Становление и развитие высших учебных заведений, как полноправных субъектов рыночных отношений и продолжающиеся реформы системы образования оказали влияние на динамику развития конкуренции среди высших учебных заведений. Сложная демографическая ситуация, приведшая к борьбе за абитуриентов, уменьшение финансирования из государственного бюджета вызвали необходимость поиска дополнительных мер, обеспечивающих вузу конкурентные преимущества на рынке образовательных услуг.
Востребованность выпускников вузов на рынке труда в конкурентной борьбе определяется качеством знаний, а именно качеством полученного образования, на которое напрямую влияет качество профессорско-преподавательского состава вуза. Качественное профессиональное образование, предоставляемое высшим учебным заведением, как правило, способно обеспечить успех молодых специалистов на рынке труда. Таким образом, качество труда преподавателя становится одним из важных факторов, показывающих его конкурентные преимущества по сравнению с другими высшими учебными заведениями.
Таким образом, представляется актуальным уделить внимание вопросу повышения конкурентоспособности вуза через повышение качества труда профессорско-преподавательского состава. В настоящее время, в экономической литературе нет однозначного толкования термина «конкурентоспособность вуза». Поэтому, под конкурентоспособностью высшего учебного заведения будем понимать его способность обучать и выпускать специалистов, выдерживающих конкурентную борьбу на конкретном внутреннем или внешнем рынке труда; разрабатывать конкурентоспособные инновации в области своих знаний; вести эффективную воспроизводственную политику в своей деятельности.
При усилении конкуренции среди вузов появляется необходимость в оценке качества деятельности вузов на условиях прозрачности и информационной открытости. При этом важной составляющей является оценка качества образования. Данное понятие является многоаспектным и включает такие элементы, как преподавательская деятельность, программы обучения, направления обучения, возможность проведения научно-исследовательских работ и т.д. Развитие цивилизации обнаруживает тенденцию к перерастанию в информационное общество, в котором условия, объекты и результаты труда большинства занятого населения представлены уже не материальными ценностями, а преимущественно информацией и научными знаниями [1].
Все элементы можно разделить на три уровня, обеспечивающие качество образовательной деятельности: персонал вуза, образовательные программы и инфраструктура вуза.
Качество персонала вуза и его профессорско-преподавательского состава определяется их квалификацией. Квалификация, выраженная через звание, степень, научность, определяет качество содержания обучения. Качество содержания обучения должно подтверждаться общественным спросом. Образовательные программы, нацеленные на преодоление разрыва между разными уровнями образования, способствуют качественной подготовки студентов. Инфраструктура вуза, охватывающая всю совокупность современных условий современного обучения, создает предпосылки для качества обучения.
Европейский центр по высшему образованию (СЕПЕС) ЮНЕСКО выделил следующие критерии для оценки качества образования:
·миссия и цели высшего учебного заведения;
·характеристики образовательной модели;
·существующие стандарты конкретной программы или дисциплины.
В связи с этим, можно выделить основные четыре стороны в оценке качества образования, взаимодополняющие друг друга:
·обязательное соблюдение существующих базовых образовательных стандартов;
·достижение поставленных целей на каждом этапе обучения (вход – процесс - выход);
·способность удовлетворять спрос и ожидания работодателей (потребителей образовательных услуг) и остальных участников образовательного рынка;
·постоянное совершенствование обучения.
Все разнообразные системы оценки качества высшего образования могут быть разделены на два типа: внешняя и внутренняя (самооценка).
Внешняя оценка вуза возможна как образовательным сообществом (национальным или международным), так и всеми заинтересованными организациями (например, работодателями). Особо следует выделить оценку высшего учебного заведения органами управления образованием, хотя при ней, как правило, также используются как итоги самооценки, так и итоги оценки академическим сообществом и работодателями. Система ранжирования вузов – это один из инструментов внешней оценки. Рейтинги накапливают информацию по оценке деятельности вуза в целом, по отдельным программам, по исследовательской и по преподавательской деятельности. Данная информация представляется в отчетах, обзорах, рейтингах и т.д.
Внутренняя оценка, проводимая в форме самооценки, дает информацию самому вузу для анализа его развития по различным направлениям. Положительные моменты при проведении самооценки:
получение информации для определения направлений совершенствования деятельности;
наличие объективной оценки, основанной не на индивидуальном восприятии каждого работника, а на фактах;
определение процессов, нуждающихся в улучшении;
возможность использование единого комплекса критериев;
сравнение результатов оценки в динамике;
привлечение персонала к основам управления качеством образовательного процесса.
Идея самообучающейся организации может проявить положительные моменты при проведении самооценки. Переход к данному типу организаций позволит добиться повышения качества выпускаемой продукции, улучшения обслуживания клиентов, усиления приверженности персонала целям фирмы, совершенствования управления изменениями, личностного и профессионального развития сотрудников [2].
Несмотря на дискуссии в научном сообществе относительно сравнительных преимуществ и недостатков проведения внутренней и внешней оценок, нам представляется, что эти методы являются взаимодополняющими и для полной оценки качества вуза должны использоваться в совокупности.
Для проведения оценки нужны источники информации, в качестве которых могут быть использованы статистические данные и экспертные опросы. Необходимо учитывать, что статистические данные не всегда могут отражать именно качественную сторону изучаемого вопроса, а экспертные опросы могут носить субъективный характер. Но, несмотря на эти недостатки, полученные оценки могут помочь выявить наличие или отсутствие проблем в образовательной среде вуза и изменить спрос на его услуги со стороны населения. Публичность результатов оценки качества деятельности высшего учебного заведения является необходимым условием объективного контроля за его деятельностью. Результаты оценки могут быть оформлены в виде отчета, сводки или информационной справки. Они должны содержать данные о научной и учебной деятельности вуза, его студентах и преподавателях, инфраструктуре, прогрессе в достижении стратегических целей.
В период перехода к рыночным отношениям возросло количество высших учебных заведений, что определило их конкурентную борьбу. Становление рыночных отношений в нашей стране изменило среду функционирования вузов. Эту среду на сегодняшний день определили ее нестабильность и неопределенность, демографическая ситуация, недостаточное бюджетное финансирование, и, как следствие, усиление конкуренции на рынке услуг образования. Поэтому перед вузами возникла задача поиска источников устойчивого развития и обеспечение конкурентоспособности. Для решения данной задачи необходимо разрабатывать и реализовывать стратегию повышения конкурентоспособности вуза и оказываемых им услуг.
Высокое качество – это обязательное условие конкурентоспособности высшего учебного заведения, дающее основу абитуриентам для выбора лучшего вуза, а его выпускникам быть востребованными на рынке труда и строить в дальнейшем успешную профессиональную карьеру.
Вопросы качества образования, а особенно высшего профессионального образования, были всегда актуальны. Этим вопросам уделялось значительное внимание и в советский период развития высшей школы. В последнее время проблема оценки качества высшего учебного заведения как в России, так и за рубежом, стала развиваться контексте измененных взглядов правительства на управление образованием. Повышение качества образования стало не столь государственной задачей, сколь задачей каждого конкретного вуза, ищущего дополнительные конкурентные преимущества.
Перечень показателей государственной аккредитации высшего учебного заведения в настоящее время включает в себя наличие системы контроля качества внутри высшего учебного заведения. Для стран - участниц Болонского процесса, в числе которых и Россия, обязательным требованием является внедрение эффективных систем обеспечения качества образования.
Для решения проблемы управления качеством образования вуза необходимо наличие:
системы управления качеством образования;
системы показателей качества;
методики оценки качества.
Среди принципов Болонской декларации важным является принцип качества образования, подразумевающий: двухуровневую систему высшего образования, систему зачетных единиц, мобильность, трудоустройство выпускников. Все это напрямую связано с качеством высшего учебного заведения.
European Credit Transfer System – система, разработанная Европейской комиссией, которая является системой кредитов (системой зачетного перевода).
ECTS должна способствовать выполнению таких задач, как:
·помощь студентам при обучении в других вузах, в том числе зарубежных;
·сравнение и измерение результатов обучения студентов при переходе из одного высшего учебного заведения в любое другое;
·доступ к программам дисциплин и учебным планам, облегчающий взаимное сотрудничество вузов;
·академическое равноправное признание периода обучения как в зарубежном вузе, так и в любом вузе в своей стране.
ECTS располагает методами оценки и сравнения достижений в учебе для последующего их сопоставления и переноса из одного высшего учебного заведения в другое. ECTS является механизмом в процессе интернационализации системы высшего образования.
Цели системы ECTS:
расширение возможностей студенческой мобильности;
улучшение образовательных программ в национальном масштабе;
обеспечение взаимного признания квалификаций;
способствование прозрачности и совместимости образовательных учебных программ.
Эффективную и конкурентоспособную стратегию деятельности высшего учебного заведения нужно строить на основе научно-обоснованного прогнозирования, гибкого планирования и современных маркетинговых механизмах, с учетом принципов инновационности, диверсификации, непрерывности, продвижения и управления качеством.
Концентрация на потребителе, формирование долгосрочной клиентской базы – могут стать основой эффективной рыночной стратегии высшего учебного заведения.
Повышение качества образования связано со всеобщим развитием и совершенствованием научно-образовательно-интеллектуального потенциала вуза, которое необходимо основывать на инновационной среде образовательных процессов.
Условиями достижения качества высшего образования являются:
- обеспечение профессионализма и высокой квалификации кадров;
- внедрение независимой системы оценки результатов образования.
Объективными критериями квалификации можно считать:
- уровень образования педагога;
- умения, опыт и результаты практической работы;
- повышение квалификации.
Имеет большое значение компетентность профессорско-преподавательского состава, выражающаяся через предметно-методологическую компетентность и через организационно-педагогическую компетентность. В первом случае речь идет о наличии знаний по предмету, владение современными образовательными технологиями. Во втором случае – об умении организовывать образовательную деятельность.
Следует отметить, что научные исследования по диагностике и оценке качества деятельности преподавателя вуза в настоящее время в полном объеме не проводились. Однако, можно выделить некоторые общие позиции в деятельности преподавателя вуза, включающие:
- сочетание научно-исследовательской и педагогической деятельности, что является проявлением культуры преподавателя;
- сочетание знаний и опыта, что выражается во взаимосвязи теоретических знаний и практических умений;
- освоение новых дидактических технологий и соединение их с собственными наработанными методиками;
- мотивирование студентов на учебную, творческую, инновационную, научную деятельность.
К личностным качествам преподавателя тоже могут предъявляться определенные требования – гражданственность, воспитанность, самокритичность, требовательность к себе, гуманизм, демократичность, принципиальность и ряд других. Учитывая сложившиеся современные условия на рынке образовательных услуг, для преподавателя становится важным быть инноватором, восприимчивым к новшествам, способным к творчеству и обладать потребностью совершенствования и обновления своего дела. Наличие чувства ответственности акцентирует личные и профессиональные качества преподавателя.
Важное значение имеет наличие условий для реализации роста профессионального мастерства преподавателя высшего учебного заведения. Причем благоприятные условия могут формироваться как со стороны руководства вуза, так и со стороны самого преподавателя, заинтересованного в повышении качества образовательных услуг.
Система анализа профессионального уровня преподавательского состава должна соответствовать определенной методике. В такую методику, как правило, на практике включают:
- профессиональная самооценка преподавателя;
- оценка профессионального мастерства членами кафедры;
- оценка профессиональной культуры.
Эта методика, на наш взгляд, должна быть дополнена социологическими опросами студенчества, что позволит сделать оценку более объективной. Сделав соответствующие бальные оценки, можно оценить одну из сторон качества преподавательской деятельности.
Преподаватель зачастую является патриотом своего предмета и своего вуза. Перспективы новой ступени качественного образования должны совпасть с критериями оценки качества преподавательской деятельности.
Отечественное законодательство через закон «Об образовании» говорит о том, что способствовать успеху в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг может только вуз с эффективной системой управления образовательным учреждением.
Изучив зарубежный и отечественный опыт, можно сделать вывод, что эффективные системы управления организациями, признаваемые «Менеджментом 21 века», в современных условиях создаются на базе требований стандартов ИСО серии 9001 «Управление качеством продукции и услуг» и принципов TQM (всеобщего управления качеством). Стандарты устанавливают организационную структуру, ресурсы, нормативную и технологическую документацию. Эффективную систему управления высшим учебным заведением на основе ИСО серии 9001 строят в соответствии с установленными целями и требованиями этих стандартов и исходя из задач, стоящих перед образовательным учреждением.
На современном этапе в высших учебных заведениях России применяют три базовые модели управления качеством обучения и подготовки специалистов, которые основаны на следующем:
применение оценочного метода управления качеством деятельности вуза;
использование принципов Всеобщего управления качеством (TQM);
внедрение требований международных стандартов качества ISO 9001.
Сертификация системы управления в независимом органе по сертификации является подтверждающим фактом наличия у образовательного учреждения системы управления, обеспечивающей качество подготовки обучающихся в вузе. Руководители высших учебных заведений, в таких условиях, прибегают к сертификации системы управления в соответствующих органах по сертификации, специализирующихся на процедуре сертификации системы управления в высшем учебном заведении. Следует отметить, что важной основой обеспечения устойчивого развития современного общества является активизация использования международных стандартов качества во всех областях народного хозяйства [3].
Современный вуз в настоящее время может столкнуться с рядом следующих типичных проблем:
- сопротивление изменениям, то есть не восприятие профессорско-преподавательским составом измененных принципов управления;
- недостаток квалифицированных управленцев в среднем звене управления вуза;
- отсутствие разработанных методических и практических рекомендаций по внедрению принципов менеджмента качества;
- плохая связь с базами практики и в результате ведение образовательной деятельности в отрыве от запросов конечных потребителей образовательных услуг.
Алгоритм, который может быть предложен в этих условиях, следующий:
- Разработка общего алгоритма проектирования и внедрения системной оценки качества деятельности преподавателя.
- Исследование закономерностей и взаимосвязей основных процессов вуза, влияющих на качество образовательных услуг.
- Выявление количественных показателей, характеризующих качество образовательного процесса.
Выполнение данного алгоритма и комплекса работ, связанного с ним, требует учета российского и международного опыта. Выполнение алгоритма позволит определить внутренние резервы, определяющие стратегию вуза по повышению конкурентоспособности вуза и качества образовательного процесса за счет качественного профессорско-преподавательского состава.
В современных условиях конкурентной борьбы создание конкурентных преимуществ является логичной целью соперничества на рынке образовательных услуг. Следовательно, качественная трудовая деятельность профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения стала ключевым фактором успеха для обретения вузом конкурентных преимуществ.
В современных условиях ключевым звеном в цепочке подготовки специалистов с высшим образованием и высокой профессиональной квалификацией, готовых к творчеству и научным изысканиям в сфере своей профессиональной деятельности становится преподаватель высшего учебного заведения. По большому счету, именно от качества деятельности преподавателя вузов зависит общий уровень качества образования в нашей стране. Поэтому процесс создания условий для возможностей роста научного потенциала, наличие мотивации преподавателей в улучшении профессиональной компетенции, стремление развивать знания по предметной области, желание повышать квалификацию обеспечивают соответствие качества обучения требованиям, предъявляемым на рынке труда к профессиональному качеству выпускников и их положительной послевузовской адаптации. Это, безусловно, способствует формированию положительного имиджа высшего учебного заведения и напрямую ведет к повышению его конкурентоспособности на рынке образовательных услуг.