Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательной организации определенные условия, которые способствуют, формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.
С 2013 года началось внедрение и адаптация эффективного контракта, мониторинг и оценка эффективности этого нововведения будет осуществляться до 2018 г.
Эффективный контракт – это новый тип трудовых отношений, который должен строиться на оценке эффективности деятельности каждого работника; способствует повышению уровня квалификации педагогических работников, повышению мотивации педагогов к деятельности, сохранению кадрового потенциала образовательных организаций.
На наш взгляд, процесс внедрения эффективного контракта положительно влияет на профессиональный рост педагога. Направления и показатели эффективности деятельности педагога, предусмотренные в эффективном контракте позволяют:
- объективно оценить деятельность педагога;
- изучить и проанализировать результаты оценки педагогической деятельности, выявить сильные и слабые стороны в педагогическом процессе;
-на основе анализа эффективно построить программу образовательного процесса и самообразования, учитывая положительные и отрицательные стороны предыдущего периода;
-разработать программу по самообразованию, по повышению квалификации педагога.
Так, с 2015-2017 учебного года эффективный контракт будет вводиться с 26 педагогическими работниками МБУ ДО «Центра технического творчества» ГО «город Якутск». В настоящий момент, нами изучается опыт внедрения эффективного контракта для педагогов в Вилюйском центре дополнительного образования.
На наш взгляд, следующие направления педагогической деятельности необходимо учитывать в эффективном контракте: 1) обеспечение высокого уровня профессионального мастерства; 2) обеспечение высокого уровня организации образовательного процесса; 3)обеспечение доступности качественного образования; 4)участие в общественных проектах, программах, с использованием медиатехнологий, направленных на обучение и воспитание; информационная открытость; сохранение здоровья обучающихся [1].
Бесспорно, работая добросовестно по этим направлениям, педагог повышает свой профессионализм, набирает опыт в обучении, воспитании и развитии обучающегося. Следует заметить, что разделение по направлениям носит условный характер и разработан для удобства оценивания деятельности педагога. Только комплексный и системный подход к образовательной деятельности педагога позволяет ему развиваться как профессионалу.