Сегодня содержание российского образования претерпевает большие изменения, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Главной особенностью этих стандартов является то, что наряду с предметными образовательными результатами они ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. Основным инструментом достижения этих результатов являются универсальные учебные действия (УУД) как первичные элементы любого вида деятельности. И в качестве одной из важнейших задач современной системы образования новые Федеральные образовательные стандарты провозгласили «формирование универсальных учебных действий», как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с.27]
Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Реализация системно-деятельностного подхода призвана обеспечивать формирование универсальных учебных действий.
В основной школе в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:
- основ гражданской идентичности;
- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки, моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, праосознание.)
- готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.
В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе;
- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;
- развитию речевой деятельности.
В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:
- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;
- развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;
- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций [ 5, c. 19-21 ].
Таким образом, новые цели и результаты образования сегодня нацеливают учителя на внедрение новых образовательных технологий, которые обеспечивают системно- деятельностный подход и на основе этого способствуют формированию универсальных учебных действий. Новая педагогическая задача современного учителя - организация условий, инициирующих детское действие, деятельность. Современный урок это событие: шаг к «образованности», выученность и обученность обязательны – но это «всего лишь» средства. Суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами, отсюда – необходимость системно-дятельностного подхода. /М.В.Левит/.
В условиях реализации ФГОС ООО одним из эффективных технологий мы считаем технологию Web-quest, где заложен деятельностный подход.
При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную задачу.
Работа над веб-квестом помогает
- организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность
- способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем
- дает возможность осуществить индивидуальный подход (для учащихся с низким уровнем знаний могут быть разработаны менее трудные задания.)
- тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного)
Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [2]. Различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).
Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы [ 1, c.44].
Разработчик веб-квеста B.Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов[5]:
Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
Самопознание – любые аспекты исследования личности.
Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.
Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.
Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.
Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.
Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.
Оценка – обоснование определенной точки зрения.
Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).
Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.
Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.
Структура веб-квеста включает:
Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;
Центральное задание, где четко определены цели, задачи и итоговый результат;
Описание процесса работы, где расписаны этапы, подробно описаны задания, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста, также даны ссылки на информационные интернет ресурсы, необходимые для выполнения задания.
Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Результаты работы над вебквестом во время защиты могут оценить сами учащиеся (взаимопроверка) по утвержденным заранее критериям.
Заключение, где суммируется опыт, подводятся итоги, обсуждаются проблемы.
Данный урок с применением технологии вебквест был проведен урок в 9 классе МОБУ СОШ №31 ГО г. Якутск на основе УМК М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис «Enjoy English». Тема вебквеста «Права человека». Вебквест был создан заранее был создан учителем на специальном сайте вебквестов http://zunal.com. После регистрации на данном сайте учителю предоставляется возможность разработать свой вебквест.
Это был кратковременный проект. В начале урока была определена проблема урока (Какие права у нас есть) и поставлена учебная задача. На учебную задачу вышли с помощью контрольных вопросов, где выяснилось, что учащиеся не знают, что такое Декларация о правах человека, Конвенция о правах ребенка и ООН.
Класс был разделен на 3 группы. Для каждой группы учителем были подготовлены задания и ссылки на информационные ресурсы сети Интернет. Результат выполнения вебквеста должны были быть оформлены в виде компьютерной презентации. Оценка групповых презентаций осуществлялась учащимися по следующим критериям: содержательность (информативность), логичность, оригинальность, грамматическая и лексическая грамотность. Были использованы следующие виды заданий вебквеста: аналитическая задача и компиляция. Процесс работы заключался в следующем:
1 группа «Организация объединенных наций» - учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, найти фотографии эмблемы, флага ООН и, используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом.
2 группа «Всеобщая декларация о правах человека»- учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Декларации и определить суть Декларации, и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет человек.
3 группа – «Конвенция о правах ребенка» учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Конвенции и определить суть Конвенции и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет ребенок.
После выступления групп, мы определили, какие обязанности мы имеем наряду с правами.
Например:
Есть право на образование. Мы обязаны хорошо учиться.
Есть право на семью. Мы обязаны заботиться о членах своей семьи ит.д.
Таким образом, учителем было создано условие для деятельности, где учащиеся с помощью интернет ресурсов решили поставленную учебную задачу. Данный вебквест доступен по адресу: http://zunal.com/webquest.php?w=209917.
Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.
Какие результаты по ФГОС мы получили в ходе выполнения вебквеста.
Результаты |
||
Предметные - распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения лексических единиц по теме « Права человека»
|
Личностные - формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»; -стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; -формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации. - воспитание ценности
|
Метапредметные УУД) : Регулятивные : планировать работу по выходу из затруднений, умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию Познавательные –основы реализации проектно-исследовательской деятельности; Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета; Основы изучающего и поискового чтения; Коммуникативные - умение планировать инициативное учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками для достижения результата умение работать в группе –устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме социализированной речи, так и в форме внутренней речи |