Основой образования на современном этапе в условиях дошкольной образовательной организации становятся нормы равноправного взаимодействия ребенка и взрослого, принципы инициативы и интересов ребенка. С детьми старшего дошкольного возраста проводилась основная образовательная деятельность на тему «Изготовление бумаги своими руками». Форма проведения основной образовательной деятельности - совместная (коллективная) деятельность со сверстниками, при которой создаются наиболее благоприятные условия воспитания и подготовки детей к обучению в школе. В ситуации взаимодействия со сверстниками дошкольник становится более самостоятелен, независим, повышается его творческая активность.
Основная образовательная деятельность началась с актуализации проблемы, которая была предложена в ненавящивой форме на основе просмотренного мульфильма - сформировать умение изготовить бумагу своими руками.
Проведенная основная образовательная деятельность соответствует требованиям ФГОС ДО была построена методически грамотно. Дети понимали, что они делают, зачем это делают. Происходило обращение к личному опыту детей, постоянная актуализация знаний, вовлечение детей в каждый этап образовательной деятельности. При этом дети самостоятельно находили способы деятельности, а не брали готовые предложенные педагогом. Результат работы - подготовка каждым ребенком конкретного продукта как успешно достигнуто результата индивидуальной (бумага) и коллективной деятельности (панно).
ООД продумана вся до мельчайших подробностей (создана проблемная ситуация, введен персонаж, использовались шапочки фиксиков). Наблюдалось научное преподнесение и изучение материала, возможность апробировать его. Частая смена видов деятельности не позволяла детям находиться в статичном положении.
На протяжении всего занятия чувствовался эмоциональный настрой педагога, мягкий тон обращения к детям, педагог выступал как старший друг, наставник, координатор по взаимодействию, предлагал активную помощь друг другу, которая способствовала достижению целей каждого и общих целей совместной деятельности.
Основная образовательная деятельность была интересно выстроена от начала до конца. Дети выполнили много действий (мять, размельчать бумагу на мелкие кусочки, размазывать бумажную массу, образуя тоненькую лепешку), закрепили свойства бумаги: мнется, рвется, намокает, непрочная. Используемые игровые, практические, словесные, наглядные методы и приемы (сюрпризный момент, вопросы, указания, поощряющая оценка) соответствовали возрасту детей. У детей есть навыки работы в совместном коллективном деле. Особенно это было хорошо видно при составлении коллективного панно «Зима».
Развитие взаимодействия со сверстниками предполагает работу по обогащению коммуникативных навыков: ведение диалога, умение отвечать на вопросы, рассказать, что такое макулатура, как можно изготовить бумагу своими руками.
Окончание ООД было направлено на то, чтобы дети достигли поставленной цели, им было предложено в шапочках пройти в другие группы и рассказать другим ребятам, что делали на занятии.
Именно эмоциональное единство всех участников, согласованные действия, обмен идеями, мыслями, информацией, общее взаимопонимание за результат совместной деятельности скоординировало общие усилия для достижения цели.
Конспект основной образовательной деятельности прилагается.
Конспект основной образовательной деятельности в старшей группе
Тема: «Изготовление бумаги своими руками»
Тематическая неделя: Зима
Образовательная область: познавательное развитие
Форма проведения: совместная (коллективная) деятельность со сверстниками
Цель: Формировать умение изготовить бумагу своими руками
Образовательные задачи: Обучающая: формировать представление у детей о том, что такое макулатура, как можно изготовить бумагу своими руками; продолжать знакомить со свойствами бумаги.
Развивающая: формировать умение у детей размельчать бумагу на мелкие кусочки, размазывать бумажную массу, образуя тоненькую лепешку; развивать внимание, воображение, творчество.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам (беречь лес), самостоятельность, аккуратность.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая
Методы и приемы: игровые, практические, словесно-наглядный, сюрпризный момент; вопросы, указания, поощряющая оценка
РППС (развивающая предметно-пространственная среда) образовательной деятельности: ИКТ, аудиозапись, москитная сетка; на каждого ребенка: бутылка с водой, емкость, бумага, клей, одноразовая ложка, салфетка, шапочка
Предварительная работа: беседы, просмотр мультфильмов «Фиксики», подготовка видеороликов, атрибутов
Словарная работа: активный словарь: мнется, рвется, намокает, непрочная;
Пассивный словарь: бумажная масса, макулатура
Участие родителей в проведении ООД: изготовление атрибутов, просмотр мультфильмов «Фиксики»
Этапы:
1. Открытый вход в деятельность
2. Вводно-организационный
3. Мотивация на деятельность
4. Совместная деятельность со сверстниками (продуктивная деятельность)
5. Открытый выход из деятельности (обсуждение результатов)
Ход ООД:
Дедус (из «Фиксиков») находится в группе, ждет детей (играет спокойная музыка).
Воспитатель приглашает детей зайти в группу, поиграть. Дети заходят и удивляются: Дедус приветствует детей.
Воспитатель (удивленно): кто вы?!
Дедус: сейчас узнаете (включает видеоролик про «Фиксиков»).
Дети стоя просматривают видеоролик.
Воспитатель: как вы думаете, кто такие фиксики?
Дети: – это маленькие человечки;
– фиксики делают что-то интересное;
– они помогают людям;
– фиксики – исследователи.
Воспитатель: молодцы!
Дедус: а я кто?
Дети: тоже фиксик, Дедус.
Дедус: да, я фиксик – Дедус. У меня для вас сюрприз (достает коробку). Как вы думаете, что там? (дети высказывают свои предположения).
Дедус открывает коробки, показывает шапочки с изображением фиксиков (Нолик для мальчиков, Симка для девочек). Предлагает надеть шапочки. Дети под тихую музыку надевают шапочки.
Воспитатель (удивленно): что такое?! Вы превратились в фиксиков?! Как это интересно! Я тоже хочу! (Дедус дает шапочку воспитателюс изображением Маси. Мася благодарит Дедуса за шапочку).
Воспитатель (Мася): фиксики, у меня для вас тоже есть сюрприз. Посмотрите! (Показывает на экран. На экране воспроизводится видеоролик про бумагу, как ее изготавливают на фабрике).
Дедус: какой поучительный, умный фильм!
Воспитатель (Мася): фиксики, из чего же делают бумагу?
Дети (фиксики): из деревьев.
Воспитатель (Мася): чтобы не рубить деревья и сберечь лес, из чего можно сделать бумагу?
Дети (фиксики): из макулатуры.
Воспитатель (Мася): что такое макулатура?
Дети (фиксики): – это отходы из бумаги;
– старые книжки, газеты;
– старые журналы, раскраски.
Воспитатель (Мася): правильно. Давайте все вместе скажем «макулатура» (вместе и индивидуальный опрос).
Воспитатель (Мася): предлагаю вам изготовить бумагу из макулатуры своими руками. Подойдите к столам. Это наша маленькая бумажная фабрика. Садитесь за столы. Сядьте правильно. Дедус, садись рядом с нами. На столе – предметы, которые нам нужны для изготовления бумаги. Назовите их. (чашка, ложка, бутылочка с водой, клей, салфетки, бумага).
Воспитатель (Мася): чтобы у вас всё получилось давайте вспомним свойства бумаги. Бумага какая?
Дети (фиксики): – мнется;
– рвется;
– намокает в воде;
– непрочная.
Дедус: какие молодцы! Не подвели. Всё правильно сказали.
Воспитатель (Мася): Фиксики, готовы?! Желаю вам слушать внимательно, работать аккуратно. Если рядом у друга не получается, помогите ему. Начинаем!
1. Возьмите бумагу, размельчите ее в чашку на мелкие-мелкие кусочки.
Какие молодцы, у всех получаются маленькие кусочки. Сюмбель, что ты делаешь? (рву бумагу на маленькие кусочки).
2. Возьмите бутылочку. Откройте ее. Залейте бумагу водой.
3. Теперь, одной рукой держите чашку, другой – разминаем кусочки бумаги. Хорошо разминаем.
Какая бумага стала? (мокрая, сырая и т.д.).
4. Вытрите руки салфеткой.
5. Возьмите одну ложку клея. Добавьте в чашку с бумагой.
Как вы думаете, для чего добавили клей? (чтобы кусочки бумаги склеились).
Молодцы, правильное предположение.
6. Ложкой аккуратно перемешиваем клей с бумагой. Для удобства, чашку придерживайте рукой.
Даша, что ты делаешь? (перемешиваю клей с бумагой).
7. Молодцы, фиксики! У нас получилась бумажная масса.
Сюмбель, что у тебя получилось? (бумажная масса).
Милана, а у тебя? (бумажная масса).
Камиль, а у тебя что получилось? (бумажная масса).
8. Давайте все вместе скажем: «бумажная масса».
Встаньте. Возьмите чашку с бумажной массой и ложку, подойдите ко мне.
Посмотрите, что это?
Дети (фиксики): – решетка;
– сетка.
9. Встаньте вокруг сетки. Ложкой выкладываем бумажную массу на сетку. Разровняйте так, чтобы получилась тоненькая круглая лепешка. (Поощрение. Инд. опрос)
Воспитатель (Мася): как вы думаете, получилась у вас бумага?
Дети (фиксики): – нет еще;
– лепешка сырая;
– надо, чтобы она высохла;
– надо посушить.
Дедус: давайте я унесу лепешки в специальную печь, которая есть в детском саду на кухне. (Дедус уходит. Уносит сетки с лепешками).
Воспитатель (Мася): Подойдите ко мне. Понравилось вам играть в фиксиков? (Да, понравилось). Вы мне тоже очень понравились. Вы были настоящими изготовителями бумаги.
Что вы сегодня делали? (бумагу).
Из чего? (из макулатуры).
Почему из макулатуры? (чтобы не рубить деревья, сберечь лес).
Вспомните, как вы ее делали?
Дети (фиксики): – сначала размельчили бумагу на маленькие кусочки;
– добавили воду, клей;
– хорошо перемешали;
– бумажную массу выложили на сетку;
– Дедус унес сушить в специальные печи.
Дедус заходит, приносит на подносе готовые сухие бумажные лепешки. Фиксики берут, рассматривают. Радуются, что у них получилась бумага.
Воспитатель (Мася): какая необычная бумага получилась. Какую поделку можно сделать из бумаги?
Дети (фиксики): – открытку;
– нарисую рисунок;
– картину;
– тарелочку.
Воспитатель (Мася): предлагаю сделать зимнюю картину (фиксики выполняют коллективную работу).
Молодцы! Какая получилась красивая зимняя картина!
Предлагаю вам не снимать шапочки, оставаться фиксиками и с Дедусом сходить в гости в соседнюю группу.
Интересно, они узнают кто вы такие?
Расскажите им, что вы научились делать.
А я останусь здесь, буду вас ждать. Передайте им большой привет от меня.