Федеральный государственный образовательный стандарт составляет собой совокупность требований, которые обязательны для реализации основной образовательной программы, это:
* требования к результатам образования;
* требования к структуре основных образовательных программ - это то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность;
* требования к условиям реализации ФГОС.
Задача любого педагога - работать на результат образования.
В редакции ФГОС 2009 года чётко обозначены требования к:
* личностным результатам (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) [2];
* метапредметным результатам (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями)[2] ;
* Предметным результатам.
Чтобы выполнить поставленные требования, педагогу нужно решить основную цель школы - это формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат способность обучающегося к самореализации, самосовершествованию и саморазвитию.
Существует 4 вида универсальных учебных действий:
* личностные действия (самоопределение - внутренняя позиция школьника, самооценка; смыслообразование - мотивация учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация);
* регулятивные действия (целеполагание, основанный на знании и незнании; планирование; контроль внимания; оценка учебной деятельности; коррекция; прогнозирование);
* познавательные (логические; моделирование);
* коммуникативные (взаимодействие; кооперация, интериоризация) [2].
Второй год я работаю в рамках реализации ФГОС НОО. Из приведённой таблицы видно, какие современные педагогические приёмы использую на разных этапах урока для формирования универсальных учебных действий.
Этапы урока |
Формируемые универсальные учебные действия |
Педагогические приёмы обучения |
Описание приёма, метода, способа обучения |
Организационный момент |
Коммуникативные, личностные |
Вход в урок
|
Необычное знакомство с планом урока. Например, один из уроков математики я начала так: Сначала мы посетим салон красоты цифр - будем писать красавцы-цифры. Затем блеснём умением решать в уме - для этого проведём устный счёт. Потом попробуем сформулировать тему и цель урока. Следом постараемся решить поставленную перед собой цель. И наконец, оценим свои достижения на уроке - сделаем рефлексию. |
Право на защиту |
Перед каждым уроком ученик может подойти и попросить его не спрашивать (при этом необязательно объяснять причину неготовности). После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят. |
||
Определение темы, цели и задач урока. |
Познавательные, коммуникативные, регулятивные целеполагание |
Проблемный диалог |
Создаю проблемную ситуацию. Например: - Сформулируйте тему урока. (На доске записано 24+8) - Вычислите значение выражения 24+8. (Дети самостоятельно вычисляют. ) - Задание было одно, а у нас получилось несколько ответов. Почему? (Мы не знаем как вычислить значение выражения) - Какой вопрос возникает у нас? (Как вычислить значение выражения?) |
Практическая деятельность обучающихся, осуществление коррекции |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные |
Опрос "по цепочке"
|
Я жестом прерываю рассказ одного ученика и предлагаю продолжить его другому. Ученики учатся слушать и слышать другого Я. |
Работа в паре, группе |
Группы, пары получают одно и то же задание или разные, но работают на общий результат задания. |
||
Лови ошибку (Найди ловушку) |
Ученики получают предложение, выражения с допущенными ошибками. Они должны исправить их. |
||
Отсроченная реакция
|
Приучаю обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Отрабатывается правило: вопрос - пауза - ответ. |
||
Осуществление контроля |
Регулятивные контроля, коммуникативные |
Тренировочная контрольная работа |
Контрольная работа проводится традиционным способом, но ставлю отметки в журнал только по желанию учеников. |
Блиц-контрольная работа
|
В течении 7-10 минут провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков. |
||
Взаимоопрос |
В течении 3-5 минут обучающиеся опрашивают друг друга. Вопросы готовят дома. |
||
Оценивание |
Регулятивные оценивания, коммуникативные |
Райтинг
|
Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку. Затем оцениваю я. При безотметочном обучении применяю шкалу, предложенную Г.А.Цукерман. Если я соглашаюсь, то обвожу крестик ученика, если не соглашаюсь, то на шкале ставлю свою оценку. При отметочном оценивании записываю дробь. Например: 4/5, где 4 - отметка ребёнка, 5 - отметка преподавателя. |
Знакомьтесь с критериями |
Знакомлю школьников с критериями оценивания или договариваюсь с обучающимися о критериях оценивания. |
||
Рефлексия |
Регулятивные, коммуникативные |
Мордашки |
Ученики в дневниках рисуют своё эмоциональное состояние смаликами, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение. |
Невербальное управление
|
С помощью ладони и ручки показывают уровень активности на уроке: чем выше активность, тем выше ручка. |
||
Опрос-итог |
В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии. |
||
Домашнее задание |
Познавательные, регулятивные, коммуникативные |
Задание массивом. |
Ученикам предлагаю сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания. |
Обсуждаем домашнее задание.
|
Вместе со школьниками ищем ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно? |
Использование современных педагогических приёмов способствуют развитию мотивации обучения, адекватной самооценки, умения планировать и действовать по алгоритму, взаимодействовать, договариваться, кооперироваться, аргументировать, слушать и слышать другого Я. Что способствует повышению качества обучения.