Сельская модель сопровождаемого проживания для молодых людей с тяжелой инвалидностью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Штанько П. Сельская модель сопровождаемого проживания для молодых людей с тяжелой инвалидностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 36. – С. 709–713. – URL: http://e-koncept.ru/2016/46843.htm.
Аннотация. Материал представляет собой брошюру, которая была подготовлена в рамках проекта «Организация сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями здоровья», победителя международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива» в 2015 году. Это совместный проект Православной Местной Религиозной Организации Прихода храма святых Царственных Страстотерпцев д. Раздолье Выборгской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и СПб БОО «Перспективы».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи


Сельская модель сопровождаемого проживаниядля молодых людей с тяжелой инвалидностью



Ленинградская область Деревня Раздолье20152016г.

На обороте обложки:Данная брошюра была подготовлена в рамках проекта «Организация сопровождаемого проживания людей с ограниченными возможностями здоровья», победителя международного открытого грантовогоконкурса «Православная инициатива» в 2015 году. Это совместный проект Православной Местной Религиозной Организации Прихода храма святых Царственных Страстотерпцев д. Раздолье Выборгской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) и СПб БОО«Перспективы».



Содержание

Описание модели

Фоторепортаж о жизни в доме с сопровождением

Из первых уст о жизни в доме сопровождаемого проживания









Описание модели.В настоящее время для большинства людей с тяжелыми психофизическими нарушениями, когда родители не могут целиком взять на себя заботу о них, единственный вариант постоянного проживания, предлагаемый государством, это психоневрологический интернат. Альтернативы, которая была бы широко распространена, а также учитывала все потребности таких людей, в настоящий момент, к сожалению, нет. Психоневрологический интернат (ПНИ) не может обеспечить достойное качество жизни для людей с инвалидностью –в ПНИ для человека невозможна ни частная жизнь, ни жизнь в обществе, а трудовая занятость предлагается тем, кто не имеет тяжелых нарушений. Альтернативы, создаваемые негосударственными организациями, единичны, и представляют собой жизнь небольшими группами (по 58 человек) в квартирах с постоянным сопровождением профессиональных помощников. Организации, занимающиеся сопровождаемым проживанием, можно пересчитать по пальцам. В основном они создаются титаническими усилиями родителей, обеспокоенных будущим своих детей.

Наша модель прежде всего направлена на организацию сопровождаемого (поддерживаемого) проживания небольшой группы людей с тяжелой психофизической инвалидностью при Православном храме. Планируется создание общины, когда несколько молодых людей с ментальной инвалидностью (56 человек) живут в подготовленном и обустроенном соответственно их инвалидности доме. Ежедневно им помогают социальные работники и помощники (круглосуточное сопровождение). Ребята учатся жить самостоятельно, днем они заняты работой при храме (уборка и благоустройство территории, подготовка к большим православным праздникам, в теплое время года огород).

1.Общие положения 1.1.Дом сопровождаемого проживания для подростков и молодых людей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее именуется «Дом») является проектом прихода храма Царственных Страстотерпцев в поселке Раздолье, Ленинградской области.1.2.Приход реализует данный проект совместно с СПб БОО «Перспективы».1.3.СПб БОО «Перспективы» предоставляет рабочие площадки для обучения и повышения квалификации сотрудников проекта. 1.4.Свою деятельность «Дом» строит на основе Конвенции о правах инвалидов, Конституции Российской Федерации, законов Российской Федерации, иных нормативных актов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также руководствуется настоящим положением.1.5.«Дом» финансируется за счет благотворительных взносов и пожертвований, в том числе благотворительных Грантов и программ развития.1.6.Социальные услуги в рамках «Дома» оказываются на безвозмездной основе. 1.7.В «Доме» создаются условия, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья находящихся в нём подростков и молодых людей с инвалидностью.1.8.«Дом» развивается, поддерживает контакты и взаимодействует с другими организациями, общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами, учреждениями социальной защиты населения, образования, и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с людьми с умственными и множественными нарушениями развития, взаимодействуют с гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации подростков и молодых людей с ограниченными возможностями.

1.9.Адрес «Дома»: Ленинградская область, Приозерский район, поселок Раздолье, ул.Береговая, д.3а.

2.Цели деятельности Дома:Общая цель: нормализация жизни особого человека и его семьи.Цели:2.1.Поддержка и социальная реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья, создание для них наиболее благоприятных условий жизни, развития, общения.2.2.Организация учебного сопровождаемого проживания (от 1 месяца до 2 месяцев с возможностью продления срока).2.3.Подготовка молодых людей с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни в будущем.2.4.Привлечение общественности, членов приходской общины, жителей поселка Раздолье, родителей лиц с инвалидностью к решению социально значимых проблем, связанных с социальной интеграцией лиц с инвалидностью.

3.Контингент:Подростки и молодые люди от 16 лет и старше с ограниченными возможностями здоровья в умственной сфере и с множественными нарушениями развития (в том числе передвигающихся на колясках), желающие связать свою жизнь с Православной приходской общиной в сельской местности.

4.Задачи:4.1Создание доступной безбарьерной среды внутри дома и на прилегающей территории.4.2Забота о духовнонравственном состоянии молодых людей с инвалидностью, их культурнорелигиозной грамотности.4.3Организация трудовой деятельности при храме, которая помогает молодым людям почувствовать себя востребованными и полезными для других, позволяет проявить свои способности, подталкивает к проявлению собственной инициативы.4.4Организация учебного сопровождаемого проживания для молодых людей с ограниченными возможностями здоровья.4.6Сопровождение и обучение людей с инвалидностью, проживающих в сельском доме, бытовой, социальнокоммуникативной, досуговой деятельности.4.7Сотрудничество с семьями молодых людей/девушек (информирование, консультирование, участие родителей в приеме решений, обеспечение баланса между доверием и контролем, помощь со стороны родителей в решении разных вопросов).4.8Взаимодействие с органами местной и городской государственной власти, с учреждениями социальной защиты, здравоохранения и др.4.9Контакты с социальным окружением (установление доверительных, уважительных взаимоотношений с соседями, продавцами и др. людьми; проведение мероприятий, направленных на это), способствующие интеграции людей с инвалидностью в общество. Помещение информации о сопровождаемом проживании в социальных сетях и на сайте http://osdom.org.ru/.

5.Принципы работы «Дома».5.1Молодой человек/девушка проживает в «Доме» совместно с другими 45 людьми, что способствует преодолению изоляции человека с инвалидностью внутри семьи, развивает его/ее коммуникативные навыки, высвобождает время родственников для работы или отдыха.5.2Сотрудники «Дома» во всех своих действиях руководствуются уважением к личности молодого человека/девушки, проживающих в «Доме». 5.3Сотрудники и волонтеры предоставляют выбор и поощряют самостоятельность молодых людей/девушек во всех случаях, когда это возможно и не ведет кпричинению ими ущерба себе или окружающим.5.4Характер занятий и направление трудовой занятости каждого молодого человека/девушки зависит от его/ее индивидуальных особенностей и возможностей, которые определяются совместно с ними на основе их предпочтений и выбора.5.5Дневная занятость молодых людей интегрирована в жизнь прихода православной церкви.5.6Молодые люди/девушки регулярно посещают храм, участвуют в общих молитвах и беседах со священником, паломнических поездках.5.7Время в «Доме» структурировано и подчиненообщему распорядку дня.5.8Семья молодого человека/девушки, живущего в «Доме», обязуется следовать правилам «Дома».5.9Правила проживания в Доме прозрачны, выражены понятным для молодых людей/девушек образом и являются обязательными для всех.5.10Комплексный командный подход в работе сопровождающих специалистов

6.Штатное расписание.С 56 молодыми людьми/девушками в доме работают:Социальный работник –3 человека сутки через троеПомощник социального работника –4 человека 2 дня через 2 по 12 часовПсихолог –1 человек 8 часов/неделюОрганизатор трудовой деятельности при храме –1 человек –16 часов/неделюПедагог основ Православной культуры –1 человек 16 часов/неделюРуководитель дома –1 человек –40 часов/неделюРуководитель проекта –1 человек –20 часов/неделюБухгалтер –1 человек –32 часа/неделю

7.Задачи и функциональные обязанности сотрудников.

ДолжностьЗадачиФункцииРуководитель проектаОбеспечение устойчивости проектаОрганизация строительства домаНахождение источников и механизмов финансированияКонтроль легальности действий (соблюдения налогового законодательства, законов)Привлечение внешних экспертов, партнеровКонтроль выполнения обязательств перед донорами и фондами

Поддержка и контроль работы руководителя домаРегулярное посещение дома, общение с ребятами и сотрудникамиСодействие руководителю дома в принятии решенийПривлечение внешних экспертов и консультантов при запросеРазвитие и укрепление единства подходов и взаимодействия между домом и «Перспективами»Привлечениесотрудников дома к участию в обучении в «Перспективах»Организация процессов обмена опытом между сотрудникамиОрганизация совместных акцийПроведение супервизий для сотрудниковРуководитель домаПостановка целейОбщие собрания ребят и сотрудниковОрганизация процесса составления ИПС ребятОрганизация процесса принятия коллегиальных решений о возможности проживания ребят в домеОрганизация процесса разработки и принятия правил жизни в домеСоставление графиков работыСбор информации от родителей об отъездах ребят в выходные дниОрганизация замещений при болезнях и отпусках сотрудниковРассмотрение предложений сотрудников по изменению и совершенствованию правил и условий жизни в доме и работыКонтроль и учетУчет рабочего времениКонтроль за соблюдением структуры дня, правил жизни в доме, регламентов деятельности сотрудниковПолучение обратной связи от ребят, наблюдение за их состоянием, контроль качества работы сотрудниковПоддержание мотивации сотрудниковПредоставление сотрудникам обратной связи(положительной и отрицательной), проведение ДПРРабота с сотрудниками: оценка нагрузки, выявление проблем и потребностей сотрудников, собрания с сотрудникамиПоддержание и развитие квалификации сотрудниковОпределение совместно с сотрудниками дефицитов в их квалификацииОрганизация обучения, консультирования сотрудников, супервизий и стажировокПостроение сотрудничества с родителями

Организация оплаты родителями или самими подопечными аренды дома и процесса покупки продуктовДостижение договоренностейо режиме пребывания в доме, режиме питания, сна и т.д. нашего подопечногоРазрешение проблем взаимодействия родителей с сотрудниками домаПостроение внешних взаимодействийСоздание базы бесплатных волонтеров для разовой и периодической помощи и автоволонтеров из числа рядом живущих людейОбеспечение взаимодействие с приходомСоставление отчетов (визуальных, содержательных и финансовых) грантодателям и Совету директоров «Перспектив»Сопровождение подопечныхУчастие в гигиеническом сопровождении подопечных: переодевание, смена подгузников, сопровождение в туалет, принятие душа, ванны, чистка зубов, мытье рук и т.п.Помощь при приеме пищиСоциальный работникОрганизация участия ребят в бытовых заботах, регулирование их взаимодействия друг с другомОбсуждение с подопечными планов на следующий день, распределение дежурствСоставление меню совместно с ребятами, определение списка продуктов для покупкиРазрешение конфликтов между ребятами Обсуждение структуры дня и контроль его исполненияОбсуждение прошедшего дня с ребятамиОбеспечение безопасности и охрана здоровья ребятЕсли ктото из ребят не идёт в храм, то нахождение с ним в домеОтслеживание состояния здоровья ребят (наблюдение за общим состоянием, выдача медикаментов, вызов врача, скорой помощи)Соблюдение индивидуального медицинского режима, режима дня и питания подопечныхСоблюдение режима наблюдения за ребятамиКонтроль за состоянием подопечных ночьюПоддержание гигиены ребят с их активным вовлечениемПомощь в утреннем умывании, чистке зубов, в смене памперсов в течение дня, в посещении туалета, в вечернем принятии душаПомощь в подготовке ко снуПоддержание чистоты и порядка в доме с привлечением ребят к деятельностиОрганизация процесса поддержания чистоты и порядка в доме с участием подопечных: уборка помещений, стирка белья и т.п.Организация питания ребятПриготовление еды совместно с дежурными подопечнымиЗакупки еды совместно с дежурнымиПомощь в приеме пищиОрганизация досуга подопечныхОрганизация игр, прослушиваниямузыки и т.д. в вечернее времяПередача информации другим сотрудникам и руководителямПрием и сдача рабочей смены другому соцработникуЗаполнение журнала событий дома: запись важной информации за рабочую смену Сообщение руководителю дома об изменении состоянияЗаполнение журнала выдачи лекарствПомощник социального работникаПомощь ребятам в пробуждении, умывании, одеванииУчастие в гигиеническом сопровождении подопечных: переодевание, смена подгузников, сопровождение в туалет, принятие душа, ванны, чистка зубов, мытье рук и т.п. Соблюдение структуры дняПомощь при приеме пищи Сопровождение ребят в храм. Помощь в осуществлении дневной занятости при храмеПомощь в вечернем принятии душа, помощь в подготовке ко снуОрганизатор занятости при храмеТри раза в неделю подготовка фронта работ для дневной занятости ребят в храмеВстреча ребята в храме, оглашение возможных видов деятельности до и после обедаКонтроль за работой. Прием работыПсихологИндивидуальная и групповая работа с ребятамиРекомендации сотрудникам по работе с ребятамиРазбор сложных случаевУчастие в построении индивидуальных планов обучения подопечных

Проведение супервизий для сотрудниковПедагог основ Православной культурыЗабота о духовнонравственном состоянии ребят, их культурнорелигиозная грамотностиПроведение вечерних занятий в доме с молодыми людьми по программе воскресной школы, адаптированной под данную целевую группуДемонстрация видео, фотоматериалов по Православной тематикеОрганизация паломнических поездок и участие в нихУчастие вместе с молодыми людьми в совместных акциях с жителями деревни РаздольеБухгалтерРабота с банком после поступления грантовых средств на расчетный счет организацииОбеспечение своевременной оплаты счетов за приобретаемое оборудование и расходные материалыКонтроль соблюдения бюджета проектаКонтроль правильности составления финансовых документов по проектуКонтроль финансовой дисциплины сотрудников проектаСоставление промежуточного и заключительного финансовых отчетов по проекту

8.Расписание режима дня в «Доме».8.1.Режим дняРежим дня сопровождаемого проживания строится в соответствии с принципом нормализации жизни человека с инвалидностью, с учетом которого, как и у любого другого взрослого человека, у жителя «Дома» есть рабочее время, когда он находится на месте своей дневной занятости при храме или выполняет хозяйственные работы по дому, и время досуга. Сопровождение осуществляется круглосуточно, в том числе в выходные и праздничные дни.8.2.Расписание работы специалистовЕдиновременно сопровождение проживания молодых людей/девушек в активное время суток (с 0900 до 2100) оказывают не менее 2х сопровождающих; на ночь (с 21 до 0900) остается по одному сопровождающему. В выходные и в праздничные дни (с 0900 до 2100) сопровождение осуществляется двумя сотрудниками.

9.Помещение и оборудование.

Используется арендованный типовой двухэтажный дом. На первом этаже большая столоваякухня, одна спальня, санузел с душевой кабиной, прачечная, веранда. На втором этаже 3 спальни, кладовка и санузел сванной. Для создания безбарьерной среды был при входе сделан пандус, поручни вдоль лестницы.

10.Чем заняты молодые люди/девушки в «Доме».дневная трудовая занятость при храме 3 раза в неделю (уборка территории от мусора, листьев, снега, уход за клумбами, протирка икон, выбивание ковров);регулярное участие в церковных службах и совместных трапезах с членами прихода после служб;подготовка к церковным праздникам;паломнические поездки;вечерние занятия со священником три раза в неделю на территории «Дома»;участие в публичных акциях вместе с жителями дер. Раздолье;хозяйственные дела по дому: приборка, мытье посуды, приготовление еды, стирка белья, составление списка для покупки продуктов;походы в магазин за покупками;досуг: чтение книг вслух, дискотеки, просмотр видео и телефильмов, прогулки по окрестностям, пение под гитару, прослушивание музыки, прием гостей.

11.Финансирование.Статьи расходов включают затраты на разовые приобретения для создания материальнотехнической базы «Дома», затраты на обучение сотрудников, а также текущие расходы.

I.Разовые расходы:

приобретение мебели и оборудования –11179100 руб.

ВСЕГО: 11179100руб.

II.Текущие расходы (в месяц): расходы на сопровождение; расходы на проживание; дополнительные расходы.Расходы на сопровождение:

заработная плата (включая отчисления) работников, осуществляющих сопровождение

проживания –39682700 руб.

хозтовары –800000 руб.

канцелярские принадлежности –100000 руб.

_______________________________________________________________________

Всего: 40582700руб. (6763783 руб. на 1 жителя)

Расходы на проживание: (оплачивают родители или сами молодыелюди)

аренда дома –3990000руб.

питание –4000000руб.,

коммунальные платежи, услуги связи –55000 руб.

_________________________________________________

Всего: 13490000руб. (2248333 руб. на одного жителя)

Дополнительные расходы:

расходный материал –1000 руб.,

одежда, мягкий инвентарь –2000 руб.

мобильная связь, интернет –100000руб.

услуги банка –70000руб.

транспортные расходы –3920000руб

паломнические поездки –1500000руб

повышение квалификации, гонорары и консультации –800000руб

____________________________________________________________

Всего: 6690000 руб.





Фоторепортаж о жизни в доме с сопровождением.

1.Связь жителей дома сопровождаемого проживания с приходом храма святых Царственных Страстотерпцев.Основной целью является забота о духовнонравственном состоянии ребят, их культурнорелигиозная грамотность и дневная занятость при храме.Эта цель реализовывалась благодаря участию молодых людей из дома сопровождаемого проживания в церковных службах, подготовке к религиозным праздникам, домашним беседам с настоятелем храма отцом Борисом, паломническим поездкам, совместному труду на территории храма под руководством матушки Марии.









2.Будни дома сопровождаемого проживания.Наконец нам удалось арендовать дом в деревне Раздолье, недалеко от храма. Переезжали в новый дом быстро, одновременно оборудуя его под нужды наших ребят (поручни на лестнице и в ванне, пандус при входе и т.д.). Это красивый комфортный дом, в котором достаточно просторно. Есть большая общая комната, кухня, в которой можно спокойно и приготовить обед, и провести занятие. У ребят есть отдельные комнаты. Но с этими «просторами» добавилась объемная нагрузка по поддержанию дома в чистоте –ежедневная уборка всегодома. Минусы, что внизу маленькая ванная и узкий проход в комнату внизу –не очень удобно для проезда с коляской.Каждое утро мы с ребятами проводим «утренний круг». В «круге» мы занимаемся планированием дня, распределением заданий, а также определяем их важность для нас. Это помогает ребятам понять, что необходимо выполнить им самостоятельно; в первую очередь; какие дела можно выполнять совместно; и чем можно помочь окружающим. Регулярное выполнение каждым жителем дома сопровождаемого проживания определенных хозяйственных обязанностей, понимание, что в какойто степени от тебя зависит жизнь твоих соседей, работает на повышение самооценки молодых людей, делая их более самостоятельными и независимыми. Ребятам нравится работать по дому, и, несмотря на то, чтомногим из них физически работать очень тяжело, они очень стараются и максимально качественно выполняют все порученные им дела. Они помогают друг другу и советом, и делом. Это сплачивает и сотрудников, и подопечных, помогает узнать ближе друг друга, а также увидеть особенности ребят, и с учетом этих особенностей строить последующую деятельность.



3.Дневная занятость при храмеРабота при храме организована по индивидуальному принципу, т.е. каждому подбирается работа по силам. Например, подопечный на коляске Б. очень тщательно протирал иконы; молодой человек В. убирал опавшую листву на территории вокруг храма, а позже снег. Типы работ менялись со сменой времен года. В конце декабря начали помогать готовить храм к Рождеству. Украшали елку, которую поставили в храме. Нами был апробирован принцип согласованности действий сотрудников дома сопровождаемого проживания и работников церковной общины. Его использование дало возможность молодым людям связать события церковной жизни с их повседневной жизнью.Трудовая деятельность помогает ребятам почувствовать себя востребованными и полезными для других, позволяет проявить свои способности, подталкивает к проявлению собственной инициативы. Пребывание и молитва в храме благотворно воздействует на душу человека, помогает справиться со внутренними проблемами.





4.Налаживание отношений жителей дома сопровождаемого проживания с жителями деревни Раздолье.На первых этапах проекта отношение соседей к нашим подопечным было неоднозначным. Поэтому мы поставили перед собой цель разными способами налаживать отношения с жителями деревни, чтобы наши ребята были приняты как равноправные члены местного сообщества. Очень помогало реализации этой цели участие наших подопечных в общей молитве в храме и совместной трапезе прихожан после службы. Нами была организована акция «Чистая улица» совместно со школьниками Раздольской школы. Жители дома сопровождаемого проживания вместе со старшеклассниками убирали мусор вдоль центральной улицы деревни. В празднике Рождества вместе с маленькими и взрослыми жителями деревни участвовали и жители дома сопровождаемого проживания. Спектакль "Рождественский Гость", подготовленный воскресной школой, стал центром праздника, после него веселые народные игры для детей и взрослых прошли с большим воодушевлением. Подарки, поздравления, общая атмосфера праздника как нельзя лучше подходила для того, чтобы жители Раздолья привыкали и принимали особых людей.На праздничной неделе ученики воскресной школы пришли в русских народных костюмах в гости в дом сопровождаемого проживания к ребятам поздравить с Рождеством Христовым. Мы вместе с ребятами спели Тропарь, кондак Рождеству и несколько колядок. Жители дома по традиции угощали колядующих конфетами.









5.Организация досуга.Помимо развития навыков самостоятельности и ответственности, мы разнообразно проводим наш совместный досуг –играем, много беседуем о самых разных вещах, слушаем музыку, читаем вслух. Досуг организуется согласно времени года. Так летом и осенью больше всего радостей приносило то, что ребята могли гулять в лесу, есть там ягоды, чернику, бруснику, кататься на качелях у храма, отдыхать и дышать свежим воздухом. Хоть летом и не было всегда тепло, но иногда бывали удивительно солнечные и приятные дни. В один из таких дней мы устраивали пикник.Вечера в доме часто проходят очень активно.Проводим дискотеки для ребят и сотрудников, всем очень нравится.Ребята поют песни, украшают свечами стол, все очень веселятся, много общаются, что помогает всем сблизиться.Каждому, заканчивающему учебный курс, устраиваются проводы. Например, для молодого человека Б. мы устроили коктейльную вечеринку.Ребята говорили пожелания Б., много общались,слушали музыку. Всем это очень понравилось, было сказано много добрых слов.Весь декабрь прошел под знаком подготовки к Рождеству и Новому году. Делали фигурки для вертепа, звезды и снежинки для украшения дома. Это помогает ребятам создать радостное настроение своими руками, и создать атмосферу праздника в доме, где они живут. Когда мы готовили поздравительные открытки для всех сотрудников, девушка Л. была незаменима, рисовала красивые разноцветные картинки, придумывала, кому какую подарить. С матушкой Марией молодые люди разучивали рождественские песнопения и колядки.В последнее время молодой человек В. проявил себя как талантливый «блоггер», он самостоятельно пишет короткие отчеты о жизни в доме сопровождаемого проживания.И конечно, молодые люди принимают у себя дома гостей.









Из первых уст о жизни в доме сопровождаемого проживания.

Люба:«Прекрасный дом, достаточно удобный. Работа по хозяйству вместе с сотрудниками. Мне нравилось, что в церковь ходили и даже на ночные службы, что занятия были с батюшкой и матушкой. Понравилось, что всегда дело для меня было. Немного непонравились лишние советы, когда я сама умею делать. Мне понравилось жить в деревне. Буду скучать!»

Дина:«В Раздолье хорошо! Гулять понравилось, кататься на санках, готовить, музыку слушать разную. Понравилось, что сама в магазине платила. Никогда раньше этого не делала. Плохо, что занятий АФК нет. Отношение сотрудников хорошее. Интересно проводим время. По интернату не скучаю и очень хотела бы жить одна в будущем.Пока боюсь одна, поэтому вместе лучше. Чутьчуть скучно жить в деревне».

Саша: «Отдых для души. Возможность провести спокойно время, веселая компания. Навык самостоятельности. Не понравилось: не всегда можно найти решение, которое устраивает всех.Скучаю по Питеру.

Сергей: Хорошо гулять, чистить снег, воду носить. Отдыхать тоже хорошо. Люди хорошие. Сотрудники прекрасные. Петух, собака».

Владимир: «Все нравится. Благодарен всем за заботу, ласку, опеку. Батюшке Борису благодарен за все».

Отец Борис: «Самый яркий момент моих впечатлений от работы с нашими подопечными —во время рассказа о том, что пещера и кормушка для скота, в которую положили Богомладенцаявляется прообразом крестных страданий Христа, я случайно обернулся на ребят и увидел, что Владимир плачет».«На Евангельской встрече, на вопрос «В чём заключается счастье» Богдан сказал: «В любви». Владимир, когда мы изучали икону Введения во храм БожиейМатери, очень чутко, интуитивно точно сказал о второстепенном элементе изображения, о яркой двери на иконе. Он сказал, что эта дверь ведёт в вечность». Серафима, помощник социального работника:«Альберт очень любит быть постоянно занятым какойлибо физической работой, потрясающе трудолюбив и старателен. В «родном» ПНИ он нарасхват, дружит с персоналом, помогает всем и каждому, поэтому у нас ему было немножечко скучно. Плюс он очень скучал по телевизору.В общем,деревенская жизнь оказалась ему не по душе,хотя мы с коллегами старались привлекать его по максимуму, в том числе увлекли его изготовлением новогодних открыток». Матушка Мария, организатор дневной занятости при храме:«Успехом можно назвать ту радость, с которой участвуют в общей молитве ребята. Даже подопечный Антон, который почти не говорил, выговаривал слово «Аминь».Виктория, помощник социального работника:«Итак на сегодняшний день в нашем доме в проекте «Сопровождаемое проживание» проживают 5 подопечных, общими усилиями справляемся с домашними делами. Девочки очень помогают готовить:режут, трут,следят за временем приготовления пищи на огне или в духовке. Мальчики убирают снег ( на сколько это возможно с их диагнозом),выносят мусор,также участвуют в приготовлении еды»Нелли Партина, социальныйработник:«Я замечаю качественное изменение в поведении подопечных главным образом в том, что они живо интересуются тем, чем будут заниматься в течение дня, а самое главное, что конкретно они будут делать в данном мероприятии или порученном деле или задании».

Максим Якубсон, социальный работник:

«Задача наша —организовать жизнь в доме так, чтоб то, что ребята могут делать сами —они делали сами. И чувствовали себя хозяевами, а мы помогали им в том, что им самим не сделать. В той мере, в какой необходимо. Объем этой помощи различен для каждого, но каков бы ни был, это мало значит по сравнению с тем, что делает каждый из ребят. И малое самостоятельное дело, чтото, что человек с ограниченными возможностями не мог делать вчера и попробовал сделатьсегодня имеет подлинную ценность».«Ждем новых ребят, надеемся, что постепенно будет расширяться наше сообщество. Может Бог даст благотворителей, чтоб выкупить этот дом. Со временем планируется начать строительство собственного на участке рядом».«В целомможно сказать, что жизнь течет вполне гармонично. Жители Раздолья и окрестностей к нам привыкают. Прихожане снабжают домашними заготовками и радуются, когда видят подопечных в храме».

Татьяна Максимова, социальный работник:«Наш проект движется вперед. Появляются новые ребята, новые сотрудники. Самостоятельное проживание ребят благотворно на них влияет, они общаются, учатся жить совместно с другими, планируют свои будни, работа и занятия в храме их дисциплинирует и обучает жить похристиански».«Трудностей в жизни в доме с подопечными много. Нужно решать множество задач разного характера. Наверное пройдет еще много времени, прежде чем мы начнем работать по четко сложенной системе. Пока это сложно. На данный момент времени мы коекак успеваем все сделать, существует свой режим. Ребятам нравится жить в доме, это главное».

Евгения Балашова, помощник социального работника:«Проект находится на стадии развития, поэтому все часто меняется. Это вносит дополнительный стресс, но имеет положительный результат. Радует, что все сотрудники и руководство открыты к каждому мнению. Всем спасибо за компанию!»

Нелли Партина, социальный работник:«Мне кажется, что нужно еще многому учиться, чтобы достичь целей, которые мы перед собой поставили. Нам очень в этом помогают коллеги, у которых опыт намного больше! Они поддерживают нас, вместе с нами радуются нашим победам! Огромное им спасибо!Мы поддерживаем хорошие рабочие отношения. Ребята все отличные, веселые, умные! Вместе мы всего добьемся и у нас все получится!»