Полный текст статьи
Печать

Потребительское поведение человека условно можно разделить на два вида: рациональное и нерациональное. Под первым обычно понимают разумное, обусловленное потребностями человека и функциональными свойствами товара поведение. Второе - действия потребителя, направленные на выгоду, быстрое получение удовольствия, без учета последствий для жизни и здоровья. Нерациональное потребление бывает разных типов, но наиболее опасным считается зависимое поведение. Его особенностью является зацикленность индивида на определенном виде по­требления, который занимает важное, а то и центральное место в его систе­ме ценностей. Это увлечение опирается на физиологическую зависимость, возникшую в результате си­стематического потребления данного продукта, и становится страстью. Подобный тип поведения ха­рактеризует алкоголиков, наркоманов, игроманов, которые фактически становятся рабами своей потребности. Рассмотрим на примере потребления наркотиков, алкоголя, табака особенности и негативные тенденции данного процесса в современной России.

Потребление наркотических средств аналогично потреблению алкоголя и табака: все эти вещества относят к вредным продуктам, поскольку они дают человеку субъективное ощущение удовольствия, но в то же время наносят его организму вред. В каждой из наук, изучающих наркопотребление, предлагаются свои причины такого поведения индивида.

В экономической теории наркоманы рассматриваются как люди, осведомленные о вредных последствиях приема наркотиков, но сознательно встающие на этот путь, стремясь отвлечься от окружающей их обыденности. В конце 1980-х Гэри Беккер и Кетрин Мерфи разработали модель рационального поведения потребителя «вредных благ», где анализируется зависимость масштабов индивидуального потребления наркотиков от изменения их цен. Согласно этой концепции, склонность людей к наркотикам во многом зависит от динамики цен на них, но эта зависимость проявляется не сразу, а с течением времени.

Г. Беккер и К. Мерфи выделяют следующие закономерности потребления наркотиков:

- ожидаемое повышение цен снижает текущее потребление, и наоборот;

- люди с более низким доходом на изменения цен «вредных благ» реагируют сильнее, чем лица с более высоким доходом, которые больше учитывают будущие вредные последствия;

- молодежь сильнее реагирует на изменение цен, чем более пожилые люди, поскольку у молодых слабее навыки рационального поведения [1].

Таким образом, по мнению этих авторов, главной причиной роста наркомании является удешевление наркотиков. Также Г. Беккер и К. Мерфи подсчитали убытки, которые несет за собой наркомания. В США приблизительно 100 млрд. долл. ежегодно уходит на борьбу с наркотиками.

Но конечно же экономические причины не могут служить главным объяснением распространения наркомании. Чаще всего начинают потреблять наркотики не из-за их низкой цены, а из желания попробовать что-то новое, неизвестное; из-за стремления к копированию поведения «идеала» (нередки случаи, когда подростки попадают в компании, где употребление наркотиков является нормой), бездуховности, психологических причин. Да и наименование наркотиков «благом», хотя и «вредным», вызывает недоумение. Существуют и социологические причины наркомании, о которых следует сказать особо.

Одной из таких причин является неадекватность молодежного досуга, который порождает скуку и тоску. Молодые люди не в состоянии получать удовлетворение предлагаемого досуга, и находят новое развлечение – наркотики. Еще одна причина – не столько недостатки организации досуга, сколько неудачи в жизненной карьере.

Еще одно объяснение наркомании связано с приоритетным вниманием не к личным проблемам отдельных людей, а к особенностям поведения разных социальных групп. Для того, чтобы определить, какие именно индивиды способны прийти к употреблению наркотиков, изучаются их семьи, культурное окружение, а также негативные социальные факторы жизни (бедность, безработица, дискриминация).

Развивая этот подход, некоторые радикальные социологи рассматривают наркоманию как проявление «бунтарства». По их мнению, употребление наркотиков часто является формой сопротивления доминирующим социальным ценностям, культурной практике, идеологическим и материальным условиям жизни.

Полагаем, что и на употребление алкоголя и табака влияют аналогичные причины. Как же обстоит ситуация, связанная с употреблением этих вредных продуктов?

Количество наркоманов, по данным официальной статистики, в нашей стране резко выросло с развалом СССР и переходом к рыночной экономике. Скачок за 20 лет по сравнению с 1990 годом произошел почти в 10 раз, правда, с 2008 года наметилась тенденция к уменьшению больных наркоманией. В 2014 году наркоманов, состоящих на учете, было 300,7 тыс. человек. По данным Федеральной службы по контролю оборота наркотиков, цифры почти в два раза больше: почти 650 тыс. человек. По экспертным оценкам, число наркопотребителей значительно выше – около 2,5 млн. человек [2].

В последние годы увеличивается лояльность населения к наркотикам. Об этом свидетельствуют результаты социологических опросов. В 2006 году к легализации употребления «легких» наркотиков (например, марихуаны) положительно отнеслись 5% опрошенных, отрицательно – 85%. В 2014 году эти данные составили 14% и 70% соответственно [3, c. 73].

Наркотизация российского общества сопровождается формированием групп или сообществ наркоманов, которые с целью распространения наркотиков приобщают к вредным веществам все новых и новых потребителей. Специалисты подсчитали, что один наркоман может приобщить к наркотикам в среднем 5-7 человек.

Еще одна из значимых проблем современного мира – употребление табака. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), ежегодно из-за сигарет погибают 6 миллионов человек и экономика несет убытки на сотни миллиардов долларов. Прогнозируется, что при сохранении нынешних тенденций к 2030 году во всем мире от табака будут ежегодно умирать более 8 миллионов человек [4]. Для борьбы с курением в странах мира проводится специальная политика, связанная с запретом на рекламу, на курение в общественных местах, увеличением цен на сигареты.

Алкоголизация современного российского общества – это также весьма значимая проблема. Ежегодно диагноз «алкоголизм и алкогольные психозы» впервые устанавливается более чем для 100 тысяч человек [5].

В дореволюционной России употребление алкоголя составляло 3,7 л в год (1906-1910 гг.) и 4,7 литра в 1913 году. В 1914 году издается указ о запрещении производства и продажи алкогольных напитков. В итоге среднедушевое потребление алкоголя сократилось до 0,2 л; только к 1960-м годам оно достигает уровня 1913 года. 1980 год характеризуются ростом алкоголизма среди населения в 2,7 раза по сравнению с 1970 годом. В 1985 году начинается антиалкогольная кампания, позволившая снизить эту цифру почти в 1,5 раза к 1990 году.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в 2014 году число больных алкоголизмом, находящихся на учете в лечебно-профилактических организациях составило почти 1,7 млн. человек. Это почти 1,5% общей численности населения нашей страны [6, c. 6]. Показатель первичной заболеваемости алкоголизмом в 2014 году по сравнению с 2013 годом снизился на 2,6% и составил 109,1 тыс. человек (или 77,7 человек на 100 тыс. населения). Возможно, что сокращение этого показателя связано с антиалкогольной кампанией, проводимой Правительством Российской Федерации в последние годы. 30 декабря 2009 года Правительством РФ была одобрена Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года. Основными целями концепции провозглашено:

- значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции;

- повышение эффективности системы профилактики злоупотребления алкогольной продукцией;

- повышение эффективности регулирования алкогольного рынка [7].

Реализация государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации предусматривается проводить в два этапа.

Первый этап: 2010 – 2012 годы. В этот период были приняты законы, направленные на снижение употребления алкогольной продукции (например, запрет продажи алкоголя после 23 часов; введена уголовная ответственность за продажу алкоголя несовершеннолетним; устанавливается минимальная цена на спиртосодержащую продукцию и др.).

Второй этап (2013 – 2020 годы) направлен на формирование традиций здорового образа жизни, развитие спорта и физической культуры, осуществление специальных мер по своевременному выявлению заболеваний, связанных со злоупотреблением алкогольной продукцией, обеспечение эффективной профилактики возникновения алкогольной зависимости в отношении лиц (их семей), которые употребляют алкогольную продукцию в значительных количествах.

Статистические данные свидетельствуют об эффективности проводимой политики.

К наркомании и алкоголизму близка игромания, когда смыслом жизни человека становится игры (компьютерные, азартные). Число игроманов в нашей стране довольно сложно посчитать, т.к. за помощью они не обращаются, но по некоторым данным это около 7 млн. чел. [8] (почти 5% населения России). Несмотря на вступление в силу с 1 июля 2009 года в России Закона «Об игорном бизнесе», запрещающего игровые автоматы, постоянно в разных регионах открываются подпольные казино. Кроме этого некоторые люди зависимы от компьютерных игр, которые вполне легальны.

Человек, попавший в алкогольную, наркотическую зависимость, ведет себя как нерациональный потребитель: он может прекрасно осознавать, что этот продукт вреден для здоровья и опасен для жизни, но удержаться от его употребления бывает свыше его сил.

И это не обязательно наркотические вещества. Зависимость может развиться от чего угодно (кофе, сахар, шоколад и др.), включая даже посещение магазинов, когда человеку становится важен не сам товар, а именно процесс выбора и приобретения вещи. Такое поведение в современной науке получило название шопингомании – неконтролируемой страсти к покупкам.

Явление шопингомании сильно распространено в Европе и Америке. В России она очень быстро обрела размах. Люди даже с малым достатком оставляют в магазинах огромные суммы, часто в этом им помогает потребительский кредит. Сегодня кредит – это не просто средство достижения определенной цели, а особый стиль жизни. В России формируется так называемая этика опережающего потребления, как и на Западе.

Ж. Бодрийяр пишет о кредите: «Долгое время в силу своего рода застенчивости кредит воспринимался как некая нравственная опасность, тогда как расплата на месте относилась к числу буржуазных добродетелей. Но подобные психологические сопротивления явно ослабевают. … Ныне родилась новая мораль: мораль опережающего потребления по отношению к накоплению, мораль убегания вперед, форсированного инвестирования, ускоренного потребления и хронической инфляции (копить деньги становится бессмысленно); отсюда берет начало вся современная система, где вещь сначала покупают, а затем уже выкупают своим трудом» [9, c. 173].

В 2004 году Д.О. Стребковым было проведено исследование, касающееся особенностей кредитного поведения населения России. В результате были сделаны следующие выводы. Люди, как правило, затрудняются строить более-менее определенные планы на будущее даже в том, что касается приобретения самых элементарных вещей. Связано это, скорее всего, с тем, что у большинства опрошенных нет уверенности в завтрашнем дне. Те немногие респонденты, которые говорят о своих планах и намерениях, не выстраивают долгосрочных перспектив. В большинстве случаев говорится о планах на ближайший год-два, либо о намерениях без определения четкой временной перспективы.

Неуверенность в завтрашнем дне является серьезным препятствием для кредитного поведения, фактором, сдерживающим развитие массового спроса на кредитные услуги. Большинство людей готовы воспользоваться предложениями банков только в том случае, когда они на 100% уверены в том, что смогут расплатиться по кредиту. Почти никто не желает рисковать: сегодня человек может иметь стабильную высокооплачиваемую работу, но завтра по тем или иным причинам (увольнение, изменение рыночной конъюнктуры, ликвидация предприятия и т.п.) уровень его доходов снизится, и он не сможет погасить кредит [10, c. 22]. Похожая ситуация произошла совсем недавно – мировой финансовый кризис лишил работы тысячи людей как во всем мире, так и в России, расплатиться с кредитами стало особенно трудно.

Фонд общественного мнения в 2006 году провел похожее исследование: того как часто люди берут кредит, готовы ли они вообще взять деньги взаймы, что их устраивает или не устраивает при использовании кредитов. Только 39% опрошенных пользовались кредитами в начале 2000-х годов. При этом взять кредит в магазине допускали для себя 54% опрошенных, в банке меньше – 39%. Исключали возможность воспользоваться кредитом 42% и 55% участников исследования, соответственно.

Скорее всего это связано с широкой рекламой беспроцентных потребительских кредитов на покупки, тогда как банковский кредит ассоциируется с обязательным высоким процентом.

Среди достоинств потребительского кредитования респонденты отмечали следующее:

- «единственная возможность что-то купить»; «деньги собирать на крупную покупку трудно» – 23%;

- «удобная вещь»; «выгодно дорогостоящую вещь покупать в долг, учитывая инфляцию» – 11%;

- частями крупную сумму отдавать легче (8%);

- позволяет сразу воспользоваться нужной вещью (2%);

- избавляет от необходимости брать деньги в долг (1%);

- вообще соответствует мировой практике - «весь мир живет в кредит» (1%).

Противники кредитов выдвигали такие аргументы, как

- невыгодность «большие проценты придется выплачивать – это невыгодно»; «это на 20-30% дороже» – 13%;

- зависимость от кредитора – 3%;

- опасения не расплатиться за кредит – 2%;

- недоверие самой системе кредитования – 1% [11].

Таким образом мнения людей относительно того, брать или не брать кредит, разделились примерно поровну. Полагаем, скорее всего «боязнь» кредитов потребителями является нормой. Это заложено в менталитете русского человека, не зря же появилась пословица: «По приходу и расходы». Нарушение этой регламентирующей нормы – увлечение кредитами для приобретения вещей (в сущности ненужных) – отклонение с точки зрения традиционных институтов. «Легкие» деньги, полученные у банка или взятые в долг у знакомых – большой соблазн.

Однако современная западная цивилизация – денежная, нацеленная на экономический рост посредством стимулирования совокупного спроса, искусственного формирования потребностей, максимизации выгоды. И Россия в ходе рыночных реформ восприняла эту ориентацию, превращаясь в общество массового потребления. (Но называть современное российское общество обществом массового потребления мы считаем преждевременным, т.к. к счастью традиционные институты сохраняют свое значение. Результаты различных исследований, в т.ч. и наших показывают, что большая часть респондентов совершают покупки в соответствии со своими потребностями.) В итоге в настоящее время в обществе обнаружилось следующее противоречие. С одной стороны, часть населения склонна к потребительству и даже шопингомании – болезни, с которой необходимо бороться не только индивиду, но и всему обществу. С другой стороны, современные экономические институты стимулируют у человека страсть к покупкам: заманчивая реклама, постоянно меняющаяся мода, возможность легко, без проблем, взять кредит. Необходимы институциональные изменения под эгидой государства в рамках семьи, образования, бизнеса, СМИ и др.

Страсть к покупкам, употребление наркотиков, алкоголя, игромания часто ведут к преступлениям. Для удовлетворения своей страсти необходимы деньги, и чем глубже человек «увяз», тем больше средств ему требуется. Нередко для получения желаемого индивид идет на различного рода преступления. Самым распространенным является кража (42% от зарегистрированных преступлений), на втором месте находятся преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков (более 8%), около 6% занимают грабежи [5].

Анализ количества совершаемых преступлений показал, что с 2007 года наблюдается снижение числа зарегистрированных преступлений. В 2014 году было зарегистрировано 2190,6 тыс. преступлений, что на 38% меньше показателя 2007 года [5]. Конечно, часть преступлений не регистрируется, не все пострадавшие обращаются в органы внутренних дел за помощью, но тенденция наметилась. Недоверие же в обществе к «людям в погонах» можно объяснить негативным обликом милиции (полиции), сформировавшимся в постсоветской России.

Левада-Центром в 2014 годах был проведен опрос, касающийся отношения граждан к работникам милиции (полиции). Чуть более 30% респондентов отметили, что они скорее относятся к ним с недоверием. Причем доля опрошенных, придерживающихся этого мнения с каждым годом растет. Приблизительно столько же людей считают, что работники правоохранительных органов не способны защитить город, отдельную семью от преступников [3, c.100].

Как отмечают некоторые исследователи, за последние десять лет уровень преступности ежегодно возрастал на 2,4%. По расчетам, например, В. Овчинского, данные официальной статистики занижены почти в 10 раз (например, в 2009 году в России было совершено не менее 26 млн. преступлений) [12].

В 2014 году наблюдается увеличение числа преступлений, совершенных в состоянии алкогольного или наркотического опьянения по сравнению с предшествующими годами [5].

Доля преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, выросло с 7% в 2006 году до 16,1% в 2014 году. Ситуация с преступлениями, совершенными в состоянии наркотического опьянения, чуть лучше, но также наблюдается рост с 0,3% в 2006 году до 1,5% в 2014 году.  

Как видим, зависимый тип потребительского поведения очень опасен для общества, т.к. как ведет и к деградации граждан, и к снижению численности населения. Основой потребительского поведения должна стать рациональность, понимаемая не в неоклассическом (узком), а в широком философском смысле, как не только максимизация выгоды, но и разумность.