Полный текст статьи
Печать

На протяжении всего длительного существования государства и института налогообложения главным вопросом для их тесного сотрудничества и взаимодействия остается вопрос: как собрать максимально возможное количество денежных средств в казну государства и затем максимально эффективно их расходовать.

Ради этой цели государство сформировало ряд мер и предложений по созданию благоприятной среды для перспективных направлений бизнеса посредством льготных условий налогообложения, различного рода субсидий и грантов, которые в результате могли бы как помочь в развитии и становлении бизнеса, так и как следствие принести бо́льшие налоговые сборы, создать новые рабочие места и повысить уровень благосостояния населения.

Эта совокупность мер и предложений со стороны государства получила название государственных программ поддержки и развития бизнеса. Безусловно, в первую очередь, подобные программы направлены на поддержку малого бизнеса и предпринимательства, которые наиболее уязвимы перед влиянием внешних угроз, особенно в условиях сегодняшней «турбулентности» мировой экономики.

Для предметного обсуждения всего многообразия существующих государственных программ развития и поддержки бизнеса и их эффективного внедрения в повсеместное использование регионов Российской Федерации, следует указать, что вышеобозначенная система государственной поддержки не является совершенной и требует новых идей, инноваций, способных спровоцировать прогресс в области бизнеса.

Однако основным препятствием и причиной отсутствия мотивации у предпринимателей для открытия собственного дела является страх: большинство из них, вступивших на новый для себя путь, критически оценивают свои риски и постоянно меняющуюся ситуацию на рынке товаров и услуг, принимают решение «не рисковать». В этой связи необходимы способы, чтобы исключить «предпринимательский страх» перед неизвестностью, возможно, предоставить щадящие условия для реализации новых бизнес идей, к примеру:

1. Оказывать финансовую поддержку на долгосрочной основе в целях усиления уверенности новых участников рынка в будущем существовании их организаций, особенно если выбранное ими направление деятельности представляет интерес для самого государства;

2. Предлагать микрозаймы на льготной основе;

3. Предоставлять поручительство для получения кредита в банке или другой финансовой организации;

4. Предоставлять возможность участия в конкурсных мероприятиях по исполнению государственных заказов.

Следует понимать, что так как бо́льшая часть государственной помощи отдается в распоряжение местных властей, то именно от разумного управления ресурсной базой местными властями и соответствующими институтами зависит результат государственного финансирования. В Тульской области существуют программы поддержки малого бизнеса, созданные при помощи Центра поддержки предпринимательства Тульской области:

1. Инфраструктурная поддержка;

2. Обучение;

3. Программа поддержки народных художественных промыслов;

4. Бизнес-инкубатор.

За время действия программы поддержки и развития малого и среднего бизнеса предпринимателям удалось избежать многих проблем при открытии и становлении их дела. Ежегодно государственная программа пересматривается, расширяется, в нее вносятся различные коррективы, что способствует развитию предпринимательства в России и непосредственно в Тульском регионе.

Еще одним, достаточно, на наш взгляд, перспективным, видом государственной помощи в развитии бизнеса, ставшим особенно актуальным в последние годы, выступают государственно-частное партнерство (ГЧП) и муниципально-частное партнерство (МЧП).

Согласно N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [1], ГЧП, МЧП – это юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного, с другой, которое осуществляется на основании специального соглашения.

Следует заметить, что бесспорная привлекательность ГЧП и МЧП состоит в возможности эксплуатации принадлежащих государству объектов. Это важно при строительстве и реконструкции инфраструктурных объектов, а также для зарубежных компаний, стремящихся к разработке российских природных ресурсов, для добычи которых требуются колоссальные вложения и инвестиции. При том выделенные бюджетные средства на условиях ГЧП и МЧП смогут дать реальную отдачу от реализации намеченных программ, небесцельно размещаясь на депозитах коммерческих банков и капитализируясь.

Еще одной положительной стороной взаимодействия частных компаний и государства в том, что объектом сотрудничества может стать создание условий для научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, которым уделяется наименьшее внимание со стороны бизнеса. Именно заблуждение бизнесменов в отсутствии необходимости финансирования отечественной науки и техники приводит к отставанию развития экономики страны. Кроме научно-исследовательских разработок, на базе государственно-частного партнерства может быть создана благодатная почва для модернизации процесса подготовки кадров: обучение станет более эффективным и ориентированным на изучение новейших технологий и методик, а также получение опыта в соответствующей отрасли экономики, что даст огромный потенциал для развития экономики всей страны.

Невозможно отрицать, что и у государственно-частного партнерства существуют свои недостатки, одним из главных является необходимость совершенствования нормативно-правовой базы. И для наиболее полного и продуктивного использования потенциала МЧП, нам нужно перенимать положительный опыт из стран зарубежья. В ряде стран уже издаются книги и пособия, приводящие рекомендации по соответствующему вопросу.

Например, по мнению профессора Э. Йескомба [2], для успешной реализации программ ГЧП необходимы:

1. Политическая воля;

2. Соответствующая нормативно-правовая база;

3. Объекты со значительными первоначальными капиталовложениями и наличием долгосрочных требований к обслуживанию на протяжении всего жизненного цикла;

4. Сходные по размеру проекты для сравнения расходов с затратами на организацию государственных закупок;

5. Постоянное гарантированное появление проектов, способных заинтересовать частные компании создавать технологические, инвестиционные и финансовые возможности;

6. Институциональные возможности для управления как всей программой ГЧП, так и отдельными проектами.

Очевидно, что один из прогрессивных видов взаимодействия на сегодняшний день связан, так или иначе, с участием в его деятельности государства. Из этого можно сделать вывод о том, что многие из существующих перспективных программ развития и поддержки бизнеса создаются и принимаются на основе конструктивного и своевременного диалога двух неизменных партнеров: бизнеса и власти. 

Научный руководитель:
Панферова Елена Викторовна,
кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры экономики, менеджмента и торгового дела Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Тула, Россия