Для обеспечения эффективного функционирования предприятия необходима продукция, удовлетворяющая потребителя, запросы которого со временем возрастают, требуя повышения качества. Таковы объективные законы развития. Обеспечить же желаемое качество можно только при условии, что работы над этими проблемами для предприятия являются систематическими и самыми приоритетными. Поэтому главнейшей задачей в работе менеджмента качества любого предприятия является выявление и реализация резервов качества. Эту задачу ставит потребитель современного рынка, управляемого законами непрерывного развития и обострения конкурентной борьбы. И, чтобы решить такую задачу, менеджменту качества необходим действенный инструментарий: реальная методология, базирующаяся на стройной и доступной для простого понимания теории о резервах качества. На наш взгляд, такой теории на сегодняшний день, по сути, нет. Есть множество исследований в этой области, но они настолько разрозненны и не ориентированы на обычного менеджера по качеству, что не могут стать направляющим инструментом в его деятельности. И это одна из главных причин, порождающих проблемы формальной и неэффективной деятельности менеджмента качества большинства отечественных предприятий, особенно промышленных как наиболее структурно сложных. Безусловно, если наука о качестве создана ради потребителя, то наука о резервах качества существует ради удовлетворяющего его потребности производителя.
Однако, на сегодняшний день, на наш взгляд, наука о резервах качества, как и два десятилетия назад, находится лишь в зачаточном состоянии. По-прежнему до сих пор не принято единое определение категории «резерв качества», нет и единой классификации резервов качества. А это ведь основополагающие понятия, фундамент, без которого невозможно дальнейшее строительство науки. И в этом одна из главных причин столь медленного ее развития. По этой же причине научные исследования разрозненны, не поняты и не востребованы теми, кому они предназначены, то есть менеджменту качества предприятий. Считаем, что науку о резервах качества нужно всемерно и активно развивать, сориентировав ее на производителя.
С целью совершенствования и развития теории о резервах качества и усиления связи ее с реальным производственным сектором необходимо устранение вышеперечисленных недостатков.
В литературе, посвященной вопросам экономики, представлены различные формулировки определения «резерв». Так, например, Бороненкова С.А., Бондарь Ю.Г. понимают под резервами неиспользованные и постоянно возникающие возможности роста и совершенствования производства, улучшения его конечных результатов [2]. Под резервами производства Маркин Ю.П. определяет неиспользованные возможности увеличения выпуска продукции при минимальных затратах за счет наиболее полного использования ресурсов и сокращения прямых потерь в процессе производства. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. считают, что «резервы – это неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений» [4]. Бенцман Б.Л. говорит о резервах как о разнице между возможным уровнем достижения цели производства и фактически достигнутым [1].
К вопросу о введении понятия термина «резерв качества» предлагается принять, наконец, единое определение основополагающей категории «резерв качества». Правильным, считаем, самый простой вариант: резерв качества – это возможность улучшения качества [3]. Конкретизировать и усложнять это определение, на наш взгляд, нецелесообразно по следующей причине. Аналогично категории «качество» категория «резерв качества» – это объемное, комплексное понятие, охватывающее все сферы деятельности производителя, не только внутренние, но и внешние, проникающее при этом и в потребителя, и в поставщика, и в науку, и во все сопутствующие и окружающие процессы. Иными словами, резервы качества для предприятия – это не только возможность улучшения качества производимой продукции, но и возможность улучшения качества происходящих процессов внутри и вне предприятия, а значит и жизнедеятельности сотрудников и окружающей среды. К примеру, возможность уменьшения вредных выбросов ватмосферу это тоже резерв качества. Если он и не влияет непосредственно на улучшение качества производимой продукции, но он улучшает окружающую среду, в которой живут люди, среди которых и сотрудники предприятия, и потребители. Даже такой простой пример наглядно показывает насколько сложно понятие резерва качества.
При научном исследовании какого-либо явления, материального или нематериального, как правило, сначала подробно изучаются все составляющие его признаки и свойства. И только после глубокого изучения их, возможно объективное исследование процессов и механизмов, влияющих на данное явление. Считаем, что такой общепринятый подход необходимо применить и к изучению резервов качества. Только тогда можно глубоко понять сущность и содержание этой категории, процессов и механизмов, влияющих на нее.
Из известного принципа «совершенству нет предела» вытекает, что возможностей улучшения качества, а стало быть, резервов качества также неиссякаемое количество. Но все они одна сущность – возможность улучшения качества. И поэтому наполнены одним содержанием – одинаковым набором признаков, в который входят: причина возникновения, время и место проявления, длительность существования, потенциал, интенсивность, емкость, эффективность и другие. По этим признакам распознается данная категория в общей среде явлений и процессов. Но в то же время, каждый резерв качества индивидуален, отличается отдругого параметрами этих признаков, то есть свойствами. Именно свойства и есть отличительные черты каждого резерва. В этом сущность и содержание резервов качества. Подробное изучение признаков и свойств категории «резерв качества», на наш взгляд, поставит на научную основу исследования этой категории и позволит применить к ней современные технологии, например, компьютерное программирование.