Введение. В настоящее время гендер в психологии рассматривается как социально-биологическая характеристика, отражающая особенности социальных аспектов поведения. Поскольку пол является биологической категорией, в социальной психологии принято рассматривать биологически обусловленные характеристики как «половые», а социально детерминированные как «гендерные».
Гендерная идентичность - одна из базовых характеристик личности, которая формируется в результате психологической интериоризации мужских или женских черт и качеств, в процессе социализации. Понятие гендерная идентичность определяется степенью, в которой каждый человек соотносит себя с гендерными эталонами мужчины и женщины. Это внутренняя структура, которая развивается в процессе социализации, и позволяет индивиду сформировать собственный «образ Я» и взаимодействовать в социуме в соответствии воспринимаемыми личностью полом и гендером [2].
В современном обществе ярче стали проявляться девушки, чей внешний вид и поведение скорее можно отнести к мужскому. Таких девушек называют «пацанка». Данная субкультура отвергает «типично женское», отдавая предпочтение стилю жизни противоположного пола, как наиболее перспективному.
Актуальность. Наравне гендерной идентичностью огромное влияние на развитие личности оказывают межличностные отношения. Они занимают особое место в жизни любого человека и влияют на его поведение. Наша работа даёт возможность рассмотреть особенности межличностных отношений, учитывая гендерные характеристики личности, в том числе и сознательный выбор принадлежности к субкультуре «пацанка».
Теоретический подход. В.Н. Мясищев считал систему отношений основой психического развития личности. В современном мире эта позиция приобрела особое значение для анализа личности и поведения в системе отношений, в частности в межличностных отношениях, она даёт возможность рационально интерпретировать происходящее с человеком и вырабатывать адекватные стратегии взаимодействия в различных сферах деятельности.
Анализ исследований по данной тематике показал ряд закономерностей. Так в работе О.В. Павловой отмечена возрастная изменчивость значимых межличностных отношений в подростковом и юношеском возрасте и в период ранней взрослости. Нами было выделено, что самыми значимыми во все возрастные периоды, за исключением подросткового возраста у юношей, являются отношения с друзьями, партнером противоположного пола и мамой. При этом у девушек значимость отношений с друзьями и одноклассниками и однокурсниками с возрастом повышается, а значимость в отношении к отцу понижается, как и к одноклассникам и преподавателям. Отношения с друзьями с возрастом становятся более значимыми, причем для девушек отношения с друзьями важнее, чем для юношей. Отношения с партнером противоположного пола также важны во все возрастные периоды, но в юношеском возрасте их значимость возрастает, особенно резко это выражено у юношей.
Частота и интенсивность гедонистических и сближающих чувств «на пике» именно в подростковом возрасте, в юношеском она снижается и вновь повышается в период ранней взрослости, причем девушки в подростковом возрасте данные чувства переживают чаще и сильнее, чем юноши.
Таким образом, установлено, что для различных параметров системы межличностных отношений возрастная изменчивость носит различный характер. Так поступательный характер проявляется в увеличении с возрастом количества контактов, взаимности и дистанции в отношениях. Наблюдается перестройка отношений, которая осуществляется в юношеский период и в большей степени проявляется в изменении эмоционального полюса отношений, т.е. происходит ухудшение отношений с родителями и учителями, однако более позитивными становятся отношения с одноклассниками [4].
В работе Е.В. Кулаевой представлено самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности. Мы отметили и дополнили работу следующими определениями гендерной идентичности: гендерная идентичность – это особый вид социальной идентичности, существующий в самосознании человека наряду с профессиональной, семейной, этнической и другими. Гендерная идентичность активно конструируется субъектом на протяжении жизни, в ходе социального взаимодействия с другими людьми и сравнения себя с ними, то есть гендерная идентичность социально обусловлена и может быть описана через биологический пол и маскулинность-фемининность-андрогинность как социально-психологические характеристики.
Тип гендерной идентичности женщин связан с особенностями их самоопределения, а именно: с особенностями мотивационно-потребностной сферы, самоотношением личности. Женщины с фемининной гендерной идентичностью характеризуются особенностями самоопределения, такими как самоотношение, которое включает в себя физические, коммуникативные и рефлексивные показатели идентичности, самоценностью и самопринятием, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении и самозащите, а также способом принятия решений на основе данных ценностей и потребностей.
Женщинам с андрогинной гендерной идентичностью свойствены такие особенности самоопределения, внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – гармоничностью личности, потребностью в общении, семье, заботе о своем здоровье, самоуважении, самозащите, автономии, демократизации и ценностях общества, а также – ценностно-потребностным способом принятия решений.
Женщинам с маскулинной гендерной идентичностью свойственны особенности самоопределения, характеризующиеся внутренней конфликтностью и самоценностью, потребностью в семье, профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии и автономии, а также – логическим способом принятия решения.
Женщинам с недифференцированной гендерной идентичностью свойственны такие особенности самоопределения, которые характеризуются социальной и деятельностной идентичностью, самопринятием и внутренней конфликтностью, в особенностях мотивационно-потребностной сферы – потребностью в профессиональном и личностном росте, материальном благополучии, саморазвитии, автономии, самостоятельности, демократизации и ценностях общества, а также – логическим способом принятия решения [3].
В исследовании В.А. Порядиной изучены гендерные различия в структуре социального интеллекта студенческой молодежи. Участвовали три гендерные группы: маскулинная (55 человек, среди них 15 девушек и 40 юношей), фемининная (198 человек, из них 98 юношей и 100 девушек), андрогинная (217 человек, в составе которых 115 девушек и 102 юноши). Выборка респондентов являлась кросс-полотипичной, о чем свидетельствует наличие девушек с маскулинной (15 человек) и юношей с фемининной (98 человек) гендерной идентичностью.
Учитывая высокий уровень развития социального интеллекта, высокой самооценкой, фемининные студенты демонстрировали невысокие показатели уровня притязаний и мотива к достижению успеха. Оказалось, что социальный интеллект фемининных студентов выполняет компенсаторную функцию, заключающуюся в том, что они, имея достаточно высокие интеллектуальные способности к познанию поведения, используют их в основном для манипулятивного поведения, заключающегося в стремлении «достичь своих целей чужими руками». В структуре социального интеллекта маскулинных студентов особое место занимали энергетический и мотивационный компоненты. Социальный интеллект маскулинных студентов имел вектор направленности на деловые отношения, на достижение социальной значимости, социального успеха, и применялся как средство профессиональной самореализации.
Сочетание недостаточно высокого уровня развития социального интеллекта с высокой мотивацией к достижению успеха может приводить к стремлению «достичь поставленной цели любыми средствами», что отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Андрогинные студенты имели наиболее гармоничную структуру социального интеллекта. Все компоненты, входящие в структуру социального интеллекта этих студентов, развиты в достаточной степени. Андрогинные студенты обладали достаточным уровнем саморегуляции в эмоциональной сфере, обладали хорошо развитой коммуникативной компетентностью, достаточно высоким уровнем мотивации на достижение успеха, хорошими энергетическими показателями, адекватной самооценкой и уровнем притязаний. Во взаимоотношениях с окружающими такие личности учитывали интересы партнеров по общению; способны проявлять лояльность и гибкость как в деловой сфере, так и в дружеских и семейных взаимоотношениях [5].
Проблема нашего исследования: недостаточная изученность субкультуры «пацанка» как психологическими науками, так и другими; нежелание девушек стать объектом изучения и сложность установления контакта с ними.
Цель: исследовать психологические особенности межличностных отношений у девушек с разной гендерной идентичностью в период ранней взрослости, на примере субкультуры «пацанка».
Гипотеза исследования: существуют психологические особенности межличностных отношений у девушек с разной гендерной идентичностью в период ранней взрослости.
Объектом исследования являются психологические особенности межличностных отношений, предметом - психологические особенности межличностных отношений у девушек принадлежащих субкультуре «пацанка» в период ранней взрослости.
Задачи, способствующие достижению поставленной цели:
1. Рассмотреть понятие «межличностные отношения».2. Проанализировать особенности партнерских отношений у девушек в период ранней взрослости.
3. Рассмотреть понятие «гендерная идентичность».
4. Изучить партнерские отношения в период ранней взрослости.
5. Исследовать особенности межличностных отношений у девушек с разной гендерной идентичностью в период ранней взрослости.
Работа будет включать анализ теоретической и исследовательской литературы по теме исследования.
Методики исследования:
1. Опросник «маскулинность-феминость» С. Бэм.2. МИГИ (Л.Б. Шнайдер).
3. Опросник межличностных отношений (ОМО) (В. Щутц).
4. Методика диагностики межличностных отношений (Т. Лири).
5. Методика оценки сексуального профиля (О.Ф. Потемкина).
6. Анкета и вопросы из опросника «Ролевые ожидания в браке» (РОП).
Выборка и процедура исследования включает участие 100 женщин в возрасте от 18 до 30 лет, которые будут разделены на 2 группы по 50 человек на отнесения себя к субкультуре «пацанка» как группирующего признака: группа № 1 девушки субкультуры «пацанка»; группа № 2 – это девушки, не относящиеся к представленной субкультуре.
Научная новизна исследования заключается, в постановке проблемы, обзоре исследований по проблеме межличностных отношений, в выявлении современных особенностей гендерной идентичности, в определении закономерностей развития межличностных отношений у девушек, в установлении наличия связей между гендерной идентичностью и особенностей межличностных отношений.
Теоретическая значимость заключается в том, что результаты проведенного исследования определяют терминологический аппарат новыми значениями терминов. Так же могут быть использованы в разных науках, таких как сексология, философия, и областях психологии, как семейная психология, гендерная психология, возрастная психология, социальная психология и психология личности, и могут быть использованы в научной и практической деятельности.
Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности применения полученных данных о гендерных особенностях значимых межличностных отношений со сверстниками, родителями, преподавателями, работодателями и друзьями в консультировании и психокоррекционной работе со студентами и работающими девушками, а также родителями, преподавателями и работодателями. Полученные эмпирические данные могут использоваться для создания программ по гармонизации взаимоотношений молодых людей с ближайшим социальным окружением с учётом пола, возраста и личностных особенностей, определяющих отношения со значимыми людьми.
Примерные теоретические выводы отражают значимость гендера и гендерной идентичности девушек во взаимодействии с окружающими. Сами межличностные отношения имеют тенденцию к развитию, а так же свои особенности в период ранней взрослости.