Полный текст статьи
Печать

В последние несколько лет в нашей стране произошли серьезные социально - экономические изменения, которые привели к тому, что профессиональное самоопределение старшеклассников происходит при других условиях, чем раньше. Исчезла система распределения выпускников в ВУЗах, появилась безработица, большинство ВУЗов обучают студентов на коммерческой основе. В связи с этим школьники вынуждены уделять большое внимание выбору профессии и своему профессиональному пути в целом. Но, не смотря на все минусы, у выпускников есть возможность свободно планировать свою карьеру и этот процесс может начинаться со школьной скамьи. Проблема профессионального самоопределения личности уже давно исследуется психологами.

Результатом профессионального самоопределения старшеклассников в современных условиях должна стать не узко направленная профессиональная специализация, а готовность учащегося к профессиональному и карьерному росту, а также образованию в течение всей жизни, способность самостоятельно ставить цели и определять этапы их достижения, оптимально используя при этом имеющиеся ресурсы. Важнейшей целью психологической помощи – является помощь личности в правильном построении жизни и реализации личных планов. Что реализуется через формирование толерантности к неопределенности.

Толерантность как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму, считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям. В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

- внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

- внутренняя толерантность (к неопределенности) – способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия.

Представляя формирование толерантности к неопределенности как поэтапный, специально организованный процесс, необходимо уточнить, что его существование обеспечивается другим важным процессом – образовательным. В научных исследованиях под термином «процесс» понимается последовательная смена состояний в развитии какого-либо явления. Образовательный процесс – это обучение, общение, в процессе которого происходит управление познания, усвоение общественно-исторического опыта, воспроизведение, овладение той или иной конкретной деятельностью, лежащей в основе формирования личности [1].    

Формирование личности часто употребляется в значении «развитие человека» (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн [2].). Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных физических, психических и духовных изменений личности в качественные [цит. по 3].

Таким образом, современный образовательный процесс в школе должен быть направлен не только на получение учащимися определенного объема знаний, но и на создание условий для формирования и развития личности [4].

Формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников является сложной, многогранной проблемой, поэтому для ее решения необходимо использовать системный подход, которым широко пользуется ведущие исследователи. По мнению ученых «система» совокупность объектов любой природы, между которыми существуют определенные отношения.

Сущность системного подхода в нашем исследовании заключается в том, что феномен «толерантность» рассматривается нами как система, имеющая определенное строение и законы функционирования. Компоненты системы относительно самостоятельны, но не изолированы и находятся во взаимосвязи. Постоянном развитии и движении, причем способ взаимодействия элементов системы определяет ее структурное построение и обеспечивает устойчивость.

Феномен толерантности как уважения и признания равенства, отказ от доминирования и насилия, признания многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований, отказа от сведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения находит отражение в работах Г.У. Солдатовой [5].

Согласно Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО данное понятие определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся а праве быть различными всех индивидов гражданского общества; обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами; уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям [6].

Исследование феномена толерантности в духовном мире личности, межличностных и социокультурных отношениях требует определения самого понятия «толерантность к неопределенности».

В исследовании М.С. Миримановой и А.С. Обухова «Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие», авторы рассматривают внутреннюю толерантность к неопределенности как «способность к принятию решений и размышления над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия» [7].

Опираясь на результаты теоретического исследования, было смоделировано «Дерево целей» формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. Теоретической основой моделирования являются труды В. И. Долговой [8].

Моделирование – это процесс представления объекта исследования адекватной (подобной) ему моделью и проведения экспериментов с моделью для получения информации об объекте исследования. При моделировании модель выступает и как средство, и как объект исследований, находящийся в отношении подобия к моделируемому объекту [8, 9, 10].

Идея метода «дерева целей» впервые была предложена американским исследователем У. Черчменом. Термин «дерево» подразумевает использование иерархической структуры, полученной путем разделения общей уели на подцели, а их, в сою очередь, на более детальные составляющие, подцели нижележащих уровней. В настоящее время метод дерева целей является центральным, главным методом системного анализа [11].

Метод «дерева целей» – метод, основанный на принципе разделения общей цели системы управления на подцели, которые, в свою очередь, делятся на цели нижележащих уровней. Данный метод играет важное значение при исследовании систем управления, так как деятельность организации сводится к достижению сформулированных целей. Необходимость использования данного метода обусловлена тем фактом, что «дерево целей» помогает получить устойчивую структуру целей, которая будет относительно стабильна на каком-то промежутке времени при происходящих изменениях [11].

«Дерево целей» строится при помощи осуществления 2 операций:

• декомпозиции – это операция выделения компонентов;

• структуризации – это операция выделения связей между компонентами.

Процесс построения «дерева целей» разбит на следующие этапы:

1)           разработка сценария;

2)           формулировка цели;

3)           генерация подцелей;

4)           уточнение формулировок подцелей (проверка независимости подцели);

5)           оценка существенности подцелей;

6)           проверка целей на осуществимость;

7)           проверка элементарности подцелей;

8)           построение дерева целей.

При построении «дерева целей» необходимо руководствоваться следующими правилами:

  • каждая сформулированная цель должна иметь средства и ресурсы для ее обеспечения;
  • при декомпозиции целей должно соблюдаться условие полноты редукции, т.е. количество подцелей каждой цели должно быть достаточным для ее достижения;
  • декомпозиция каждой цели на подцели осуществляется по одному выбранному классификационному признаку;
  • развитие отдельных ветвей дерева может заканчиваться на разных уровнях системы;
  • вершины вышележащего уровня системы представляют собой цели для вершин нижележащих уровней;
  • развитие «дерева целей» продолжается до тех пор, пока лицо, решающее проблему, не будет иметь в распоряжении все средства для достижения вышестоящей цели [11]. 

Далее на рисунке 1 представлено дерево целей.

Рисунок 1 – «Дерево целей» формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников. 

Тема работы – «Формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников».

Генеральная цель – сформировать толерантность к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

1. Изучить теоретические основы исследования проблемы толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

1.1. Исследовать проблему толерантности в отобранной психолого-педагогической литературе.

1.1.1.    Изучить понятие «толерантность» в психолого-педагогической литературе.

1.1.2.    Установить структуру толерантности.

1.1.3.    Определить виды толерантности.

1.2.        Изучить психологические особенности толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

1.2.1.    Изучить возрастные особенности старшеклассников.

1.2.2.    Изучить особенности формирования толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников

1.2.3.    Установить структуру толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

1.3.        Теоретически обосновать формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

1.3.1.    Рассмотреть понятия: формирование, толерантность к неопределенности, моделирование, «дерево целей».

1.3.2.    Изучить процесс построения «дерева целей».

1.3.3.    Разработать «дерево целей».

2. Организовать опытно-экспериментальное исследование проблемы толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

2.1. Осмыслить этапы, методы и методики исследования.

2.1.1. Определить этапы опытно-экспериментального исследования.

2.1.2. Определить методы опытно-экспериментального исследования.

2.1.3. Определить методики исследования.

2.2. Изучить выборку и результаты констатирующего эксперимента.

2.2.1. Охарактеризовать выборку исследования.

2.2.2. проанализировать результаты констатирующего эксперимента.

3. Организовать и провести формирующую работу со старшеклассниками.

3.1. Разработать программу по формированию толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

3.1.1. Изучить понятие программа.

3.1.2. Составить пояснительную записку к программе.

3.1.3. Разработать конспекты занятий по формированию толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

3.2. Проанализировать результаты формирующего эксперимента.

3.2.1. Сравнить результаты исследования в ЭГ и КГ до и после эксперимента.

3.2.2. Провести математическую обработку полученных результатов с помощью двухвыборочного t-критерия Стьюдента.

3.3. Составить психолого-педагогические рекомендации для педагогов и родителей по формированию толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

3.3.1. Составить рекомендации для педагогов.

3.3.2. Составить рекомендации для родителей.

Таким образом, опираясь на результаты теоретического исследования, было смоделировано «Дерево целей» формирование толерантности к неопределенности в процессе профессионального самоопределения старшеклассников.

Моделирование – это процесс представления объекта исследования адекватной (подобной) ему моделью и проведения экспериментов с моделью для получения информации об объекте исследования. При моделировании модель выступает и как средство, и как объект исследований, находящийся в отношении подобия к моделируемому объекту. Дерево целей состояло из генеральной цели, трех подцелей первого уровня, 8 подцелей второго уровня.