Полный текст статьи
Печать

Федеральный государственный образовательный стандарт составляет собой совокупность требований, которые обязательны для реализации основной образовательной программы, это:

* требования к результатам образования;

* требования к структуре основных образовательных программ - это то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность;

* требования к условиям реализации ФГОС.

Задача любого педагога - работать на результат образования.

В редакции ФГОС 2009 года чётко обозначены требования к:

* личностным результатам (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности) [2];

* метапредметным результатам (универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями)[2] ;

* Предметным результатам.

Чтобы выполнить поставленные требования, педагогу нужно решить основную цель школы - это формирование универсальных учебных действий, которые обеспечат способность обучающегося к самореализации, самосовершествованию и саморазвитию.

Существует 4 вида универсальных учебных действий:

* личностные действия (самоопределение - внутренняя позиция школьника, самооценка; смыслообразование - мотивация учебной деятельности; нравственно-этическая ориентация);

* регулятивные действия (целеполагание, основанный на знании и незнании; планирование; контроль внимания; оценка учебной деятельности; коррекция; прогнозирование);

* познавательные (логические; моделирование);

* коммуникативные (взаимодействие; кооперация, интериоризация) [2].

Второй год я работаю в рамках реализации ФГОС НОО. Из приведённой таблицы видно, какие современные педагогические приёмы использую на разных этапах урока для формирования универсальных учебных действий.

Этапы урока

Формируемые универсальные учебные действия

Педагогические приёмы  обучения

Описание приёма, метода, способа обучения

Организационный момент

Коммуникативные, личностные

Вход в урок

 

 

 

 

 

Необычное знакомство с планом урока. Например, один из уроков математики я начала так: Сначала мы посетим салон красоты цифр - будем писать красавцы-цифры. Затем блеснём умением решать в уме - для этого проведём устный счёт. Потом попробуем сформулировать тему и цель урока. Следом постараемся решить поставленную перед собой цель.  И наконец, оценим свои достижения на уроке - сделаем рефлексию.

Право на защиту

Перед каждым уроком ученик может подойти и попросить его не спрашивать (при этом необязательно объяснять причину неготовности). После этого он может быть уверен, что его сегодня не спросят.

Определение темы, цели и задач урока.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные целеполагание

Проблемный диалог

Создаю проблемную ситуацию. Например:

- Сформулируйте тему урока. (На доске записано 24+8)

- Вычислите значение выражения 24+8. (Дети самостоятельно вычисляют. )

- Задание было одно, а у нас получилось несколько ответов. Почему? (Мы не знаем как  вычислить значение выражения)

- Какой вопрос возникает у нас? (Как вычислить значение выражения?)

Практическая деятельность обучающихся, осуществление коррекции

Познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные

Опрос "по цепочке"

 

Я жестом прерываю рассказ одного ученика и предлагаю продолжить его другому. Ученики учатся слушать и слышать другого Я.

Работа в паре, группе

Группы, пары получают одно и то же задание или разные, но работают на общий результат задания.

Лови ошибку

(Найди ловушку)

Ученики получают предложение, выражения с допущенными ошибками. Они должны исправить их.

Отсроченная реакция 

 

Приучаю обучающихся к небольшой паузе между вопросом и ответом, не разрешаю выкрикивать с места. Отрабатывается правило: вопрос - пауза - ответ.

Осуществление контроля

Регулятивные контроля, коммуникативные

Тренировочная контрольная работа

Контрольная работа проводится традиционным способом, но ставлю отметки в журнал только по желанию учеников.

Блиц-контрольная работа

 

 

В течении 7-10 минут провожу письменный опрос в быстром темпе для выявления степени усвоения учебных навыков.

Взаимоопрос

В течении 3-5 минут обучающиеся опрашивают друг друга. Вопросы готовят дома.

Оценивание

Регулятивные оценивания, коммуникативные

Райтинг

 

 

 

 

 

 

Завершив работу, ученик сам ставит себе оценку. Затем  оцениваю я. При безотметочном обучении применяю шкалу, предложенную Г.А.Цукерман. Если я соглашаюсь, то обвожу крестик  ученика, если не соглашаюсь, то на шкале ставлю свою оценку. При отметочном оценивании записываю дробь. Например: 4/5, где 4 - отметка ребёнка, 5 - отметка преподавателя.

Знакомьтесь с критериями

Знакомлю школьников с критериями оценивания или договариваюсь с обучающимися о критериях оценивания.

Рефлексия

Регулятивные, коммуникативные

 Мордашки

Ученики в дневниках рисуют своё эмоциональное состояние смаликами, символизирующими хорошее, спокойное  или плохое настроение.

 Невербальное управление

 

С помощью ладони и ручки показывают уровень активности на уроке: чем выше активность, тем выше ручка.

Опрос-итог

В конце урока  задаю вопросы, побуждающие к рефлексии.

Домашнее задание

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

 Задание массивом.

Ученикам предлагаю сразу много заданий (в рамках большой изучаемой или повторяемой темы). Каждый школьник должен выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

Обсуждаем домашнее задание.

 

Вместе со школьниками ищем ответ на вопрос: каким должно быть домашнее задание, чтобы новый материал был закреплен качественно?

 

Использование современных педагогических приёмов способствуют развитию мотивации обучения, адекватной самооценки, умения планировать и действовать по алгоритму, взаимодействовать, договариваться, кооперироваться, аргументировать, слушать и слышать другого Я. Что способствует повышению качества обучения.