Полный текст статьи
Печать

2015 год начало внедрения Федеральных государственных стандартов в основной школе. Введение ФГОС основного общего образования ставит перед нами учителями задачу: быть готовыми к работе в новых условиях, уметь организовать   образовательный процесс для учащихся пятых классов в современной информационно-образовательной среде. Для этого, наше руководство неоднократно проводили с нами проблемные курсы, семинары и фундаментальные курсы, готовили учителей – предметников работать по ФГОС. Несмотря, на теоретическую подготовку, меня охватывали волнение и тревога «как работать в новых условиях, с детьми обучавшихся по новым Федеральным госстандартам, системно-деятельностного подхода?». Ведь, для нас учителей традиционной системы обучения, преобладает так называемая знаниевая модель обучения истории, когда усвоение исторических фактов и теоретических сведений было самоцелью образования.

            В современный период, в обучении детей с «клиповым мышлением» приоритетным становится развивающее обучение истории, освоения школьниками различных способов познавательной деятельности. Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять ими, развивать познавательную деятельность. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.

             Цель данной  работы - раскрыть сущность индивидуальной работы с детьми с учётом их особенностей на примере изучения истории Древнего мира в 5 классе.

Объект исследования: процесс обучения истории  в 5 классе.

Предмет исследования: возможность использования индивидуальных заданий для формирования УУД учащихся;

Задачи работы:

1.         Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу на предмет исследования.

2.         Выявить приёмы осуществления индивидуальной работы с учащимися в процессе обучения истории.

3.         Рассмотреть дифференцированный подход, как основной путь осуществления индивидуализации обучения, применяя  индивидуальные задания - карточки

4.         Разработать дифференцированные, индивидуальные задания на карточках.

Всеобщая история Древнего мира, новый предмет для пятиклассников, которая расширяет пределы познания мира, и он более сложный для их  понимания, чем сведения из истории Отечества: по понятийному аппарату (терминам), историческим названиям, по возможности использовать жизненный опыт и имеющиеся знания. По ФГОС обязательным содержанием исторического образования, помимо исторических знаний, должны иметь навыки самостоятельной работы ученика. Для формирования УУД (универсальных учебных действий), навыков самостоятельной деятельности учащихся,  мной подготовлены и используются на уроках истории карточки с  заданиями различного уровня: от репродуктивных (требующих воссоздания услышанных от учителя или прочитанного  в учебнике материала) до заданий повышенной сложности (при выполнении которых 5-классники должны в большей или меньшей степени перестроить изученный материал).

Содержание индивидуальных заданий - карточек ориентировано на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов, что соответствует требованиям ФГОС основного общего образования.

Раздаточный материал – карточки с рисунками, схемами, картами, текстами документов подготовлены для учащихся 5-х классов по истории Древнего мира. Карточки имеют систематизированный набор заданий, составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерными программами по учебным предметам (История 5-9 классы) и ориентированы для работы с учебником «История Древнего мира» А.А.Вигасина, Г.И. Годера, И.С.Свенцицкой (М.: Просвещение, 2014).

            Дидактические карточки можно использовать с различными целями:

v  Для усвоения нового материала

v  В групповых видах деятельности

v  Для индивидуальной работы с учащимися;

v  Закрепления пройденного, изученного материала в классе;

v  Осуществления контроля знаний учащихся;

Характеристика задания №1.

  1. Компетентность: информационная.
  2. Аспект: первичная обработка информации.
  3. Стимул: прочитать §___, чтобы заполнить таблицу и ответить на вопрос.

Работа по текстам:

  1. Прочитать тему и заполнить таблицу:

№№

Вопросы

Основные положения в тексте

1

Войска Ганнибала вторгаются в Италию

1)

2)

3)

2

Битва при Каннах – 216 год до н.э.

1)

2)

3)

3

Окончание войны.

1)

2)

3)

Выполнение данного задания предполагает использование внутрипредметной и межпредметной связи. Учащиеся, работая с текстом должны применить свои знания по теме: §47. Вторая война Рима с Карфагеном.

Характеристика задания №2. «Что лишнее?»

  1. Компетентность: самоорганизационная (регулятивная);
  2. Аспект: проверка знаний по главе ……..
  3. Стимул: проверить знания по изученным темам …..
  4. Данное задание может проводиться в парах (коммуникативная), взаимопроверка работ друг друга, и заполнение таблицы

 

Номера вопросов

Ответы  +/-

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог

Фамилия, имя  ученика №1____________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ученика №2___________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы (Что знают, не знают)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: «Найди лишнее»

№№

Основные понятия, термины, личности, выражения, даты

Ответы  +/-

1

Ганнибал

 

2

«Гуси спасли Рим»

 

3

Испания

 

4

Ростры

 

5

Карфаген

 

6

202 год до н.э.

 

7

Галлы

 

8

Красный флаг

 

9

Сципион

 

10

«Пиррова победа»

 

В задании «Найди лишнее» предлагается ассоциативный ряд, отражающий содержание текста. Учащимся предлагается найти лишнее понятия, термин,(что одно-два) дату, выражение, что позволяет определить уровень владения материалом.  Задание направлено на развитие предметных и коммуникативных компетентностей.

Характеристика задания №3  «Ключевые слова».

  1. Компетентность: информационное, регулятивное, коммуникативное, предметное
  2. Аспект: первичная обработка информации, может быть и проверка изученных материалов.
  3. Стимул: прочитать тему, чтобы заполнить таблицу.
  4. Взаимопроверка (коммуникативная).

Задание №3 «Ключевые слова».

  1. Составить словарь ключевых слов по тексту.
  2. Запиши названия понятия, термина к следующим определениям
  3. Запиши определения к следующим терминам, понятиям

№№

Характеристика, определения понятия, термина

Название понятия, термина

1

Перекидные мостики с крючьями на концах кораблей римлян

 

……………………

2

 

…………………………….

Римский сенат

 

 

3

Широкая равнина за городской стеной – где сходились на Собрание граждане Рима.

 

……………......   ………

3

…………………………………..

…………………………………

Сенат

 

4

Плодородный остров за которую боролись Рим и  Карфаген

 

………………………….

5

…………………………………….

…………………………………….

Народное  собрание

 

 Задание «Ключевые слова» дает возможность:

  • проверить усвоение основных понятий, терминов;
  • выделение главного, существенного в содержании текста.

Заключение

     В своей работе, изучив научно - методическую литературу, а также применяя на практике задания индивидуального характера на уроках истории в 5 классах, мы убедились, что значимость индивидуальной работы неоспоримо велика и необходима в процессе обучения детей истории. Учитель, учитывающий индивидуальные особенности детей, ищущий индивидуальный подход к каждому ребёнку, добьется гораздо большего успеха в обучении детей. Работая по индивидуальным карточкам – заданиям, применяя индивидуальный подход к каждому ученику, мы сможем сформировать универсальные учебные действия и ставить планируемые результаты.  Раздаточный материал – карточки с рисунками, схемами, картами, текстами документов подготовлены для учащихся 5-х классов по истории Древнего мира. Карточки имеют систематизированный набор заданий, составлены в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

     Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс.

Исследовав на практике вопрос индивидуальной работы с детьми можно сделать вывод, что организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся на основе их самостоятельной работы позволяет обеспечить усвоение обязательного уровня знаний, сформировать у школьников положительную учебную мотивацию, активизировать их познавательные потребности и интересы.

            Формируя УУД учащихся, мы учим их жить в постоянно меняющемся мире.

Дидактический иллюстративный материал по истории Древнего мира

Тема: §44. Древнейший Рим.

Тип урока: урок открытия новых знаний. Групповая работа, класс делится на 5-6 групп по желанию детей, или по  усмотрению учителя.

План урока:

  1. Местоположение и природные условия Древнего Рима. Занятия населения.
  2. Легенда об основании Рима.
  3. Город на семи холмах и его обитатели.
  4. Какое управление было в древнейшим Риме.
  5. Почитание Весты и Марса.
  6. Легенда о подвиге Муция.

Задания для 1 группы: в роли исследователей определяют местоположение, географические и природные  особенности Древнего Рима, занятия населения, заполняют таблицу.

2 группа:  определяют  местоположение, географические и природные особенности Древней Греции, занятия населения (с.116, глава 7.) заполнение  таблицы.

Затем идет работа по сравнению природных  характеристик двух древних государств.

3 группа:  легенда об основании Рима. Работа с текстом учебника п.1, с.214, изображение волчицы, рассказать о Нумиторе, Амулии, Рея Сильвии, Реме и Ромуле, работа по терминам: весталки, ликторы. 

4 группа:  город на семи холмах. Работа по тексту учебника п.2, с.216-217. Определить, что в легенде соответствует исторической  правде, а что является  выдумкой?

5 группа: составление  графической схемы «Управление в Древнейшем Риме». Работа с текстом учебника по п.3, с. 218., объяснить термины и понятия, рассказать о функциях патрициев, сената, народного собрания.

6 группа: (может индивидуальное задание) по дополнительным текстам документа: «Почитание Весты и Марса», «Легенда о подвиге Муция».

На подготовку заданий дается 10-13 минут, затем каждая группа выходит и раскрывает  свое задание перед классом.

Домашнее задание: прочитать §44. «Древнейший  Рим». Дифференцированное задание:

  1. Для всех: работа по карте с.213, записать в тетради ответы.
  2. Для получения «5» - выполните задание рубрики «Подумайте», дать определения терминам, и выполните задание «Проверьте себя»
  3. Для получения «4» - выполните задание рубрики «Опишите рисунок», записать в тетради.