Полный текст статьи
Печать

Когда в конце 90-ых годов прошлого столетия о социальных проектах знали лишь единицы, а уж говорить о массовой внедрении и готовой инфраструктуре для их применения вообще не приходилось, часто в общении с различными представителями власти, социальных организаций, бизнеса можно было услышать вопрос о том, а зачем все это. Зачем нужны термины проект, если основная задача помогать людям? Почему предлагается уйти от терминов «программа», «социальная поддержка» и т.д. в сторону новых понятий – социальный проект, проектный менеджмент и т.п.?

Нередко в адрес носителей нового подхода в социальной работе (проектировщиков) звучали обвинения в том, что они пытаются насаждать «чуждую для России культуру работы в социальной среде»…  

Но прошло первое десятилетие нового века и отношение к проектной деятельности поменялось. И хотя еще периодически встречаются ситуации, когда инициаторы не понимают, что такое проект, но  в основном, эти понятия прижились и активно используются на всех уровнях – от малой деревни до федеральной власти.

Конечно, многое упирается в отсутствие единой научной базы понятия «проектная деятельность». Многие из тех, кто выступает «двигателем проектной культуры в массы» являются самоучками и их передаваемый опыт отличается от опыта других, таких же проектировщиков.

Сегодня о проектах заговорила и власть. И если еще недавно в их понимании проектами можно было назвать любую социальную деятельность, а само понятие было необходимо для того, чтобы привлекать бюджетные или внебюджетные деньги, то постепенно происходило развитие восприятия проектной деятельности, как деятельности, сильно отличающейся от сложившейся практики в бюджетных учреждениях.

И главным отличием нового подхода от существующих стало понимание того, что организация, которая берется за реализацию проекта, ориентируется не столько на развитие собственной материальной базы или на простой показ своей деятельности, а на получение конкретного результата от своих усилий и своей базы.

Результата, который не просто должен быть спрогнозируемым и достигнутым. Результата, который не только виден и может быть измерен. А результат, который, помимо всего представленного выше, еще и имеет социальную ценность и способствует тому, что человек, которому оказана помощь, больше не попадет в подобную ситуацию…

 

На протяжении многих лет в среде некоммерческих организаций России идет негласная конкурентная борьба за ограниченные ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности. Конечно, что близость к бюджетным средствам, во многом делает бюджетные социальные учреждения более видимыми и успешными в глазах простых граждан. Негосударственным же учреждениям предлагается самостоятельно искать средства не только на осуществление своей деятельности, но и продвижения себя в обществе, как качественного и важного субъекта социальной политики.

Однако, с появлением понятий «проект» и «проектная культура» ситуация начала меняться. И эти изменения пошли не на пользу государственному сектору. Негосударственные организации, которые всегда были в движении по поиску ресурсов, уже владеют понимание того, как необходимо представлять себя и свою деятельность для различных потенциальных ресурсодателей. И многие из них имеют богатую успешную историю работы с проектами в качестве инструмента фандрайзинга. А некоторые – уже давно внедрили проектный менеджмент, как основу управленческой модели своих организаций.

Бюджетные же организации, которые находились в условиях, когда, в основном,  ресурсы они получали от своих ведомств вместе с указанием конкретных мероприятий и планов, которые необходимо организовать и внедрить, особо не делали акценты на изучение новых методик и форм организации работы. Даже сегодня нередко встречаются такие бюджетные организации, которые работают исключительно в формате утвержденных планов мероприятий, обновляемость которых из года в год не превышает 1-2 мероприятия.

В таких условиях, бюджетные организации оказались в крайне тяжелой ситуации в тот момент, когда государство обратило внимание на эффективность вложения бюджетных средств в социальную сферу. Многие руководители таких учреждений до сих пор находятся в непонимании того, что от них хотят с точки зрения планирования деятельности и отчета за нее…

 

 

Проектная деятельность в России начала развиваться с приходом в нашу страну различных зарубежных благотворительных программ. Первые грантовые конкурсы, проводимые иностранными фондами, сталкивались с большой проблемой непонимания и неумения российских НКО представить свою деятельность с позиции проектного подхода. И иностранцы пошли правильным путем, начав учить российские организации основам проектной деятельности. Однако, это не могло стать массовым, пока не появились свои благотворительные программы и грантовые конкурсы.

Одним из первых таких успешных примеров можно назвать Ярмарку социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа. Эта Ярмарка появилась благодаря активной и неравнодушной позиции тогдашнего Полномочного представителя Президента РФ в ПФО Сергея Кириенко, который не только объявил о таком мероприятии, но и активно участвовал в формировании грантового фонда. За 5 лет проведения Ярмарки она стала известной на территории всей страны и способствовала во многом появлению различных благотворительных программ и конкурсов, как в общественном, так и в государственном секторах. В регионах стали появляться свои региональные и муниципальные конкурсы, активно стали появляться некоммерческие организации, стали открываться проектные школы и ресурсные центры поддержки НКО. Именно проведение первой Ярмарки социальных и культурных проектов в ПФО можно считать началом развития российской проектной культуры.

Сегодня существует большое количество различных программ и конкурсов, различающихся по масштабу, географии, направленности и т.д. Но в основе большинства из них лежит соревнование интересных идей по организации деятельности, изложенных в форме проектной заявки...

 

Сегодня в целом можно говорить о том, что понятие «проект» является единообразным и цельным. Сейчас, когда говорят о проекте, то подразумевают системную деятельность, направленную на решение социальной проблемы, которая имеет ограничение во времени и по ресурсам и направлена на достижение замеряемых и социально-значимых результатов.

В этом понимании, проект необходимо рассматривать не столько, как некая письменная заявка на участие в конкурсе, оформленная в соответствии с определенными требованиями и по форме. Проект становится важнейшим инструментом в управлении всей организации, которая принимается решение об участие в различных конкурсах. Но и это не все. Проектный менеджмент постепенно вытесняет все другие формы организации деятельности организации по причине того, что позволяет более точечно и адресно ориентировать работу организации на оказание социальной помощи и поддержки.

Таким образом, сегодня проектная деятельность становится одним из ключевых элементов развития социальной организации, вне зависимости от ее организационной формы и ресурсной зависимости.

Но, повышая важность и необходимость использования данного инструментария в деятельности НКО, необходимо не забывать, что уровень управленческого опыта и компетенций большинства руководителей подобных организаций был и остается крайне низким. И резкий переход в проектный менеджмент может разрушить всю внутреннюю атмосферу организации. Для предотвращения этого, важно понимать, что внедрение проектного менеджмента должно сопровождаться обязательным обучением руководителей организаций и системой информационно-консультационного сопровождения.

Но, к сожалению, большинство учебных программ и школ НКО соориентированны на двух темах: составление проектной заявки и фандрайзинг. Эти темы не обеспечивают необходимый набор знаний и компетенций для руководителей для успешного внедрения проектного менеджмента.

Именно поэтому, Фондом «Соработничество», как одним из крупнейших операторов благотворительных программ в России, был предложен проект по развитию оценочной деятельности в некоммерческих организациях.

 

Оценочная деятельность является одним из ключевых элементов контроля, как  базовой функции управления организацией. Сегодня, использование оценочной деятельности в среде социальных организаций практически отсутствует и рассматривается лишь на этапе заполнения некоторых разделов проектных заявок на формальном уровне. В тоже время, благотворители и операторы различных конкурсов, даже желая получать информацию о социальных результатах своей работы, не имеют достаточных рычагов и механизмов для того, чтобы проконтролировать соответствие заявляемых проектантами результатов с фактическими.

Десятилетний период проведения Международного грантового конкурса «Православная инициатива» сформировал большой круг получателей грантовой поддержки практически во всех регионах страны и в странах ближнего зарубежья. И, осознавая это количество, а также, ориентируясь на дальнейшее продолжение финансовой поддержки социальной деятельности НКО, организаторы конкурса (Фонд «Соработничество») предложил победителям конкурса прошлых лет, активных представителям НКО и православных структур получить и апробировать знания в области оценки социальных проектов.

В течении двух лет предстояло выполнить сложную задачу по формированию правильного и компетентного восприятия представителями некоммерческого сектора понятия «оценочная деятельность» и формирование из их числа потенциальных оценщиков, как под задачи конкурса «Православная инициатива» ,так и в интересах тех территорий и организаций, которые они представляют.

Первая волна встреч и семинаров была непростой по организации. Людей интересовали в большей мере не вопросы оценки и ее использования, а как можно сделать конкурсные заявки более конкурентоспособными. Модераторам приходилось прикладывать много усилий для того, чтобы обозначать прямую зависимость между оценкой и проектированием. Разговаривая о взаимосвязи этих понятий, упор делался на то, что оценка, как элемент управленческого контроля, необходима на всех стадиях проектирования, начиная от подведения итогов прошлого периода и заканчивая определением задач на будущее.

Участникам предлагалось рассматривать оценочную деятельность, как важнейшую составляющую работы с партнерами и благополучателями, без которой не может быть успешной работа по привлечению ресурсов, формированию общественного мнения, обеспечения стабильности в работе НКО.

В разрезе практических задач, участниками предлагались уже реализованные проекты, победившие в конкурсе «Православная инициатива». Все проекты были успешно завершены, но важным было понять, насколько они эффективны в решении социальных задач. Участники семинаров самостоятельно разрабатывали механизмы и методики проведения оценки этих проектов, что позволило им не только усомниться в результативности самих проектов, а и достаточно критично взглянуть и на свои проекты, реализованные или готовые для реализации.

Такой практический ход позволил участникам вживую столкнуться с вопросами, которые возникают у экспертов конкурса «Православная инициатива» к проектным заявкам. Это относится и вопросам о реалистичности предлагаемой деятельности, ее обоснованности и результативности, аргументированности и эффективности. Участники своими глазами фактически увидели всю процедуру экспертизы заявок, тем самым сформировав у себя необходимые алгоритмы, позволяющие улучшать свои конкурсные заявки.

Полученное участниками домашнее задание преследовало не столько цель – получить реально отработанные навыки проведения оценки социальных проектов, сколько дополнительно простимулировать участников на развитие собственных компетенций в этом направлении. Участники разрабатывали планы оценки собственных проектов, проектов сторонних организаций и формировали письменные отчеты об этом.

Естественно, что не все смогли преодолеть свое восприятие проектного подхода и не стали выполнять задание. Но те, кто попытался и сделал это, отмечали важность этих знаний и навыков для себя и своей последующей работе по разработке проектов. Наверное, это и можно было бы считать ключевым результатом первой «волны» проведенных семинаров.

 

На втором этапе реализации проекта по внедрению оценки, были организованы специализированные конференции, где также речь шла об оценочной деятельности. Но в рамках второго этапа предлагалось рассмотреть вопрос в более конкретном направлении – использование технологии оценки в проектировании. Выбор темя был обусловлен прагматичной задачей, которая была поставлена организаторами – повышение качества проектных заявок на Международный грантовый конкурс «Православная инициатива» и формирование пула будущих партнеров конкурса по проведению оценки проектов-победителей.

Участниками были предложены практические рекомендации по проведению оценочных действий на стадии проектирования своих идей и использованию результатов оценки при формулировании аргументации по ключевым этапам разработки проектных идей.

В практическом блоке обучения участники самостоятельно разрабатывали индикаторы и показатели для некоторых разделов конкурсной проектной заявки, тем самым закрепляя полученную информацию и выступая в качестве оценщиков для других. Эта работа позволила определить насколько глубоко и системно участники владеют знаниями в области оценочной деятельности и выявить наиболее активных и подготовленных представителей общественных и религиозных организаций с целью их дальнейшего привлечения к сотрудничеству в рамках проведения оценочной работы в отношении проектов-победителей грантового конкурса.

Как показало анкетирование участников по итогам обоих этапов семинарских занятий, для большинства многое из того, о чем говорилось, ясно и известно, но сложностью оставалось отсутствие информации о методиках и формах работы с этим с целью получения необходимой и ценной информации. Причем, участники отмечали, что подобной информации не хватало не только для работы с проектной заявкой, но и для всей деятельности своей организации или объединения. Именно поэтому, абсолютное количество участников всех проведенных семинаров признали высокую полезность проведенных учебных занятий, консультаций и знакомств с практикой применения.

 

Подводя итог двухлетней реализации проекта по внедрению оценочных механизмов в деятельность некоммерческих социальных организаций, можно констатировать, что данная работа является крайне востребованной всеми, кто в нее задействован.

Участники (представители НКО) получают новые компетенции, которые им крайне необходимы для текущей и проектной деятельности. Благодаря этим знаниям и информации они могут более успешно внедрять проектный менеджмент в деятельность своих организаций, а также улучшать качество управления, как отдельными (локальными) проектами, так и структурой, в которой реализуется несколько проектов. С подобной проблемой, по опыту общения, сталкиваются практически все руководители НКО, которые входят в проектную деятельность и зачастую нерешаемость ситуации или неправильность выбранных управленческих решений приводит организацию к серьезным управленческим и организационным проблемам.

Кроме этого, овладение навыками оценочной деятельности однозначно будет способствовать повышению качества самих проектных заявок, подаваемых на различные конкурсы. В первую очередь, речь идет о повышении качества благодаря улучшению аргументации и обоснованности, а также формировании целостности проекта по всем основным разделам заявки. Естественно, что в этом случае, эксперт будет видит проект более полно и ему будет проще оценивать заявку по более высоким баллам.

Фонд «Соработничество» в свою очередь приобретает пул специалистов по проведению оценки социальных проектов. Это достаточно ценный результат, который позволит оценивать эффективность реализации всех своих благотворительных и грантовых программ не с позиции простой раздачи средств и ресурсов, а, в первую очередь, через понимания эффективности использования этих средств получателями поддержки. Это необходимое условие для дальнейшего развития программной деятельности Фонда и совершенствования уже реализуемых механизмов.

Конкурс «Православная инициатива» также является выгодополучателем от данного проекта. Здесь можно отметить, что внедрение механизмов оценки в деятельность НКО позволит повысить требования к конкурсным заявкам, тем самым, изменяя в лучшую сторону, как общественное мнение в отношении реализованных проектов-победителей, так и партнеров конкурса, которые смогут иметь полное представление о том, к каким изменениям приводит реализация того или иного проекта. Тем самым, можно будет говорить не только о том, что конкурс «Православная инициатива» будет существовать и дальше, а и о том, что будет увеличиваться количество постоянных партнеров конкурса и расти сумма благотворительных средств, предоставляемых партнерами, для появления новых и новых программ и конкурсов.