Полный текст статьи
Печать

Самооценку личности и проблему становления самосознания можно считать одной из самых значительных и актуальных тем в психологии. В рамках исследования самосознания, самооценке отводится ведущая роль – она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидного уровня его развития, как объединяющее начало, включенное в процесс самосознания.

Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. В настоящее время все более очевидно влияние самооценки дошкольника на его поведение, межличностные контакты [1].

Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека. Вступая в дошкольный возраст, ребенок начинает осознавать факт своего существования. Этот период является начальным периодом осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Поэтому важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи [2, 3, 4].

Проблема самооценки, как одна из центральных проблем психологии личности, изучалась в трудах различных отечественных – Л.И. Божович, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, B.C. Мерлин, В.С. Мухина, Е.И. Савонько, В.Ф. Сафин, Е.А. Серебрякова, ГЛ. Собиева, А.Г. Спиркин, В.В. Столин, С.Л. Рубинштейн, П.Р. Чаматы, И.И. Чеснокова, П.М. Якобсон – и зарубежных психологов – А. Адлер, А. Бандура, Р. Бернс, И. Бранден, У. Джемс, Ф. Зимбардо, С. Куперсмит, К. Левин, К. Роджерс, М. Розенберг, 3. Фрейд, К. Хорни [5, 6, 7].

В работах, посвященных самооценке детей дошкольного возраста, подчеркивается ее зависимость от уровня освоения ребенком той деятельности, в которой она проявляется (Н.Е. Анкундинова, К.А. Архипова, А.М. Богуш, В.А. Горбачева, Р.Б. Стеркина, Е.О. Смирнова, Г.Б. Тагиева) [8].

В психологии существует несколько определений понятия модель. В первую очередь под моделью понимается физический или абстрактный объект, свойства которого в определенном смысле сходны со свойствами исследуемого объекта [9]. Так же модель можно трактовать как идеал, стандарт, пример, установленный как достойный имитации или копирования. Важно отметить, что любая модель строится на основании совокупности определенных свойств, методов и форм, видов и принципов и включает в себя этапы и структурные блоки [10]. Таким образом, модель предмета нашего исследования будет включать в себя идеальный вариант, образец структуры формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Так же в ней будут обозначены методы, формы, принципы, этапы и структурные блоки.

Существует ряд общих требований к моделям:

1. Адекватность – достаточно точное отображение свойств объекта;

2. Полнота – предоставление получателю всей необходимой информации об объекте;

3. Гибкость – возможность воспроизведения различных ситуаций во всем диапазоне изменения условий и параметров;

4. Трудоемкость разработки должна быть приемлемой для имеющегося времени и программных средств.

Моделирование – это процесс построения модели объекта и исследования его свойств путем исследования модели.

Таким образом, моделирование предполагает 2 основных этапа:

1. Разработка модели;

2. Исследование модели и получение выводов.

При этом на каждом из этапов решаются разные задачи и используются отличающиеся по сути методы и средства.

Верхний ярус модели формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет занимают блоки: теоретический, диагностический, коррекционный, аналитический.

Теоретический блок включает в себя изучение понятия самооценка, выявление особенностей самооценки у детей дошкольного возраста 5-6 лет, изучение литературы по теме.

Диагностический блок направлен на изучение самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

 Исследование проблемы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет проходит в несколько этапов:

1) поисково-подготовительный: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования:

- проблема самооценки в психологических исследованиях;

- особенности самооценки младших дошкольников;

- подбор методов и методик исследования.

На этом этапе была изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет. Определены основные понятия исследования.

Работа основывается на трудах таких ученых как Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, М.И. Лисина, И.И. Чеснокова и др.

Таким образом, мы изучили теорию, касающуюся понятия самооценки и особенностей самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет, чтобы иметь представление об объекте исследования и о категории исследуемых, а так же определить критерий для подбора методов и методик исследования. Результаты работы на данном этапе позволил иметь полное представление о проблеме исследования, определить ее актуальность, сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования.

2) констатирующий эксперимент: диагностика самооценки дошкольников 5-6 лет.

На данном этапе подбирались методы и методики для исследования уровня самооценки. В качестве конкретных методик были использованы: методика «Лесенка» В.Г. Щур (модифицированная), методика «Нарисуй себя» А.М. Прихожан, З. Василяускайте.

3) опытно-экспериментальный (формирующий эксперимент): составление и реализация программы формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

4) контрольно-обобщающий: обобщение результатов исследования, формулировка выводов, разработка рекомендаций для родителей. 

Коррекционный блок предполагает разработку специальной программы, подбор коррекционных игр и упражнений, которые используются в разработке занятий, направленных на формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

На основе теоретического, диагностического и коррекционного блоков строится модель формирования самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет.

Цель программы: формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ.

Задачи программы:

1. Познакомить детей с особенностями и возможностями человеческого общения.

2. Развивать способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю, возможности управлять своими эмоциями, действиями.

3. Помочь детям приобрести навыки и умения, необходимые для адекватного поведения в обществе.

Методы программы:

  1. Сказкотерапия, прием – сочинение сказок.
  2. Арт-терапия, прием – свободное рисование.
  3. Игротерапия.

Аналитический блок предполагает повторную диагностику и сравнение результатов исследования.

 

Заключительный этап представляет собой обработку и анализ результатов, полученных после коррекции, сравнение этих данных с данными первичного исследования. На данном этапе были использованы: метод математической статистики Т-Вилкоксона, анализ и синтез полученных данных, графические материалы, представленные таблицами и рисунками [11].

Таким образом, данная модель состоит из четырех последовательных блоков, направленных на достижение одной цели – формирование позитивной самооценки детей дошкольного возраста 5-6 лет методом игротерапии в условиях ДОУ. Модель представлена в виде схемы и теоретически обоснована.