Полный текст статьи
Печать

Введение. Важной составной частью государственной социально-экономической политики России является инновационная политика, определяющая цели инновационной стратегии и механизмы поддержки приоритетных инновационных программ и проектов.

Для опережающего становления новейшего технологического уклада, необходимо создавать условия включающие:

  • · государственную поддержку фундаментальных и прикладных исследований в сфере инноваций;
  • · развертывание инновационной инфраструктуры;
  • · подготовку специалистов, научных и педагогических кадров для инновационной деятельности;
  • · формирование национальной инновационной концепции, а также системы охраны, защиты и вовлечения результатов интеллектуальной собственности в сфере инноваций в хозяйственный оборот.

Специфика сложившейся ситуации заключается в том, что в стране имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научно-производственная база и высококвалифицированные кадры. В то же время крайне слаба ориентация этого инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве и других сферах деятельности.

Данная проблема вызывает пристальное внимание со стороны государства. На поддержку инноваций выделяется много ресурсов, поскольку они являются необходимым условием интенсивного развития экономики и общества в целом. Однако при анализе проблем связанных с инновациями, как правило, акцент делается на экономических и организационных факторах. А ведь ни финансовые ресурсы, ни техническое обеспечение,  ни система менеджмента сами по себе не приведут к успехам модернизации экономики без самой главной составляющей – личности, способной эффективно работать в инновационной сфере, обладающей высоким инновационным потенциалом.

Инновационный потенциал профессионала представляет собой характеристику индивидуальных психологических особенностей человека, лежащих в основе успешного выполнения деятельности, направленной на разработку, внедрение и применение новых идей, изделий, технологий и включает в себя несколько компонентов: компонент активности, мотивационный компонент, когнитивный компонент, социальный компонент, компонент отношения к работе, компонент готовность к инновациям.

Актуальность исследования продиктована необходимостью повышения инновационного потенциала (ИП) специалистов профессиональной деятельностью, которых является развитие и внедрение научных разработок фундаментальных и прикладных исследований в производство.

В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности был подписан Указ президента Российской Федерации от 07.07.2011 г. № 899 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации».

В Дальневосточном федеральном университете в Школе естественных наук на 16 направлениях подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики обучаются  840 студентов.

Для повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов приоритетных направлений, важно определить степень выраженности инновационного потенциала студентов. Результаты исследования могут быть использованы при создании программы развития инновационных компетенций для повышения способности к инновационной деятельности и вовлечения перспективных студентов и молодых специалистов в научно-исследовательскую и научно-практическую деятельность.

Цель исследования: оценка инновационного потенциала студентов, обучающихся на приоритетных направлениях обучения Школы естественных наук Дальневосточного федерального университета.

Объектом исследования является инновационный потенциал студентов  приоритетных направлений обучения ШЕН ДВФУ

Предмет - оценка уровня развития компонентовинновационного потенциала студентов  приоритетных направлений обучения ШЕН ДВФУ.

В отечественной психологии начала ХХI в. осуществлено не мало исследований, посвященных психологическим основам инноваций. Время диктует необходимость определения готовности человека к восприятию социальных изменений и участия в инновациях. Проблемами отношения личности к нововведениям в разных теоретических аспектах занимались и занимаются Г. М. Андреева, В. И. Антошок, А. Л. Журавлев, Н. А. Ильина, В. В. Крамник, М. В. Кроз, Н. И. Лапин, А. Н. Лебедев, О. С. Советова, Б. Д. Парыгин, А. И. Пригожин, И. С. Перлаки, В. П. Поздняков, Б. В. Сазонов, А. Л. Свенцицкий, В. С. Толстой, В. А. Хащенко, И. П. Шихирев, С. Р. Яголковский и др.

Способность к инновационной деятельности в последнее десятилетие рассматривается как необходимое условие развития и процветания человека и человечества в целом, а также как необходимый элемент гармоничной личности. При этом с самого начала важно развести несколько значений термина «инновация», используемых на различных уровнях анализа проблемы.

Инновация - это и потенциал общества, и отдельное решение в любой области управления и производства. В этих случаях инновация не несет прямого психологического содержания. Наконец, инновация - это продукт психической активности отдельного человека, Поэтому одно из ведущих направлений в изучении инноваций, на наш взгляд,  – это исследование и развитие инновационного потенциала личности.

В современной психологической литературе встречается целый ряд близких понятий: «инновативность», «инновационная личность», «инновационная готовность»,  «инновационное поведение», «инновационный потенциал личности», «инновационная активность», «инновационное мышление». Для определения категориального аппарата исследования проведем обзор научной литературы и рассмотрим некоторые из них.

Так, инновативность, является переводом с английского слова «innovativeness». Вероятно, грамматически и стилистически более правильный перевод — «склонность к новаторству». Обычно, инновативностью называют личностную черту, связанную с открытостью новому опыту и желанием осваивать что-либо новое [1]/

Понятие «инновационная (новаторская) личность» ввел Эверетт Хаген (1963). Он исходил из предположения, что существуют различные «личностные синдромы», полярность которых отражает типичные признаки, характерные для традиционного общества и общества современного. В первом – это авторитарная личность, во втором – прямо противоположная ей во всех отношениях инновационная. Авторитарная личность формируется в условиях застоя, простого производства, самоподдерживаемого равновесия и способствует упрочению этих условий. Инновационная личность формируется в условиях современного устройства общества и ставит под сомнение существующие жизненные стандарты, нормы, ценности, технические решения и т. д. Инновационную личность отличают любознательность, способность принимать на себя ответственность, творческое начало и стремление к новизне. Фактически под инновационной личностью Э. Хаген понимает совокупность личностных черт (в том числе инновативности), обеспечивающих эффективное и продуктивное функционирование человека в современном, динамично меняющемся обществе[1].

В современных исследованиях по психологии «инноваторами» предлагается называть людей, не только обладающих профессионализмом и эрудицией, но и способных, прежде всего, реализовать свои возможности на практике, «выйти за пределы» существующих рамок и инструкций, быть субъектами инновационной деятельности, демонстрировать высокий уровень инновационной готовности [2; 5; 7; 8; 9].

Зарубежными исследователями инновационность рассматривается в основном, с точки зрения конкретных поведенческих проявлений. Наиболее актуальные концепции, связанны с проявлением инновационности в организации: проактивное поведение (Crant, 2000; Morrison, Phelps, 1999; Parker, Williams, Turner, 2006), под которым понимается проявление сотрудниками инициативы по внедрению новых эффективных решений в рабочие процессы; концепция интрапренерства или внутриорганизационного предпринимательства; инновационное профессиональное поведение (Farr, Ford, 1990). Исследователи выявляют поведенческие акты, действия, которые можно назвать «инновационными» и ведущими к успешному внедрению инноваций. Среди основных факторов выделяются: активность в проявлении личной инициативы, бросание вызова существующему порядку в организации и продвижение своего мнения, несмотря на препятствия.

В отечественных исследованиях особое внимание уделяется психологической готовности реализовывать инновации, заниматься инновационной деятельностью (Т.С. Кабаченко, И.В. Конев, Б.Д. Парыгин), что сближает данный подход с инновационным потенциалом.

Состояние готовности включает следующие компоненты:

а) познавательные (понимание профессиональных задач, оценка их значимости, значение способов решения, представления о вероятных изменениях трудовой обстановки);

б) эмоциональные (чувство профессиональной чести и ответственности, уверенности в успехе, воодушевление);

в) мотивационные (потребность успешно выполнять первые трудовые задачи, интерес к процессу их решения, стремление добиться успеха и показать себя с лучшей стороны);

г) волевые (мобилизация сил, преодоление сомнений).

В большинстве работ «готовность» рассматривают как определенную целостность, целостный механизм, в котором важнейшими являются две характеристики: психологическая готовность и практическая. Наиболее полно психологическая готовность к инновационной деятельности описана Т.С. Кабаченко, которая определяет её как активное психическое состояние, обеспечивающее при своем высоком уровне эффективную включенность субъекта деятельности в инновационные мероприятия.

Итак, можно сказать, что инновационная готовность, как готовность к новым видам деятельности, осуществлению инноваций, представляет собой качество личности, определяющее направленность и характер ее действий, при решении сложных, многофункциональных проблем, связанных с инициацией или включением в инновационную деятельность при наличии благоприятных для этого условий [4].

Категория инновационного поведения является, одной из наиболее разработанных тем в инноватике. Различные подходы к определению данного понятия рассматриваются в работах отечественных и зарубежных исследователей В.И. Балабановой, О.В. Кобяк, Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской, Н.Ю. Молостовой, В.Е. Клочко, Э.В. Галажинского, Е.Г. Павловой, Т.А. Ваулиной, И.О. Логиновой, В. Веста, Дж. Фарра, Ф. Йуана и Р. Вудмэна, O. Янсена, С. Скотта, А. Бруса и др.

В монографии В. Е. Клочко и Э. В. Галажинского «Психология инновационного поведения» [8] проблема инновационного поведения разрабатывается авторами в рамках системной антропологической психологии и связано с определением человека как целостной открытой саморазвивающейся системы. «Проблема инновационного поведения…напрямую связана с саморазвитием человека, с самореализацией как формой, в которой выступает саморазвитие для самого человека и тех, кто пытается его исследовать» [8, с. 18]. В монографии указываются признаки инновационного поведения, такие его характеристики, как: творческость, открытость, сверхадаптивность, сверхнормативность, нешаблонность, гибкость, нестереотипность и т.д. Ученые описывают мыслительные эксперименты, в ходе которых появляется «точка, в которой возможности человека становятся потенциями, т.е. обретают силу на свое осуществление. Для человека эта точка может стать точкой бифуркации. Поведение или сохранит свой нормативный характер, или станет сверхнормативным, творческим, свободным. Вот эти смыслы «второго рода», побуждающие человека к творческой деятельности, к самореализации своих возможностей, своих потенций были названы мотивообразующими смыслами. Можно полагать, что в основе возникновения всех актов инновационного поведения лежат мотивообразующие смыслы» [8, с. 138], а также, эмоционально-установочные комплексы, «качество которых определяет поведение человека в условиях открывающегося перед ним пространства свободного движения» [8, с. 146].

«Инновационное поведение — поведение, которое осуществляется путем выхода за пределы сложившихся установок и поведенческих стереотипов и инициируется не системой периодически актуализируемых (воспроизводимых) потребностей, но возникает инициативно в тех точках жизненного пространства человека, в которых сходятся между собой как минимум три фактора:

– возможности человека, представленные его личностным, духовным, творческим, интеллектуальным и т.д. потенциалом;

– среда, отвечающая этим возможностям, т.е. размеченное ценностно-смысловыми «маркерами» пространство, в котором возможна самореализация;

– готовность человека реализовать свои возможности «здесь и теперь».

В феноменах инновационного поведения проявляет себя особая, только человеку присущая форма перехода возможности в действительность, т.е. заявляет о себе процесс саморазвития человека [8, с. 230–31].

Одно из ведущих направлений в изучении инноваций – это исследование и развитие инновационного потенциала личности. В понятии «потенциал» заложены возможности расширения границ традиционного предмета психологического изучения от исследования того, каков человек есть, к изучению того, каким он может стать; переориентация с традиционной для психологии сосредоточенности на психической уязвимости на способность человека преодолевать воздействие неблагоприятных факторов; акцентирование внимания на том, что личностные качества развиваются и проявляются в динамическом взаимодействии человека и его социокультурного окружения [14].

Философскими предпосылками изучения потенциала в современной отечественной психологии являются исследования в области соотношения потенциального и актуального, проводившиеся в рамках научной школы С. Л. Рубинштейна. Наиболее часто

обращаются к понятию «потенциал» отечественные психологи, изучающие способности. Активно используют данное понятие В. Г. Асеев при исследовании мотивации, И. А. Джидарьян при изучении потребностей. Л. Д. Кудряшовой разработаны методики измерения нереализованного нравственного потенциала, интеллектуального потенциала, социального потенциала, понимаемых как способности.

В зарубежной психологии понятие «потенциал» активно используется при изучении мотивации личности, в частности динамических характеристик мотива, тесно связанных с энергетикой его воздействия. Так, известны «поведенческий потенциал» (теория социального научения Дж. Роттера); «потенциал активации» (или «потенциал побуждения») Д. Е. Берлайна; «потенциал реакции» К. Л. Халла. В социальной теории поля К. Левина с помощью понятия «потенция» описывается психологическая сила, действующая на субъекта по направлению к целевой области.

Теоретико-методологической основой исследования инновационного потенциала личности является системно-динамический подход к анализу жизни личности (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Анциферова); анализ представлений о человеке как субъекте собственной жизнедеятельности (Д. Н. Узнадзе, А. В. Брушлинский др.); акмеологический подход к построению модели инновационной деятельности (А. Н. Рыбников, Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач и др.).

В рамках анализа понятия «потенциал» было определено, что потенциал представляет собой степень возможного проявления какого-либо действия, какой-либо функции. По отношению к человеку потенциал отражает ресурсную часть (возможности) и степень готовности человека реализовать эти возможности.

Анализ исследований инновационного потенциала (Карпова Ю.А., Краснорядцева О.М., Клочко В.Е. и Галажинский Э.В.) показал, что инновационный потенциал личности представляется как общая характеристика, позволяющая преодолевать человеку жизненные трудности, развиваться и добиваться успеха в различных сферах жизни, что сближает его с личностным потенциалом (Д.А. Леонтьев) [8; 10; 11]. В целом, инновационный потенциал личности включает в себя широкий набор личностных ресурсов и может проявляться во всем спектре жизненных ситуаций, требующих от человека преодоления трудностей, принятия решения и т.д.

В исследовании А.В. Власенко инновационный потенциал определяется как психологическое образование, которое формируется в течение жизни и проявляется на разных уровнях взаимодействия человека с миром (природном, социальном, культурном и интерсубъектном) [2]. Предполагается, что функциональная структура и относительная важность различных компонентов инновационного потенциала меняется с возрастом. Важная особенность инновационного потенциала заключается в том, что с одной стороны, инновационный потенциал - это свойства или возможности личности, которые могут осуществиться и стать реальностью только при определенных условиях. С другой стороны, инновационный потенциал как результат развития является сложным системным образованием, включающим в себя новые движущие силы дальнейшего развития личности [2].

В целом инновационный потенциал личности рассматривается достаточно широко - в контексте смысложизненных и ценностных ориентации личности, на примере переживаний нового опыта и проблемных ситуаций на разных уровнях взаимодействия человека с миром [10, с. 593].

Модель инновационного потенциала профессионала [9] включает в себя: компонент активности – общую жизненную позицию, связанную с субъектным подходом к жизни, внутренней энергией,  инициативностью; мотивационный компонент, характеризующий внутреннее стремление к новому, неизвестному, к изменениям; когнитивный компонент, связанный со способностью к нестандартному мышлению; социальный компонент, характеризующий отношение профессионала к окружающим, его независимую позицию; компонент отношения к работе, связанный с гибкостью подхода к рабочим задачам,  и компонент готовности к инновациям, являющийся своего рода «переключателем» потенциального в актуальное.

Поскольку понятие «инновационный потенциал личности» является широким и охватывающим все сферы жизни и деятельности, он полностью отвечает цели нашего исследования. При определении общего уровня и отдельных компонентов инновационного потенциала (ИПП) студента приоритетного направления обучения мы предполагаем использовать Многокомпонентный опросник инновационного потенциала [16, 17] разработанный и  апробированный в лаборатории психодиагностики Южно-Уральского государственного университета.