кодекса, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Рассматривая и анализируя процессуальный статус «иных лиц» и меры безопасности, которые могут быть применены к данным участникам процесса, считаем целесообразным исключить переводчика и понятого из круга лиц, подлежащих государственной защите. Результаты проведенного анкетирования следователей прокуратуры и МВД по Южному федеральному округу показали, что за три года не отмечено ни одного случая противоправного воздействия на понятого и переводчика.
В третьей главе «Проблемы реализации ФЗ РФ “О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства”», состоящей из трех параграфов, подробно освящены история и причины принятия указанного закона, а также проанализированы закрепленные в нем нормы, затронувшие важные стороны жизни участников уголовного процесса, главная из которых - безопасность законопослушных граждан.
Долгое время в России говорили о необходимости защиты участников уголовного процесса, на практике имелись случаи защиты свидетелей и потерпевших, однако на законодательном уровне этот вопрос оставался нерешенным. Отсутствие института защиты свидетелей было значительным пробелом в праве, что отчетливо понимал и законодатель, и правоприменитель. О необходимости процессуальных мер безопасности говорили такие российские юристы, как А.Д. Бойков, В.Т. Томин, А.М. Ларин, В.В. Вандышев.
Принятие ФЗ «О государственной защите...», безусловно, большое событие для российского права и, конечно, явление своевременное. Тем не менее в реализации закона уже возникли проблемы, которые классифицированы автором натри группы:
- нормативно-правовые;
- материально-технические;
- социально-психологические.
Проблемы нормативно-правового регулирования возникают при анализе положений и норм, образующих содержание закона в целом. ФЗ «О государственной защите...» закрепил перечень лиц, подлежащих государственной защите (эта зашита складывается из комплекса конкретных правовых и организационных мер в отношении участников уголовного процесса и их близких), а также механизм и основания применения и отмены этих мер.
Решение об осуществлении мер государственной защиты граждан принимают суд (судья), прокурор, начальник, органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление о преступлении либо уголовное дело, т.е. конкретное должностное лицо правоохранительного органа, в производстве которого находится уголовное дело или у которого находится соответствующее заявление.
Осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел РФ, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы РФ и органы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ цо уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством РФ осуществление отдельных мер безопасности. В связи с этим не исключено, что эти ведомства будут перекладывать свои полномочия друг на друга, выполняя свои обязанности по обеспечению безопасности этих лиц только в рамках стадий процесса (дознание, следствие, судебное разбирательство), при этом за пределами процесса, т.е. после вынесения приговора, свидетели и потерпевшие останутся беззащитными.
В странах Запада, как отмечено ранее, созданы специальные службы, (например, служба маршалов в США), которые занимаются этими вопросами. Целесообразно и в России создать специальную службу, которая бы ведала вопросами обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей. В этом контексте считаем необходимым работу по защите лиц, содействующих правосудию, сосредоточить в небольших по штатной численности специализированных службах системы МВД, в отделах по борьбе с организованной преступностью, а для решения ряда вопросов ввести в эти службы должности специалиста департамента финансов от органов местной власти для финансового обеспечения мер безопасности. специалиста от отдела социальной защиты для обеспечения реализации мер социальной защиты, специалиста от отделов (на уровне субъектов Федерации) по исполнению уголовных наказаний и других (нештатных для этой службы) специалистов (по должности в местных органах власти). Надзор за законностью деятельности этой службы следует возложить на прокуратуру, функции которой (с созданием следственного комитета и полномочиями, которыми наделены начальники следственных управлений и отделов в районах, городах, округах) по процессуальному руководству следствием несколько сократились. Полномочия всех перечисленных лиц должны быть расписаны в положении или инструктивном письме об этой службе.
В созданном следственном комитете уголовные дела, связанные с противодействием правосудию и необходимостью обеспечения мер защиты свидетелей и потерпевших, желательно поручать следователям, которые бы специализировались по делам этой категории.
Еще одним недостатком ФЗ «О государственной защите...» мы считаем своеобразный подход законодателя в части минимального учета мнения защищаемого лица. Согласно Закону меры безопасности осуществляются на основании письменного заявления или согласия защищаемого, выраженного в письменной форме (ст. 16), а императивное право защищаемого лица отказаться от применяемых к нему мер защиты закон не закрепляет. Таким образом, роль защищаемого лица пассивна, что представляется неверным, поскольку у человека, попавшего под действие программы защиты участников уголовного судопроизводства, должно быть право отказаться от применяемых в отношении него мер безопасности. В связи с этим нами предложено дополнить ч. 1 ст. 23 Закона пунктом, предусматривающим право участника уголовного процесса отказаться от применяемых мер защиты.
Кроме того, ст. 23 закрепляет положение о том, что защищаемое лицо вправе требовать обеспечения безопасности лиц, указанных в ч. 3 ст. 2 Закона (родственников, близких лиц, близких родственников). Это положение закона также нуждается в конкретизации, поскольку оно означает, что родственники и знакомые защищаемого лица могут оказаться объектами принудительной защиты без их согласия, но с ведома защищаемого липа.
оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ на объектах хранения и использования оружия;
- формирование учетов данных на оружие и его владельцев;
- проверка соблюдения правил хранения и мер безопасности лицами, имеющими отношение к гражданскому, служебному, боевому ручному, стрелковому и холодному оружию.