Полный текст статьи
Печать

Государство и бизнес, будь он крупным, средним или малым, являлись всегда сложным, разноуровневым и многоаспектным явлением, которое в сознании, быту, жизни отдельного человека, всего общества отражается разными аспектами в зависимости от той роли, которую они выполняют. Значение государства увеличивалось по мере дифференциации социальных связей, специализации разделения труда, постоянного возрастания сложности взаимодействия людей, появления разнообразных аспектов трудовой деятельности, роста знаний, социальной иерархии, должностей, функциональных обязанностей, частной собственности, информированности общества, появления разновекторности общественного интереса и интереса отдельного человека или группы людей в целом.

Термин "сотрудничество государства и бизнеса" первоначально появился в США и предполагал совместное государственное и частное финансирование исключительно образовательных программ.

Позже в 50-е годы прошлого столетия данная трактовка стала добавляться к финансированию объектов общественного пользования.  В   60-е годы категория "сотрудничество государства и бизнеса" стала пользоваться значительнее и весомее, обрастая более сложными определениями и характеристиками. В тот период времени данное определение понималось в качестве совместных и единых, в недостаточной еще мере выстроенных государственно-частных объединений, которые осуществляли модернизацию и перестройку городов не только США, но и Германии, Израиля, Канады, прочих стран мира. Следует отметить, что интерес к инвестиционной деятельности в форме сотрудничества государства и бизнеса появился гораздо раньше, чем в США.

Первый мировой проект сотрудничества государства и бизнеса появился во Франции благодаря правлению короля Генриха II, в результате реализации которого был сооружен канал, а известная всему миру Эйфелева башня в Париже также явилась плодом творения сотрудничества государства и бизнеса и ее стратегии реализации.

Фундаментальное развитие теории сотрудничества государства и бизнеса получило в середине XX века, в тоже время в практике более плодотворное воплощение изучаемой нами теории осуществилось только в 80-е годы прошлого века, и именно данное время рассматривается как дата активного развития сотрудничества государства и бизнеса, а вместе с ней и стратегии подобного сотрудничества.

Осмысление подобных отношений привело к возникновению во второй половине XX века концепции сотрудничества государства и бизнеса, что требует рассмотрения различных подходов к трактовке данного термина.

С экономической точки зрения сотрудничество государства и бизнеса увязывают с перераспределением полномочий между государством и бизнесом в стратегически важных отраслях экономики, включая социальную сферу, которые не могут быть по своей сути приватизированы, для которых у государства не хватает или не имеется денежных средств на их поддержку и стратегическое развитие. К подобным объектам относятся социальная сфера, транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, благоустройство населенных пунктов, объекты культурного наследия и другое [14, с.15].

 Важными условиями эффективности сотрудничества государства и бизнеса выступает сохранение за государственными органами как хозяйственной активности в значительной степени, так и отдельных правомочий собственности, а также степень участия бизнеса в реализации проекта. Если подобное соотношение отсутствует, то реализация стратегии сотрудничества государства и бизнеса может привести к несущественной или полной приватизации бизнесом объектов партнерства.

Отправной точкой подобной интерпретации понимания сотрудничества государства и бизнеса явился опыт стран с развитой экономикой, в которой частным организациям, которые реализовали совместные с государством проекты и разработки, были переданы широкие полномочия, такие как эксплуатация, разработка, пользование, строительство, финансирование, использование.

Сотрудничество государства и бизнеса – это программа, позволяющая реализовать трудовой, финансовый, материальный потенциалы благодаря выдвижению предпринимательской инициативы, приумножить контрольные функции государства в социальных сферах экономики.

Государство, привлекая ресурсы бизнеса, коммерческих структур к решению существенного круга проблем, не лишается прав собственника. Участие бизнеса в реализации социальных проектов требует правового закрепления сотрудничества государства и бизнеса, что может привести к незначительным институциональным изменениям внутри системы отношений "государство-бизнес". Данные взаимоотношения способствуют расширению и углублению предпринимателей и бизнесменов в осуществлении управленческих, экономических, организационных, мотивационных, контрольных функций.

С точки зрения подхода, который связан с государственной политикой и управлением, сотрудничество государственных структур и бизнеса находится на стыке взаимоотношений рассматриваемых структур, при этом, не становясь институтом приватизации, и национализации, а сферой оптимального исполнения возложенных на государство функций и обязанностей перед населением.

Рассматривая взаимоотношения государства и бизнеса в экономике, следует подчеркнуть, что подобное сотрудничество имеет место быть в прочих сферах общественной жизни – науке, политике, культуре. В этом случае сотрудничество власти и бизнеса необходимо понимать в качестве формы партнерства государства и коммерческих структур.

Передача полномочий органов власти не ограничивается правами собственности. Сюда включены консультации и совместная разработка нормативно-правовых актов, законов, программ социально-экономического развития.

Рассмотрев основные подходы к трактовке сотрудничества государства и бизнеса, остановимся на определениях к понятию стратегии подобного взаимодействия (Таблица 1).

Таблица 1 - Определение эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса

Экономический словарь

Стратегия сотрудничества государства и бизнеса (англ. strategic alliance) – общее название форм кооперации ресурсов и координации деятельности компаний на перспективу с целью получения взаимных выгод (эффекта синергии)

С. Беляков

Стратегия сотрудничества государства и бизнеса – это перспективное партнерство между государством и частным сектором для решения социально значимых задач, которое должно осуществляться на взаимовыгодных условиях: для государства выгода — в привлечении средств частного инвестора для реализации функций, которые традиционно закреплены за государством, а иногда и в передаче части этих функций своему партнеру, конечно, при условии распределения рисков, для инвестора выгода — в возможности заработать, хорошо провести свой досуг, оказывая эти услуги [13, c. 52].

А. Спиридонов

Стратегия сотрудничества государства и бизнеса – это юридически оформленные отношения органов власти и субъектов предпринимательства в отношении объектов, находящихся в юрисдикции государства, основанные на обязательном разделении рисков, учете интересов и координации усилий сторон, осуществляемые в целях наиболее эффективной реализации проектов [12, c. 25].

Е. Коровин

Стратегия сотрудничества государства и бизнеса – среднесрочное или долгосрочное сотрудничество между общественным и частным сектором, в рамках которого происходит решение политических задач на основе объединения опыта и экспертизы нескольких секторов и разделения финансовых рисков и выгод [5, с. 112].

В. Варнав-

ский

Стратегия сотрудничества государства и бизнеса – это институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных и локальных, общественно-значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг [8, с. 82].

 

 Из таблицы 1 видно, что в основе стратегии сотрудничества государства и бизнеса лежит взаимодействие менеджмента коммерческих организаций, обусловленное взаимовыгодным для государства и бизнеса участием в капиталах, способствующее расширению потребителей, клиентов, пользователей, росту проведения социально значимых мероприятий, совпадению интересов государства и коммерческих структур в настоящее время и на перспективу, что связано с координацией деятельности коммерческих организационно-правовых форм.

Следует учесть, что в качестве структур бизнеса могут выступать не только отечественные, расположенные в определенном регионе, фирмы, но и эффективно функционирующие за пределами данного региона, а зачастую и зарубежные коммерческие структуры.

 Партнерами государства в решении социальных задач могут являться как равные по величине фирмы, так и фирмы, различающиеся по объему, сфере, характеру производственно-хозяйственной деятельности [9, с. 92].

Нередко эффективная стратегия сотрудничества приводит к возвышению фирмы в глазах общественности, способствуя продвижению товара или оказываемых услуг населению. 

Эффективная стратегия сотрудничества государства и бизнеса всегда складывается по поводу развития инновационного потенциала региона.

Эффективная стратегия сотрудничества государств и бизнеса может быть реализована как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе, однако, она всегда сопряжена с использованием современных средств науки, современными средствами компьютеризации, квалифицированной рабочей силы, высокотехнологичного производства, и имеет целью достижения общих интересов для обоих участников сотрудничества. При таком партнерстве основное внимание уделено достижению максимально синергетического эффекта, который возможен в процессе такого сотрудничества. Эффект синергии – это приращение результативности деятельности каждой из сторон, взаимодействующих друг с другом, вследствие пополнения их потенциалов, при этом наблюдается согласованность с перспективами, приоритетами, целями, задачами регионального развития.

Рассматривая стратегию сотрудничества государства и бизнеса, следует учитывать немало значимые факторы, которые ограничивают интерес коммерческих структур к развитию региональной инфраструктуры в рамках подобного сотрудничества.

Существенное развитие сотрудничества государства и бизнеса определяется эффективным распределением прав, функций, задач, обязанностей, ответственности между бизнесом и государством (Рисунок 1). 

Рисунок 1- Развитие сотрудничества государства и бизнеса

Эффективная стратегия способствует наиболее эффективной деятельности обеих сторон, позволяющей отвечать на вызовы экономической и социальной среды региона, способствующей устойчивому социально-экономическому развитию региона [6, с. 15].

С позиции государственной власти такой краткосрочный или, а зачастую и долгосрочный паритет сторон необходим для реализации целей социально-экономического развития региона в перспективе. С позиции бизнеса сотрудничество государства и бизнеса целесообразно на добровольной основе.

К формам совместного сотрудничества государства и бизнеса следует отнести: контрактные формы; соглашения о разделе продукции; арендные отношения, лизинг; акционирование и участие в совместных предприятиях. Применительно к социальной инфраструктуре формами сотрудничества выступают: контрактные формы; арендные отношения, лизинг.

Основными чертами сотрудничества государства и бизнеса являются:

 - специфическая ответственность с позиций интересов общества между двумя сторонами: с одной стороны, государство определяет цели, формы проекта, устанавливает количественные и качественные составляющие проекта, ведет контроль за его реализацией, с другой стороны, бизнесмен возлагает на себя текущую деятельность на всех стадиях осуществления проектной работы – организация, мотивация, разработка, управление, финансирование, строительство и эксплуатация;

- конкретные сроки действия соглашений о сотрудничестве (от 10 до 15 лет и более). Четкое ограничение во времени: если конкретный проект разрабатывается под объект социальной инфраструктуры, то его следует завершить к определенному периоду времени;

- специфика формы финансирования проекта: за счет частных коммерческих инвестиций в купе с государственными бюджетными ассигнованиями, или совместное инвестирование деятельности несколькими коммерческими структурами;

- распределение благодаря соответствующим договоренностям между участниками сотрудничества в рамках реализации эффективной стратегии партнерства рисков.

Коммерческая структура и государство вносит свой весомый существенный вклад в реализацию совместного проекта.

В отношении бизнеса подобным вкладом могут быть предусмотрены: организованное слаженное управление, значительные денежные средства, огромный или незначительный профессиональный опыт группы людей, готовых довести начатое дело до конца и обладающих огромной энергией и самоотдачей, способность к новаторской деятельности, новым технологиям, ориентированных на современные требования потребителей, гибкость в разработке решений [13, с. 53].

В отношении государства при реализации проекта, определенного в рамках разрабатываемого взаимного сотрудничества, - использование и применение налоговых, амортизационных льгот, государственных гарантий пользования объектом представителями бизнеса, населением, вложение в подобный проект заранее оговоренного объема финансовых ресурсов, правомочия собственника со стороны государства. Государство получает дополнительные возможности при реализации свои главных функций - контроль, планирование, прогнозирование, соблюдение общественных интересов, управление, координация усилий, достижение синергетического эффекта.  Государство в качестве основного субъекта и координатора вправе переориентировать денежные средства с производственных проектов на социальные цели, в частности на культуру, что приводит росту инвестиционной привлекательности муниципального образования, конкретного региона, благоприятно сказывается на реализации всех проектов в рамках эффективной стратегии сотрудничества государства и бизнеса, приводит к стабилизации социально-экономического климата региона.

Таким образом, при эффективной реализации стратегии сотрудничества государства и бизнеса за государственными органами закрепляются основополагающие рычаги контроля, регулирования, координации действий.