Полный текст статьи
Печать

Одна из проблем современного образования состоит в его консервативности. Минусами этого подхода являются сильная зависимость от принципов и целей преподавания. Это приводит к расширяющемуся разрыву в знаниях и выливается в проблему восприятия современных научных достижений. Поскольку школьных знаний оказывается недостаточно для их понимания просто, потому что эти темы в рамках школьной программы вообще не затрагиваются. Для школьников, занимающихся естественными направлениями на профильном уровне, важной составляющей обучения являются научно-исследовательские работы. Сейчас организация этой работы требует стандарт.

Образовательные учреждения своими силами проводят научно-исследовательские работы. И тут проявляется вышеизложенный разрыв в знаниях и создает серьезные проблемы при решении научного исследования. Во-первых, это подход к идеологии научного исследования. Как показывает опыт, большинству школьных учителей сложно даже сформулировать задачи исследования, поскольку сама методология научной работы им незнакома. В результате школьники не понимают саму концепцию исследовательской работы. Во-вторых, наука ушла настолько далеко от школьной программы, что школьникам зачастую бывают непонятны не только методы исследования, но и собственно сама задача исследования и ее актуальность. Так что перед научным руководителем учащегося стоит достаточно сложная задача, фактически он вынужден обучать школьника с нуля, поэтому немногие соглашаются на такую работу.

Преодоление этого образовательного разрыва в рамках существующей системы весьма сложно, поскольку со стороны школы потребует рассмотрение образовательной программы по естественным предметам, а со стороны научного сообщества потребуется способность работать со школьниками, которые существенно слабее мотивированы.

В Республике Саха (Якутия)  предпринимаются определенные шаги в образовательном разрыве школы и науки. С целью развития научно-исследовательской деятельности обучающихся создана Малая академия наук Республики Саха (Якутия), где выделены два весьма перспективных направлений, призванных решить подобную проблему. Первое связано с обучением учителей основам научной методологии, так как этот предмет является одним из важнейших составляющих исследовательской деятельности. Второе направлено на преодоление данного разрыва со стороны научного сообщества. В рамках сотрудничества МАН РС(Я) с Академией наук РС(Я) происходит взаимодействие ученых и школьных исследовательских групп. В результате Академия наук РС(Я) координирует работу научных руководителей со школьным проектом, а обучающиеся могут участвовать в современных научных исследованиях. В этом году уже школы с научным проектом могут выиграть грант Главы Республики Саха (Якутия). Это огромная поддержка и преодоление разрыва школы с наукой. В сущности это коллективная работа, где команда школьников, учителей и ученых может выполнить экспериментальную часть своего проекта, если он получит поддержку. И параллельно с этим прослушать ряд курсов по актуальным научным темам. Эти курсы включают в себя как теоретически-лекционную часть, так и освоение на практике современных экспериментальных методов. Подобные проекты, возможно, позволят снять и еще одну, менее явную проблему взаимодействия общества с современной наукой. Такие совместные проекты взаимодействия науки и общества не только повысят доступность и практическую значимость научных исследований, но и послужат своеобразной ретрансляцией современных представлений о науке.