Полный текст статьи
Печать

Вся история развития человечества  неразрывно связана с историей приручения и использования животных. Со многими видами млекопитающих эти связи прошли путь от пищевых отношений к служению и сотрудничеству. Необходимость решения более сложных задач выводят взаимоотношения с животными на новый уровень, который можно назвать - совместной деятельностью. Вслед за первыми одомашненными животными: лошадью и собакой, такой путь проходят морские млекопитающие. Начиная с середины 60-х годов прошлого столетия, наблюдается повышенный интерес к этим животным. Толчком к этому стали сенсационные публикации о существовании у дельфинов способностей к активной эхолокации  и отсутствии у них антропофобии [1]. Употребление в пищу мяса дельфинов и других видов зубатых китов все больше заменяется использование животных для других целей: в рекреации;  для демонстрации в  цирковых программах; при  решении военных и научных задач; для обнаружения и поиска технических объектов; а так же при  лечении ряда заболеваний у детей.

В Европейских странах деятельность, связанная с содержанием морских млекопитающих жестко регламентирована, поэтому основной акцент их использования переносится в Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток и в Россию. В настоящее время в России наблюдается настоящий «бум» использования морских млекопитающих в коммерческих целях. Популярность программ с участием дельфинов окупает расходы на отлов и приобретение, а отставание системы государственного регулирования вопросов связанных с содержанием дельфинов  и китообразных в неволе позволяет экономить на издержках по их содержанию. Только в одном Краснодарском крае открыто шесть частных дельфинариев. В Москве в частном порядке вольеры с дельфинами размещены в четырех публичных местах. Интерес к программам растет. количество дельфинариев увеличивается. Такая ситуация неизбежно приведет к необходимости регламентирования деятельности связанной с использованием животных. В последние годы Россия возобновила военные программы с использованием биотехнических систем с участием морских млекопитающих. Такие программы были созданы в 60-е годы  в Крыму и в Приморском крае. Вопрос о восстановлении подобных программ встает в связи со строительством океанариума на о. Русский.  Видимо  с учетом создавшихся условий  можно говорить о появлении новой для России  профессии – тренер морских млекопитающих (термин «дрессировщик» к морским млекопитающим не применяется, в связи с особенностями животных и системы работы с ними).

Актуальность исследования профессиональной деятельности тренеров морских млекопитающих обусловлена, помимо недостаточности психологических знаний об этой профессии, практической необходимостью. В настоящее время подбор и обучение тренеров опирается на житейский опыт и здравый смысл руководства, а иногда и отдается на волю случая. В стране нет профессиональной подготовки тренеров, нет профессионального стандарта, не выделены профессиональные компетенции, не разработана система обучения.

При расширении круга задач тренерского состава встанет острая необходимость осуществлять подбор кадров и их обучение на более высоком профессиональном уровне. Необходимо найти, ресурс успешной деятельности тренера - «профессионально важный компонент работы», и выявить факторы эффективной коммуникации тренера с морским млекопитающим. При этом необходимо помнить, что деятельность тренера сопряжена с постоянным риском. Риск связан не только с возможной агрессивностью животных (так например белухи – основные животные океанариума, вообще не проявляют  преднамеренной агрессии по отношению к человеку, чего нельзя сказать о моржах, сивучах  и афалинах), но и с возможностью заражения заболеваниями при близком контакте с млекопитающими, постоянным нахождением тренера в воде, выполнением специфических трюков (прыжков, нырков) и др.

В настоящее время профессиональное становление тренера океанариума на о. Русский происходит непосредственно, в ходе самой профессиональной деятельности основанной на способности выстроить межвидовую коммуникацию с подопечным зверем. Именно эффективное межвидовое взаимодействие, понимание животного, осознание его субъектности делает тренера успешным или даже талантливым. До тех пор пока тренер не станет активным актором межвидовой коммуникации он останется демонстратором, т.е. человеком который  показывает умение животного решать задачи, которым он обучился в ходе взаимодействия с другим, более опытным тренером.

Для определения факторов влияющих на характер взаимоотношений человека с животным и построения модели эффективной межвидовой коммуникации, необходимо: проделать первичную работу по сбору уже освоенного наукой материала; найти научные работы по схожей тематике и попытаться переложить сделанные исследователями выводы на слабо изученную межвидовую группу - тренеров морских млекопитающих и их подопечных животных (китообразных и ластоногих).

Оказалось, что несмотря на явный интерес ученых, общественных организаций, представителей шоу-бизнеса и широкой общественности в целом к морским млекопитающим, животные этой группы остаются одними из наименее иследованных. В первую очередь это связано с недоступностью многих видов. Так изучение животных в естественной среде может осуществляться только методом фотофиксации и с помощью наблюдения.

Большая часть исследований проведена в условиях вольерного содержания животных на нескольких военных базах: в Севастополе [2], Мурманске и в Приморском крае. Только в период перестройки появилась возможность и потребность использовать накопленный опыт работы с мормлеками для целей народного хозяйства, в образовании и просвещении. Основным источником информации в области практической работы с морскими млекопитающими является вышедшая в 1997 году книга Журида Б.А., Верижниковой С.А. «Мы понимаем друг друга» [3]. Работа, по своей сути, является учебником, на котором строится вся работа тренера. В книге показывается история взаимоотношений человека  с ластоногими и китообразными; рассказывается о правилах содержания, поведении морских млекопитающих; даются конкретные рекомендации, на которых основывается тренерская работа. В то же время, работа носит чисто прикладной характер и не ставит своей целью теоретизировать межвидовую коммуникацию. По этой причине нами была сделана попытка проанализировать российские и зарубежные источники, касающиеся данного вопроса.

Все просмотренные работы для удобства их осмысления и применения были разделены на две большие группы: естественно-научные и гуманитарные. Первую, самую многочисленную группу составляют труды биологов и физиологов, основанные на традиционном естественно научном подходе. Большая часть работ посвящена описанию уникальных свойств морских млекопитающих: способностям к общению; физиологическим особенностям мозга [4], эхолокации; однополушарному сну дельфинов [5] и особенностям сна ластоногих [6], совершенной, не имеющей себе равных в скорости обработки звуков системы ориентации [7]. Результаты этих работ имеют важное значение для физиологии, гидроакустики, ветеринарии и этологии.  Все это необходимо знать и тренеру, работающему с животным для понимания природы зверя и его индивидуальности. К таким исследованиям относится работа Надолишней А.П., в которой, изучается рассудочная деятельность и способность черноморских дельфинов к обобщению. В результате серии проведенных экспериментов автору удалось выявить соотношение интеллектуальных способностей человека и животного и получить новые данные о способности дельфинов к поиску и обозначению двух одинаковых предметов, а также показать способность животных к пониманию «одинаковости» предметов [8].

Во вторую группу работ естественно-научного направления отнесены исследования этологического содержания. Уникальность поведения китообразных привлекает внимание ученых, которые ставят себе задачи найти объяснение поведенческим особенностям животных. Иногда это связано с необходимостью решения конкретной прикладной задачи. Так, например, исследованию Тарасян К. К.  «Экология и поведение касатки Авачинского залива» предшествовала проблема, связанная с применением касатками  ранее неизвестного способа добычи рыба – воровства до 90% улова из тралов рыболовецких судов [9].  Важной задачей, требующей научного обоснования, является охрана морских животных из-за с сокращения  их численности по причине отлова на научные и культурно – просветительские цели, а также из-за загрязнения мест их обитания.

Для целей нашего исследования важными являются работы касающиеся поведения других видов животных. Многие работы, как российских, так и зарубежных авторов в этой области  продолжают традиционный подход сравнительной психологии. В рамках данной концепции выполнена теоретическая работа D. Piggins, J.C. Phillips «Осознавание домашних животных.  Понятия и определения» [10].   В работе говорится что животные, как правило, имеют тот уровень осознанности, который необходим для удовлетворения их потребностей. Авторы делают важный для нас вывод о том, что в условиях более изменчивой среды животные будут демонстрировать большую разумность, нежели в гомогенных, стабильных условиях. Из этого вытекает предположение о необходимости предоставления животным возможности решать разнообразные задачи. Важно помнить об ответственности человека за развитие умственных способностей животного, если он принял решение об изъятии дикого зверя из естественной среды его обитания.

Российские исследования взаимодействия человека с животными в основном связаны с медициной и ветеринарией и касаются передачи болезней и их лечением. Они находится на описательной стадии изучения животного, как объекта, только описывая его свойства, в то время как практика выводит человека на новый уровень взаимодействия со зверем, где он выступает как субъект коммуникации.

В группе гуманитарных исследований мы выделили несколько направлений. Одно из них -  касается процесса одомашнивания и фенотипических изменений связанных с ним. В этом процессе выделяется роль человека как буфера между животным и окружающей его средой [11]. Статья «Поведенческая развитие животных прошедших одомашнивание» показывает возможности обратного процесса - возвращения животных прошедших одомашнивание в природную среду. В работе автор прогнозирует последствия  и показывает, как должно строится взаимодействие с человеком в случае необходимости возвращения животного в природу.

Культурологический характер носит работа Трубицыной Л.В. Автор рассматривает партнерские отношения человека с другими видами живой природы; делает вывод о том, что сотрудничество между животным и человеком было всегда взаимовыгодным и поднимает вопрос «является ли культура вообще только человеческой?» [12].

Другую, немаловажную для нас группу исследований мы назвали социально - психологической, т.к. в нее отнесены труды, связанные с конкретным актом взаимоотношений индивидов мира людей и представителей животного сообщества, а не всего человечества в целом.

Фундаментальной работой в области изучения уникальных способностей дельфинов в контексте взаимодействия с человеком стал труд сотрудника Севастопольского океанариума Л.Н. Лукиной «Дельфинотерапия, как система психофизический реабилитации людей»[13]. Хотя главной идее работы является анализ оздоровительного воздействия дельфинов – афалин на человека, она, на наш взгляд, имеет важное значение для построения эффективной системы взаимодействия с этим видом морских млекопитающих. В труде обобщен многолетний опыт исцеления посредством уникальных способностей дельфинов, которые проявляются в результате контактов с животным в воде. Эта работа - единственный научный труд в России, где описан предполагаемый механизм воздействия и приведены конкретные результаты позволяющие говорить о дельфинотерапии, как о метода лечения.

В мире уже накоплен немалый опыт исследования межвидовых отношений человека с животными. В англоязычной научной литературе тип таких отношений уже введен в терминологию как human–horse relationship, human–dogse  relationship и т.п. Работы в данной области  направленны, прежде всего, на решение конкретных практических задач. Так увеличение использования лошадей, в домашних хозяйствах привело к повышению травматизма, который, по большей части, связан с низкой  осведомленностью людей относительно особенностей животного. В работе об отношениях человека и лошади авторы выделяют факторы, влияющие на эффективность коммуникации, применяя системный подход. Они рассматривают  отдельно человека в качестве элемента системы межвидовых отношений и животное как второй элемент этих отношений, выделяя особенности физиологии и генетики животного [14]. В работе доказывается, что страх перед человеком, или напротив его отсутствие является наследуемым признаком. Применяя подобный подход к изучению отношений тренера с морским млекопитающим, мы можем говорить о человеке, как о ведущем в межвидовых отношениях, т.к. рождение в неволе морских млекопитающих, явление редкое, а по единичным случаям нельзя сделать вывод о врожденной человеко-фобии или напротив врожденном человеколюбии. В то же время, факторы успешных межвидовых отношений, выделенные авторами, вполне могут учитываться при анализе отношении тренера с морским млекопитающим.

Человек вступает во взаимодействие с животными везде, где он с ними встречается: с домашними животными, на ферме, в зоопарке, в лаборатории.  Если такие контакты повторяются то, это может привести к долгосрочным контактам между ними. Джефф Hosey (Англия) изучает взаимодействие диких животных с человеком в условиях зоопарка. Цель данного исследования: оценить насколько успешно может быть взаимодействие с дикими животными в неволе и предложить прогностическую  модель коммуникации человека со зверем [15]. Под взаимодействием автор понимает,  последовательность действий одного участника и реакций на эти действия другого. Он утверждает, что взаимодействие может происходить, даже если нет заметной реакции участников. В работе показывается, что именно история взаимодействия участников позволяет делать прогноз относительно дальнейшей положительной или отрицательной коммуникации между человеком и зверем. Исследуя контакты человека с экзотическими животными в условиях зоопарка, автор пришел к выводу, что одним из факторов оказывающих влияние на характер отношений является большое количество людей – посетителей. Эксперименты показали, что животные умеют отделять знакомых людей (смотрителей, биологов) от незнакомых и строить взаимодействия с ними по разному. В условиях дельфинариума знакомыми являются тренера морских млекопитающих. Оказалось, что отношение диких животных к знакомым людям имеет свои особенности. Во – первых животные считают их своими, т.е. членами своей стаи (семьи, группы), а следовательно на них распространяют все законы животного сообщества: агрессия, сексуальные реакции и т.д. Посетителей животное может отнести к чужим, к врагам, т.е. представителям другой стаи. Исследованиями проведенными на двенадцати видах животных было доказано, что разные виды ведут себя по разному, со знакомыми и незнакомыми людьми. В отношении морских млекопитающих эта теория подтверждается множеством примеров, когда мирное животное, без видимой причины проявляло агрессию по отношению к зрителям в дельфинариумах мира. В своих выводах автор показывает на модели, как определив характер отношения животного к знакомым и незнакомым людям перевести отношения из отрицательных в нейтральные, либо из нейтральных в положительные.

Хисамбеев Ш. Р. В своей работе «Проблема формирования экологического сознания и мотивация межвидового взаимодействия»[16] ставит вопрос о мотивах. Его интересует вопрос: «что побуждает человека с одной стороны и животное с другой на поступок, приводящий к взаимосвязи, и какие потребности участники взаимоотношений удовлетворяют, стремясь к взаимодействию друг с другом»? С его точки зрения, межвидовое взаимоотношение является полимотивированным, когда  один из мотивов становится основным, ведущим, а другие – подчиненными, играющими роль дополнительной стимуляции.

Анализ современных исследований межвидовых отношений показал смену научного подхода. Если раньше для анализа отношений между людьми, применялся естественно -научный подход, основанный на дарвинизме, то в последнее время в исследовании межвидовых отношений человека с домашним животным стал применяется  культурно-исторический подход. Так, например, обучение и воспитание собаки в семье видится согласно концепции Л.С. Выгоцкого, так же как  воспитание и обучение ребенка, на основе формирования зоны ближайшего развития. Пока прямая связь между ранним запечатлением человека и характером дальнейших взаимоотношений не доказана, но виден акцент на раннем периоде развития зверя.

Важной вехой в изучении межвидовых отношений в Росси является исследование А.В. Никольской. Ее работа посвящена роли собаки в семье.[17]  Автор подходит к изучению роли собаки, как члена семейной группы. Исследованию предшествовала проблема, связанная с возникновением агрессии и не адекватного поведения «благополучных» собак живущих в городских семьях. Автор обнаружила причины возникновения такого поведения и связала их с социальной ролью животного в семье. Она разработала эко-психологическую модель взаимодействий в межвидовой группе, состоящей из человека и животного, объединенных одной территорией, эмоциональным отношением друг к другу, на основании которого вырабатываются правила поведения в группе. Тренер и его  подопечное животное не семья, и они не  объединены одной территорией, как в ситуации с домашним питомцем. Поэтому правила  межвидовой коммуникации будут зависеть от иных факторов, нежели семейные правила. Однако,  идеи о межвидовой группе несомненно имеют место и в условиях дельфинариума.

Имеющиеся исследования и анализ литературы по сходной тематике касающейся других групп животных дает возможность предположить, что эффективность коммуникации тренера с морским млекопитающим будет зависеть от ряда факторов, среди которых можно выделить те которые касаются животного: первичный опыт взаимодействия животного с человеком, генетические особенности зверя и состояние его здоровья. А так же характеристики тренера: его осведомленность и знания физиологических особенностей животного и что немаловажно субъектное отношение к зверю, что на наш взгляд выражается в предоставлении, вернее в допущении его, «природной», собственной реакции на процесс коммуникации.

Изучение разных подходов к исследованию межвидовых отношений приводит нас к уверенности в необходимости рассматривать отношения между человеком и животным с точки зрения системного подхода, через анализ элементов коммуникации. Первичный, приблизительный взгляд на тренера морских млекопитающих позволил выявить противоречия его личности:

-     Так как тренер работает с морскими млекопитающими, он должен быть физически развит, иметь высокую плавательную подготовку. Частью работы тренера является помощь при осуществлении ветеринарных мероприятий, отлове, когда приходится удерживать огромное, сопротивляющееся животное в воде. Высокая занятость спортом обычно сказывается на учебе спортсменов и определяет их когнитивную направленность.

-     Осуществлять безопасный для животного и человека тренировочный процесс возможно только при условии, что тренер владеет знаниями в области этологии и физиологии млекопитающих. Такие знания приобретаются на биологическом факультете, но студенты – биологи крайне редко являются отменными пловцами и обычно они не достаточно развиты физически, чтобы выполнять поставленные перед тренером задачи.

-     Главный итог тренерской работы, своеобразный критерий ее успешности – публичное выступление – шоу. Тренер должен добиться безупречного выполнения животным всех элементов программы в условиях наполненного людьми зрительного зала. Суть его работы демонстрация уникальных качеств, мощи, красоты, «разумности» зверя. Но в тоже время, сам тренер должен обладать артистическими способностями, свободно двигаться по сцене, играть роль, выполнять цирковые трюки, «держать» внимание публики, уметь работать с залом. Такими качествами обычно не обладают на профессиональные спортсмены, ни студенты – биологи.

-     Работа тренера связана с рутиной и ответственностью. Ежедневно он должен нарезать 2-3 ведра рыбы. Эти качества не всегда присущи лицам с незаурядными артистическими способностями.

-     Кроме того, тренер должен обладать физиологической устойчивостью к особенностям животных и условиям их содержания (неприятный запах, экскременты, непривычный человеческому слуху рев зверя и т.д).

Близко рассмотрев эти парадоксы профессии тренера, мы предполагаем, что связующим звеном в их эффективной профессиональной  деятельности является способность выстроить действительно эффективную коммуникацию с подопечным животным, в основе которой лежит субъектное отношений к зверю.