Невозможно представить себе портрет, выполненный мастерами изобразительного искусства, в котором не было бы образного начала. Но как для уже состоявшегося художника, так и для студента, обучающегося художественной грамоте, перед тем как начать работу над тематическим портретом необходимо выполнить поисковый ряд. Этот этап является увлекательной составной частью процесса создания образа, потому что именно на данном этапе разрабатываются новые идеи, и человек занимается творчеством. Последующие этапы являются доработкой основной концепции. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняются и совершенствуются форма и детали объекта.
Рисующий, определивший для себя концепцию, выбирает выразительные средства и задает технику для более яркого выражения идеи. Нагрузка в формировании таких умений ложится в основном на курс композиции, но и курс рисунка играет очень существенную роль: задания по рисунку должны быть направлены на понимание и практическое применение таких категорий, как динамика и статика, ритм, симметрия и асимметрия, контраст и нюанс, целостность, завершенность, экспрессия. Все это непосредственно связано с выразительностью рисунка, которая напрямую зависит от композиционного решения рисунка, конструктивного анализа формы, светотени и грамотного применения изобразительных материалов. Р. Арнхейм подчеркивает, что выразительность – это венец всех перцептивных категорий, каждая из которых содействует возникновению выразительности путем зрительно воспринимаемого напряжения [1]. Л. Г. Медведев отмечает: «Ценность учебного рисунка определяется степенью соответствия двух сторон: одна сторона связана с его выразительностью, другая – с технико-аналитическими знаниями. В изобразительной деятельности эти два начала неразделимы» [2, с. 86]. Таким образом, выразительность в академическом рисунке выступает связующим звеном между учебными и творческими задачами, так как основана на эмоционально-образном восприятии окружающей действительности. Поэтому, чтобы рисунок приобрел образное звучание, у студентов необходимо развивать способность к оперированию образами. В. П. Зинченко дает такую последовательность данного процесса: «От наглядно-действенного к наглядно-образному и далее к художественно образному мышлению – таков путь развития творческих способностей, связанных с отражением действительности в форме художественных образов» [3, с. 36]. Таким образом, при обучению студентов рисунку портрета особое внимание должно уделяться освоению способов художественно-образного выражения, таких, как организация изображения по формальным и смысловым признакам, логическая расстановка акцентов в рисунке, выбор главного и второстепенного и т.д. [4].
Для того, чтобы студенты более точно и осознанно решали художественно-образные задачи в длительных постановках по рисунку, нами предлагались задания по выполнению краткосрочных рисунков за один сеанс и выполнение набросков. Выполнение краткосрочных рисунков само по себе уже направляет студента к решению определенного замысла и делает его работу более целеустремленной. Работа в данном направлении проходила с учетом методических разработок, имеющихся в трудах С. А. Гавриляченко [5], С. Р. Гильмутдиновой [6], В. Л. Илющенко [7], В. С. Кузина [8], В. К. Лебедко [9], Л. Г. Медведева [2], А. Е. Терентьева [10] и других.
Студентам давалось задание выполнить краткосрочный рисунок головы человека, а на старших курсах – одетой фигуры человека с заранее заданной темой. Если сидела пожилая женщина, то темы могли быть, например, следующие: «присела на минутку отдохнуть»; «все в прошлом»; «позади жизнь, которую не променяю на другую»; «вспомнились дети» и другие.
Следующим заданием было выполнить краткосрочный рисунок с определенным заранее продуманным названием, например, «портрет современника», «моя подруга» и другие. Также давались задания с темой, выраженной в постановке с определенными атрибутами «юный музыкант», «техслужащий», «торговец фруктами» и т. д. Основная идея, выраженная в названии, должна была находить свое воплощение в композиционном решении.
Рассмотрим, для примера тему «портрет спасателя». Данная тема была предложена студентам с целью участие в выставке творческих работ «Моя профессия – спасатель» в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы разработки и использования огнезащитных материалов». Для выполнения этого задания была подобрана натура, которая служила источником творчества, но при этом необходимо было преобразовывать окружающую обстановку, одежду и аксессуары. Кроме того, одним из заданий при выполнении данной темы было предварительное выполнение зарисовок с передачей определенно заданного настроения или типа характера. Необходимо было выполнить изображение, олицетворяющее, например, радость, грусть, самоотверженность и т. п. В этом задании формировались зрительные ассоциации, которые вызывали потребность соотнести натурную постановку с другими образами, уже известными в искусстве. Студентам заранее показывались такие образцы и объяснялось, какими средствами можно передать то или иное состояние, какие группы лицевых мышц могут быть задействованы в мимических движениях лица для передачи эмоциональной составляющей при рисунке головы человека или какие движения тела соответствуют передаче внутреннего состояния человека при выполнении рисунка фигуры и т. д.
Выполнять работы следовало быстро, на основе полученных ранее навыков завершения длительной работы, сразу стремясь к результату. Все это было направлено на развитие способности к оперированию образами. Для этого мы уделяли особое внимание натурной постановке, чтобы натура не только способствовала решению учебных задач, но и была выразительной, эмоционально воздействуя и создавая определенный настрой. Материалы могли применяться разные – карандаш, кисть, маркеры, графический планшет, но чаще всего сангина, уголь, сепия, пастель или мягкий карандаш. Делалось это для того, чтобы студенты могли приобрести разнообразный опыт. Как подчеркивал В. А. Фаворский, «всякий новый материал обогащает художественным опытом» [11, с. 66].
Так как костюмы для данной постановки предполагались быть выполненными из разных огнезащитных материалов, то параллельно с выполнением портрета выполнялись упражнения на передачу материальности объекта.
При выполнении задания студенты должны были научиться оптимальному использованию технических приемов для передачи материальности и использованию выразительных средств, выявляющих фактуры различных материалов. Упражнения были направлены на работу с линией, пятном, на использование различных типов штриховки и тушевки, для передачи различных материалов (матовых, глянцевых, прозрачных). Для этого применялись различные техники и материалы рисунка: карандаш, ручка, маркеры, цветные карандаши и графический планшет. Прежде чем перейти к длительному рисунку, выполнялись упражнения. Каждому студенту давался какой-либо объект (кувшин, чайник, бутыль, чучело птицы, ткань с разной фактурой и т. д.), выполненный из различных материалов. Затем проводился анализ расположения отражений и бликов на элементах объектов. Студентам не только объяснялись различные технические приемы передачи различных материалов и их фактур (дерево, стекло, металл, драпировки), но и сами они должны были высказаться о том, каким способом можно передать материальность того или иного объекта. Например, давалась стеклянная бутылка. Алгоритм действий был следующим. Задавался вопрос: «Что является наиболее характерным для этого объекта?». В результате приходили к тому, что он прозрачный – значит сквозь него будет просвечивать, то, что находится за предметом и сам предмет также будет виден насквозь, но так как видимость не полная, то не должно быть резких очертаний сквозь стекло. К тому же стекло искажает то, что находится за ним. Следующее свойство стекла – оно отражает яркий свет, следовательно, в месте перпендикулярного пересечения луча света со стеклом будут яркие блики. Таким образом, преподаватель совместно со студентами и студенты друг с другом (интерактивные формы работы, при решении ситуационных задач) обсуждали основные свойства объекта. Далее переходили к тому, какими графическими средствами можно передать рассмотренные свойства. При проведении этих упражнений демонстрировались образцы и проводился анализ техник рисунка.
После проведения серии упражнений студенты стали лучше передавать материальность объектов, обрели большую уверенность в передаче фактур, используя различные техники рисунка. Особенно это помогло при работе над портретом спасателя, это и блестящая одежда, стекло, металл и другие материалы. Полученные работы по выполненной теме имеют как творческое, так и социальное значение, так как могут демонстрироваться на выставках имеющих социальную направленность. По мере выполнения задания «портрет спасателя» студенты обрели большую уверенность в выражении собственных мыслей и идей на бумаге, их краткосрочные рисунки и наброски стали отличаться композиционной оригинальностью, экспрессией, в них стал прослеживаться идейный замысел, данные находки переносились на длительные работы, что в результате положительно влияло на художественно-образное решение рисунка.