Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Учебным планом предусмотрены лекционные занятия (18 часов), из них 9 часов с использованием методов активного обучения, практические занятия (18 часов), из них 18 часов с использованием методов активного обучения, самостоятельная работа (45 часов). Дисциплина реализуется на 2 курсе в 3 семестре.
Содержание дисциплины «Теоретическая психология» опирается на следующие дисциплины учебного плана по направлению 37.04.01 «Психология»: «Отрасли психологии, психологические практики и психологические службы», «Теории личности в современной психологии», «Модели психотерапии в работе с личностными проблемами», «Современные направления в психологии», «Современные методы диагностики личности».
Теоретическая психология – является базовой дисциплиной для реализации исследовательской деятельности магистрантов, поэтому данный курс имеет большое значение, как для области исследовательской деятельности будущего профессионала, так и написания диссертации магистра.
Цель курса – создание среды для освоения теории психологии, в качестве основы исследовательской стратегии магистров.
По завершению обучения студент должен:
знать: основные подходы, теории и методы исследования в психологии
уметь: составлять план исследования, анализировать труды исследователей, аргументировать свои теоретические позиции относительно своего исследования.
владеть: способностью к самообразованию, основными теоретическими методами исследования в психологии.
Дисциплина направлена на формирование общих компетенций выпускника (ОК-1, 2, 3,5, 7):
- ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
- ОК-2: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
- ОК-3способностью свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения;
- ОК-5: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;
- ОК-7: способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы.
Код и формулировка компетенции |
Этапы формирования компетенции |
|
ОК-1: способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;
|
Знает |
Теоретические основы самоорганизации и самообразования |
Умеет |
Организовать свою учебную и профессиональную деятельность, самостоятельно изучать теоретические подходы к психологическим феноменам, анализировать и формулировать выводы. |
|
Владеет |
Навыками конструирования своей позиции, способами структурирования материала, способами поиска научной информации в рамках конкретной проблематики |
|
ОК-2: способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;
|
Знает |
Теоретические подходы к изучению базисных и метапсихологических уровней. Основные способы саморазвития в когнитивной сфере. |
Умеет |
Самостоятельно изучать новые методы исследования, анализировать, динамично решать профессиональные задачи. |
|
Владеет |
Способами саморазвития мышления, навыками саморегуляции, изменения научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности. |
|
ОК-3: способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения |
Знает |
Правила и способы отражения результатов исследования с помощью грамотной речи. Основы библиографии, способы обработки информации, основные информационные технологии в контексте постановки исследовательских целей. |
Умеет |
Использовать программно-техническое обеспечение для приобретения языковых способностей и навыков |
|
Владеет |
Письменным и устным научным языком, навыками отражения результатов исследования в языковых формах. |
|
ОК-5: способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
Знает |
Основные пути и способы самостоятельного приобретения знаний с помощью информационных технологий. |
Умеет |
Работать на базе современных информационных программ и технологий, получать новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
|
Владеет |
Навыками работы с современными программами и оборудованием, позволяющим приобретать новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности |
|
ОК-7: способность использования в различных видах профессиональной деятельности знания в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы |
Знает |
Основные типы и виды профессиональной деятельности; основные теории аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы |
Умеет |
Показывать на практике достижения собственных изысканий в области исследования; определять уровень своих знаний и умений в области теории и практики аргументации, методики преподавания философии, педагогики высшей школы |
|
Владеет |
Навыками использования адекватной аргументации; методиками преподавания психологии, философии, педагогики высшей школы в различных видах профессиональной деятельности |
Для формирования вышеуказанных компетенций в рамках дисциплины «Теоретическая психология» применяются следующие методы активного/интерактивного обучения: дискуссия, метод проектов, метод контекстного обучения, кросс-технологии ситуационного центра.
Дискуссия – это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления. Дискуссия относится к методам обучения, направленным также на развитие критического мышления в определенной области и коммуникативных способностей; предполагающий целенаправленный и упорядоченный обмен мнениями, направленный на согласование противоположных точек зрения и приход к общему основанию. В основе дискуссии лежит противоречие, которое отражает противоположные взгляды участников на один и тот же предмет обсуждения. Процесс организации дискуссии включает несколько последовательно разворачиваемых этапов: явное полагание тезиса и антитезиса (как результат критики в сложной коммуникации); предъявление каждой стороной аргументов, подтверждающих и усиливающих точку зрения; предъявление каждой стороной оснований; фиксация затруднения и постановка проблемы; поиск новых оснований, способов решения, взглядов на предмет; синтез. Способ проведения дискуссии и применяемые средства должны признаваться всеми её участниками (последовательное полагание тезисов, аргументов и оснований, недопустимость подмены первичного тезиса и оснований и пр.).
Метод проектов- состоит в детальной разработке темы (проблемы) которая завершается определенным результатом, оформленным тем или иным образом. Для осуществления проекта учащиеся должны освоить определенные последовательности для достижения поставленной задачи или решения проблемы. К ним относится совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Одним из принципов выбора темы является личностная значимость темы и конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта. Цель метода проекта — формирование различных ключевых компетенций, примерами их являются:
рефлексивные умения; поисковые (исследовательские) умения; умения и навыки работы в сотрудничестве; управленческие умения и навыки; коммуникативные умения; презентационные умения
Метод контекстного обучения (по А.А. Вербицкому). Основной характеристикой образовательного процесса контекстного типа, является моделирование на языке знаковых средств предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности. В специальных дисциплинах воссоздаются реальные профессиональные ситуации и фрагменты производства, отношения занятых в нем людей. Таким образом, студенту задаются контуры его профессионального труда. Единицей работы преподавателя и студента становится ситуация во всей ее предметной и социальной неоднозначности и противоречивости. Именно в ходе анализа ситуаций, деловых и учебных игр (игры-коммуникации, игры-защиты от манипуляции, игры для развития интуиции, игры-рефлексии и пр.) студент формируется как специалист и член будущего коллектива.
Семиотические обучающие модели включают систему заданий, предполагающих работу с текстом и переработку знаковой информации. В моделях такого типа предметная область деятельности развертывается с помощью конкретных учебных форм, в рамках которых выполняются задания, не требующие личностного отношения к изучаемому материалу. Единицей работы студента является речевое действие - слушание, говорение, чтение, письмо. Средством работы является текст.
В имитационных обучающих моделях учебные задания предполагают выход студента за рамки знаковой информации, соотнесение ее с будущей профессиональной деятельностью, осмысление знаний, которое происходит тогда, когда студент включает себя в ситуацию решения каких-то профессиональных задач. В этом случае единицей работы оказывается предметное действие, на основе которого достигается практически полезный эффект. Средством работы будет - контекст
Единицей деятельности студента становятся поступки, через которые студент осваивает профессию как часть культуры, осмысливает свое отношение к труду, обществу, самому себе. Метод контекстного обучения включает два слагаемых: предметное содержание, которое обеспечивает профессиональную компетентность специалиста, и социальное, обеспечивающее способность работать в коллективе, быть гражданином. Предметное содержание называем базовым, а социальное - фоновым. К фоновому относят содержание этики, экологии, истории культуры и т.д., все, что формирует мировоззренческие и социальные качества специалиста.
Кросс-технологии ситуационного центра.
Кросс-технологии ситуационного центра (СЦ) (В.А. Филимонов) относится к средствам коллективной проектной работы.
Первым важным фактором технологий СЦ является возможность последовательно отображать результаты уже выполненных этапов работы, уточнять процесс принятия решений; вторым является возможность отображать различные варианты или сценарии решения проблемы. Проектная группа предоставляет свои варианты решения, а затем обсуждается и сравнивается. Третий фактор- реализация дополнительных возможностей в деловых играх,
Технологию составляют 3 блока из трёх компонентов каждый, причём все компоненты блока ориентированы на соответствующую центральную часть, и изучение компонентов производится параллельно. Первый- системный анализ, рефлексивный анализ, эвристика; второй- проектирование, экспертиза, презентация; третий- три вида функциональных места сервисной команды: Планшетист отвечает за организацию информационного потока на полиэкранах, поиск информации, работу в сети, а также за создание прототипов моделей в реальном времени коллективного исследования. Методолог анализирует информацию на предмет соответствия (несоответствия) стандартам, фиксирует противоречия в определениях и высказываниях, помогает «наводить мосты» при обсуждении комплексных многодисциплинарных задач узкими специалистами. Игротехник обеспечивает психологическую поддержку коллективной работы. Необходимое количество функциональных мест определяется задачей, наличным оборудованием и размерами группы клиентов. Функции координатора являются «ноу-хау» технологии и описываются отдель-но.
Под проектированием понимается создание продукта мышления, перенос его из действительности мышления в окружающую реальность и со-провождение (пилотирование) до стадии завершения включительно.
Социальная психология, педагогическая психология, управление накопили достаточное количество групповых решений проблем, поэтому обобщим ключевые особенности (признаки) технологии СЦ .
1.Сопровождение работы проектной группы особой сервисной командой (минимум: планшетист, методолог, игротехник), которые осуществляют работу с образами разного типа (соответственно: полисенсорное представление информации, отражение и сопоставление процесса решения задач, обеспечение групповой динамики)
2.Режим работы «здесь и сейчас», он-лайн, использование архивов (память)
3.Использование специальных рефлексивных процессов 4.Мультидисциплинарность и слабая структурированность решаемых проблем
5.Использование интеллектуальных компьютерных систем анализа и синтеза, промежуточных технологий, прототипирования для достижения адекватности решения задачам и ресурсам.
Сервисная команда осуществляет постоянную обратную связь (ОС): планшетист отображает обсуждаемые данные визуально, методолог отражает стратегию решений; игротехник косвенными методами дает ОС в области групповой динамики. Использование рефлексивных процессов и прототипирование также являются косвенной ОС.
Таким образом, ОС является социально-психологическим «стержнем», основой доверия в проектной группе.
Выступая регулятором социально-психологических механизмов в проектной группе и сервисной команде, фактором межличностных отношений и рефлексии, качественное управление обратной связью обеспечивает решение проблем с помощью кросс-технологий СЦ в том числе и учебно-профессиональных проблем, которые необходимо решать при обучении современных студентов в вузе.
- I. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ
ЧАСТИ КУРСА (18 ч.)
«Теоретическая психология»
Тема 1. Современная психология как постнеклассическая наука (6 ч).
Интеграция психологии как науки (А.В. Юревич). Особенности междисциплинарных исследований в психологии (А.Л. Журавлев). Решение комплексных проблем в неклассической парадигме (А.Н. Поддъяков) Образ мира как объект психологического исследования (С.Д. Смирнов)
Тема 2. Общие методологические основания психологии. (4 часа) Предмет теоретической психологии. Теоретическая психология и эмпирическое знание. Категориальная система психологии. Научная деятельность в системе трех координат. Школа как направление в науке. Личность ученого. Индивидуальный когнитивный стиль.
Тема 3. Многоуровневая категориальная система психологии (4 часа).
Категория потребности, исторический путь ее понимания и изучения. Категория образа. Сенсорное и умственное. Первичные и вторичные качества. Образ и ассоциация. Понятия как имена. Умственный образ и слово. Образ и информация. Категория действия. Общее понятие о действии. От сенсомоторного действия к интеллектуальному. Категория мотива. Локализация мотива. Категория отношения. Многообразие типов отношений. Отношение как базисная категория. Категория переживания. Переживание и развитие личности.
Тема 4. Метапсихологический уровень (4 часа).
Категория деятельности. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание. Категория личности. Л.С. Выготский о личности. История становления понятия «личность» в психологии. Методология психологии личности.
Структура и содержание практической части курса
«Теоретическая психология» (18 час.)
Тема 1. Подготовка, обоснование актуализация, проблематизация диссертации. Основные подходы к исследованию и их изложение теоретической части диссертационного исследования. Базовые метафоры научных теорий (В.Ф. Петренко). Варианты метафор собственных теоретических конструктов. Дискуссия. (2 часа)
Тема 2. Основные компоненты диссертационного исследования. Логика изложения исследования. Варианты компоновки структурных компонентов работы. Цель, объект, предмет исследования, гипотеза исследования. Метод проектов (4 часа)
Тема 3. Качественные характеристики научного исследования. Основной перечень компонентов научного исследования: научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования. Формулировки, сходство и различия качественных характеристик исследования. Обоснование образа теоретического конструкта диссертационного исследования. Дискуссия. (4 часа).
Тема 4. Теоретический обзор: обработка информации из многих источников. Представление выводов в определенной логике, в компактной форме. Результаты работы исследователей проблемы: анализ, критика, реорганизация, синтез. Кросс-технологии ситуационного центра (4 час.)
Тема 5. Презентация теоретических обзоров исследования.
Выступления с презентацией плана исследования и позиционированием основных компонентов статьи обзорного характера по теме магистерской диссертации студентами магистратуры. Синтез вопросов по поводу выступлений. Дискуссия (4 час.).
Учебно-методическое обеспечение
самостоятельной работы обучающихся
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Теоретическая психология» представлено в Приложении 1 и включает в себя:
- план-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине, в том числе примерные нормы времени на выполнение по каждому заданию;
- характеристика заданий для самостоятельной работы обучающихся и рекомендации по их выполнению;
- контрольные вопросы и экзаменационные билеты
- критерии оценки выполнения самостоятельной работы.
Контроль достижения целей курса
№ п/п |
Контролируемые разделы / темы дисциплины |
Коды и этапы формирования компетенций |
Оценочные средства |
||||
текущий контроль |
промежуточная аттестация |
||||||
|
Модуль 1. Теоретическая часть курса |
||||||
1 |
Тема 1. Современная психология как постнеклассическая наука |
ОК-1, ОК-2 |
знает, умеет, владеет |
ПР-1
|
Ответы на контрольные вопросы (1-3)
|
||
2 |
Тема 2. Общие методологические основания психологии |
ОК-1, ОК-2, ОК-5 |
знает, умеет, владеет |
||||
3 |
Тема 3. Качественные характеристики научного исследования: |
ОК-1, ОК-2, ОК-5 |
знает, умеет, |
ПР-2
|
Ответы на контрольные вопросы (4-6) |
||
4 |
Теоретический обзор: обработка информации из многих источников |
ОК-1, ОК-2, ОК-5, ОК-7 |
Знает, умеет |
||||
|
Модуль 2. Практическая часть курса |
||||||
4 |
Тема 1. Подготовка, обоснование актуализация, проблематизация диссертации.
|
ОК-1, ОК-2 |
Знает, умеет, владеет |
ПР-3 |
Ответы на контрольные вопросы (7-9) |
||
5 |
Тема 2. Основные компоненты диссертационного исследования.
|
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7 |
Знает, умеет, владеет |
ПР-4
|
|||
6 |
Тема 3. Качественные характеристики научного исследования |
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7 |
Знает, умеет, владеет |
Ответы на контрольные вопросы (10-18) |
|||
7 |
Тема 4. Теоретический обзор: обработка информации из многих источников |
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7 |
Знает, умеет, владеет |
ПР-5 |
|||
8 |
Тема 5 Презентация теоретических обзоров исследования. |
ОК-1, ОК-2, ОК-3, ОК-5, ОК-7 |
Знает, умеет, владеет |
||||
Результаты освоения дисциплины определяются в ходе экзамена или выполнения альтернативного вида продуктивной деятельности.
Типовые контрольные задания, методические материалы, определяющие критерии оценивания знаний, умений и навыков и (или) опыта деятельности, и характеризующие этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы представлены в Приложении 1 и 2.
Список учебной литературы и информационно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература:
1.Интуиция. Философские концепции и научное исследование / А. С. Кармин ; [отв. ред. : В. М. Аллахвердов, Г. Г. Бернацкий].Санкт-Петербург : Наука, 2011. 901 с. (1 экз.)
2.Петровский А.В. Ярошевский М.Г. Теоретическая психология М.: Издательский центр «Академия», 2003.- 496с. (3экз.)
3.Петровский В.А. Человек над ситуацией.- М.: Смысл, 2010.-559с.
4.Современные исследования интеллекта и творчества / под редакцией А.Л. журавлева, Д.В. Ушакова, М.А. Холодной М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2015. – 600 с. (эл .экз.)
5.Петренко В. Ф. Базовые метафоры психологических теорий // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2013. - №1 - с. 4-23 (в открытом доступе)
6.Творчество : от биологических оснований к социальным и культурным феноменам / [В. М. Аллахвердов, С. С. Белова, Н. П. Бехтерева и др.] ; под общ. ред. Д. В. Ушакова ; Российская академия наук, Институт психологии.Москва : Изд-во Института психологии РАН , 2011.- 735 с.. (1 экз.)
7.Юревич А.В. Психология и методология. М.: Изд-во ИП РАН, 2011.- 224 с. (3 экз.)
8.Юревич А.В. Современное российское общество с позиций психологических теорий справедливости //Вопросы психологии: 2014. - № 6.- С. 14-25
Дополнительная литература:
1.Гусельцова М.С. Эволюция психологического знания в смене типов научной рациональности.- М.: Акрополь, 2013.-366с.
2.Лепский В.Е. Рефлексивно-активные среды инновационного развития. М.: Изд-во «Когито-Центр», 2010.- 255с.
3.Степин В.С. Теоретическое знание. Структура и историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция. 2000. (Второе издание- 2003 г.).-393с.
4.Улановский А.М. Феноменологическая психология: качественные исслдования и работа с переживанием.- М.: Смысл, 2012с.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»:
1. Национальный цифровой ресурс «РУКОНТ» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rucont.ru/ Центральный коллектор библиотек «Бибком». – М.: ООО «Агентство «Книга-Сервис», 2011.
2. ЭБС znanium.com [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.znanium.com/ Научно-издательский центр «Инфра-М». – М.: ООО «Инфра-М», 2011.
3. Электронная библиотека BOOK.ru [Электронный ресурс]/ ЭБС BOOK.ru. Режим доступа: http://www.book.ru/ М.: Компания «КноРус», 2010.
4. Междисциплинарная база данных ProQuest Research Library [Электронный ресурс]/ ProQuest. Режим доступа: http://proquest.com/ USA: ProQuest LLC., 2007
5. ИНТЕГРУМ™Профи [Электронный ресурс]/База данных ИНТЕГРУМ. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/ М.: «Интегрум-Техно», 2007.
6. ЭБС «Университетская библиотека online» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/ М.: Издательство «Директ-Медиа», 2001.
7. Электронная библиотечная система eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://aclient.integrum.ru/ М.: ООО «РУНЭБ», 2000.
8. Справочно-библиографическая система EBSCOhost [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://web.ebscohost.com/ USA: EBSCO Industries, Inc., 2000
9. Электронная библиотека диссертаций [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://diss.rsl.ru/ М.: Российская государственная библиотека, 1997.
10. Электронные ресурсы Универсальных баз данных East View [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dlib.eastview.com/ USA: East View Information Services, Inc.,1989.
Перечень информационных технологий
и программного обеспечения
При осуществлении образовательного процесса студентами и профессорско-преподавательским составом используется следующее программное обеспечение: Microsoft Office (Access, Excel, PowerPoint, Word и т. д), Open Office, Skype, Вебинар (Мирополис), программное обеспечение электронного ресурса сайта ДВФУ, включая ЭБС ДВФУ.
Приложение 1
План-график выполнения самостоятельной работы по дисциплине
№ п/п |
Дата/сроки выполнения |
Вид самостоятельной работы |
Примерные нормы времени на выполнение (час) |
Форма контроля |
1 |
3 неделя |
Подготовка к практическим занятиям, чтение литературы |
10 |
собеседование по теме |
2 |
6 неделя |
Подготовка к практическим занятиям, Подготовка библиографического списка к теме исследования |
10 |
собеседование по теме, контрольная, проверка библиографического списка преподавателем |
3 |
9 неделя |
Составление плана- проспекта теоретической части исследования. Описание основных компонентов исследования.
|
10 |
Собеседование, проверка преподавателем плана-проспекта теоретической части исследования, |
4 |
11-18 недели |
Составление презентации исследования, подготовка выступления.
|
15 |
Презентация исследования перед группой. Ответы на вопросы |
Характеристика заданий для самостоятельной работы обучающихся и методические рекомендации по их выполнени
Предусмотрено аудиторное и самостоятельное изучение дисциплины «Теоретическая психология». В качестве контроля усвоения знаний предусмотрены индивидуальные и групповые собеседования, презентация и дискуссии по результатам теоретического анализа исследуемой проблемы. Студенты магистратуры выполняют рекомендации относительно синтеза вопросов разного типа с учетом их характеристик: 1) семантики, 2) функций, 3) структуры, 4) отношения к обсуждаемой теме.
Практические работы (ПР) для текущего контроля:
ПР-1 Написание реферата, отражающего анализ студентом взглядов авторов, указанных в Теме1.
ПР-2 Написание эссе на тему «Теоретическая психология и эмпирическое знание».
ПР-3 Составление граф-схемы по теме «Структура моего исследования».
ПР-4 Составление терминологического словаря исследования.
ПР-5 Составление аннотации исследования.
Контрольные вопросы
1.Дать определение психологии, как постнеклассической науки.
2.Описать различия теоретической психологии и эмпирического знания.
3.Каковы три главные координаты научной деятельности.
4.Описать основные категории психологии.
5. Дать определение методологии исследования и привести примеры методологических оснований определенного исследования.
6.Привести примеры теорий психологии, их использования в исследовании.
7.Описать категорию деятельности в психологии.
8. Описать категорию образа в психологии.
9.История становления понятия «личность» в психологии. Методология психологии личности.
10.Описать структуру введения к исследованию.
11.Описать взаимосвязь объекта и предмета исследования. Привести примеры.
12.Описать цель исследования. Привести примеры.
13.Что такое гипотеза исследования и привести примеры.
14.Описать на примерах формулировку задач исследования в соответствии с его целью.
15.Что такое метафора научной теории, привести пример метафоры научной теории.
16.Привести пример научной новизны исследования.
17.Привести пример теоретической значимости исследования, определить различия, в том числе терминологические, между научной новизной и теоретической значимостью.
18.Описать структуру теоретического обзора, его основные задачи.
БИЛЕТЫ К ЭКЗАМЕНУ
Билет 1
1.1.Дать определение психологии, как постнеклассической науки
1.2.Описать структуру введения к исследованию
Билет 2
2.1.Описать различия теоретической психологии и эмпирического знания
2.2.Описать взаимосвязь объекта и предмета исследования. Привести примеры
Билет 3
3.1.Каковы три главные координаты научной деятельности
3.2. Описать цель исследования. Привести примеры.
Билет 4
4.1.Описать основные категории психологии
4.2.Что такое гипотеза исследования и привести примеры.
Билет 5
5. 1.Дать определение методологии исследования и привести примеры методологических оснований определенного исследования.
5.2.Описать на примерах формулировку задач исследования в соответствии с его целью
Билет 6
6.1.Привести примеры теорий психологии, их использования в исследовании
6.2.Что такое метафора научной теории, привести пример метафоры научной теории
Билет 7
7.1.Описать категорию деятельности в психологии
7.2. Привести пример научной новизны исследования.
Билет 8
8.1. История становления понятия «личность» в психологии. Методология психологии личности
8.2. Привести пример теоретической значимости исследования, определить различия, в том числе терминологические, между научной новизной и теоретической значимостью исследования.
Билет 9
9.1.Описать категорию образа в психологии.
9.2. Описать структуру теоретического обзора, его основные задачи.
В качестве альтернативной формы итоговой аттестации студентов магистратуры по дисциплине «Теоретическая психология» предусмотрено написание и публикация статьи обзорного характера по теме исследования. Качество статьи должно соответствовать требованиям к статье, опубликованной в издании соответствующем требованиям Российского Индекса научного цитирования (РИНЦ).
Предварительно результаты теоретического анализа презентуются учебной группе в виде выступления с последующими ответсми на вопросы слушателей.
|
Приложение 2 |
Критерии выставления оценки студенту на экзамене
по дисциплине «Теоретические и методические основы СПТ»:
Баллы (рейтинговой оценки) |
Оценка экзамена (стандартная) |
Требования к сформированным компетенциям
|
100-85 баллов |
«отлично» |
Оценка «отлично» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал, владеет поиском, анализом, обобщением научной информации по теме исследования. Способен формулировать актуальность, проблему, цель, задачи исследования, методы их достижения. Умеет составлять библиографический список. |
85-76 баллов |
«хорошо» |
Оценка «хорошо» выставляется студенту, если он знает материал, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей. Владеет поиском, анализом научной информации по теме исследования. Умеет обосновывать и описывать основные компоненты исследования. Умеет составлять библиографический список. |
75-61 балл |
«удовлетворительно» |
Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, если он имеет знания основного материала, допускает неточности, владеет элементами поиска, анализа научной информации по теме исследования. Умеет обосновывать некоторые компоненты исследования. |
60-50 баллов |
«неудовлетворительно» |
Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, не владеет элементами поиска, анализа научной информации по теме исследования. Не умеет обосновывать компоненты исследования. Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставится студентам, которые не могут продолжить обучение без дополнительных занятий по соответствующей дисциплине. |