Полный текст статьи
Печать

Сегодня содержание российского образования претерпевает большие изменения, связанные с введением Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Главной особенностью этих стандартов является то, что наряду с предметными образовательными результатами они ориентированы на достижение личностных и метапредметных результатов. Основным инструментом достижения этих результатов являются универсальные учебные действия (УУД) как первичные элементы любого вида деятельности. И в качестве одной из важнейших задач современной системы образования новые Федеральные образовательные стандарты провозгласили «формирование универсальных учебных действий», как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса [3, с.27]

Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода. Реализация системно-деятельностного подхода призвана обеспечивать формирование универсальных учебных действий.

В основной школе в сфере развития личностных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию:

-  основ гражданской идентичности;

- основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки, моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, праосознание.)

-  готовности и способности к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования.

В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

В сфере развития коммуникативных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- формированию действий по организации и планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умений работать в группе;

- практическому освоению умений, составляющих основу коммуникативной компетентности;

- развитию речевой деятельности.

В сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется:

- практическому освоению обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности;

-    развитию стратегий смыслового чтения и работе с информацией;

- практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций [ 5, c. 19-21 ].  

Таким образом, новые цели и результаты образования сегодня нацеливают учителя на  внедрение новых образовательных технологий, которые обеспечивают системно- деятельностный подход и на основе этого способствуют формированию универсальных учебных действий.    Новая педагогическая задача современного учителя - организация условий, инициирующих детское действие, деятельность. Современный урок это событие: шаг к «образованности», выученность и обученность обязательны – но это «всего лишь» средства. Суть дела – целостный акт самостроения личности в ходе взаимодействия с учителем и товарищами, отсюда – необходимость системно-дятельностного подхода. /М.В.Левит/.

В условиях реализации ФГОС ООО одним из эффективных технологий мы считаем технологию  Web-quest, где  заложен деятельностный подход.

При выполнении веб-квестов учащиеся не получают готовых ответов или решений, они самостоятельно решают поставленную задачу.

Работа над веб-квестом помогает

- организовать активную самостоятельную или групповую поисковую деятельность

- способствует развитию творческого мышления и навыков решения проблем

- дает возможность осуществить индивидуальный подход (для учащихся  с низким уровнем знаний могут быть разработаны менее трудные задания.)

- тренирует мыслительные способности (объяснение, сравнение, классификация, выделение общего и частного)

Веб-квест (webquest) в педагогике - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы сети Интернет. Он представляет собой мини-проект, основанный на поиске информации в Интернете. Разрабатываются такие веб-квесты для максимальной интеграции Интернета в различные учебные предметы на разных уровнях обучения в учебном процессе. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными [2].         Различают два типа веб-квестов: кратковременный (цель: углубление знаний и их интеграция, рассчитаны на одно-три занятия) и длительный (цель: углубление и преобразование знаний учащихся, рассчитаны на длительный срок - может быть, на семестр или учебный год).

Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы учащихся с ним находится на различных веб-сайтах. Результаты выполнения веб-квеста, в зависимости от изучаемого материала, могут быть представлены в виде устного выступления, компьютерной презентации, эссе, веб-страницы [ 1, c.44].

Разработчик веб-квеста B.Додж описывает следующие виды заданий для веб-квестов[5]:

Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.

Планирование и проектирование  разработка плана или проекта на основе заданных условий.

Самопознание – любые аспекты исследования личности.

Компиляция – трансформация формата информации, полученной из разных источников: создание книги кулинарных рецептов, виртуальной выставки, капсулы времени, капсулы культуры.

Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание пьесы, стихотворения, песни, видеоролика.

Аналитическая задача – поиск и систематизация информации.

Детектив, головоломка, таинственная история – выводы на основе противоречивых фактов.

Достижение консенсуса – выработка решения по острой проблеме.

Оценка – обоснование определенной точки зрения.

Журналистское расследование – объективное изложение информации (разделение мнений и фактов).

Убеждение – склонение на свою сторону оппонентов или нейтрально настроенных лиц.

Научные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

Структура веб-квеста включает:

Вступление, где четко описаны главные роли участников или сценарий квеста, предварительный план работы, обзор всего квеста;

Центральное задание, где четко определены цели, задачи и  итоговый результат;

Описание процесса работы, где расписаны этапы, подробно описаны задания, которую необходимо выполнить каждому участнику квеста, также даны ссылки на информационные интернет ресурсы, необходимые для выполнения задания.

Описание критериев и параметров оценки веб-квеста. Результаты  работы над вебквестом во время защиты могут оценить сами учащиеся (взаимопроверка) по утвержденным заранее критериям.

Заключение, где суммируется опыт, подводятся итоги, обсуждаются проблемы.

         Данный урок с применением технологии вебквест  был проведен урок в 9 классе МОБУ СОШ №31 ГО г. Якутск на основе УМК М.З. Биболетовой, Е.Е. Бабушис «Enjoy English». Тема вебквеста «Права человека». Вебквест был создан заранее был создан учителем на специальном сайте вебквестов http://zunal.com. После регистрации на данном сайте учителю предоставляется возможность разработать свой вебквест.

Это был кратковременный проект. В начале урока была определена проблема урока (Какие права у нас есть) и поставлена учебная задача. На учебную задачу вышли с помощью контрольных вопросов, где выяснилось, что учащиеся не знают, что такое Декларация о правах человека, Конвенция о правах ребенка и ООН.

Класс был разделен на 3 группы. Для каждой группы учителем были подготовлены задания и ссылки на информационные ресурсы сети Интернет. Результат выполнения вебквеста должны были быть оформлены в виде компьютерной презентации. Оценка групповых презентаций осуществлялась учащимися по следующим критериям: содержательность (информативность), логичность, оригинальность, грамматическая и лексическая грамотность. Были использованы следующие виды заданий вебквеста: аналитическая задача и компиляция. Процесс работы заключался в следующем:

1 группа «Организация объединенных наций» - учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, найти фотографии эмблемы, флага ООН и, используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом.

2 группа «Всеобщая декларация о правах человека»- учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Декларации и определить суть Декларации, и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет человек.

3 группа – «Конвенция о правах ребенка» учащиеся используя информационные ресурсы должны были найти ответы на представленные вопросы, изучить полный текст Конвенции и определить суть Конвенции и используя полученную информацию сделать компьютерную презентацию и представить перед классом. Также определить какие права имеет ребенок.

         После выступления групп,  мы определили, какие обязанности мы имеем наряду с правами.

         Например:

Есть право на образование. Мы обязаны хорошо учиться.

Есть право на семью. Мы обязаны заботиться о членах своей семьи ит.д.

Таким образом, учителем  было создано условие для деятельности, где учащиеся с помощью интернет ресурсов решили поставленную учебную задачу. Данный вебквест доступен по адресу: http://zunal.com/webquest.php?w=209917.

Веских причин для использования веб-квестов достаточно много. Это легкий способ включения Интернета в учебный процесс. При этом достигаются две основные цели обучения языку – коммуникация и обмен информацией. Квесты развивают критическое мышление, а также умения сравнивать, анализировать, классифицировать, мыслить абстрактно. У учащихся повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности обучения.

Какие результаты по ФГОС мы получили в ходе выполнения вебквеста. 

Результаты

Предметные

- распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения лексических единиц по теме  « Права человека»

 

Личностные

- формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

-стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;

-формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.

-  воспитание  ценности

 

Метапредметные  УУД) :

Регулятивные :  планировать работу по выходу из затруднений,  умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные –основы реализации проектно-исследовательской деятельности;

Умение осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов Интернета;

Основы изучающего и поискового чтения;
Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых действий. 

Коммуникативные  -

умение планировать инициативное учебное сотрудничество с педагогом и сверстниками для достижения результата

умение работать в группе –устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме социализированной речи, так и в форме внутренней речи