Полный текст статьи
Печать

С введением нового стандарта основного общего образования    ФГОСТ система образования направлена не только на передачу определённого набора знаний, умений и навыков, но и на интеллектуальное  и нравственное развитие  личности, путём развития творческого мышления.В связи с этим становится актуальной  внедрение в учебный процесс и во внеучебную деятельность школы проектную деятельность, овладение методикой   её организации. В Приказе Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г.№ 1643 “О внесении изменений в ФГОСТ начального общего и основного общего образования” говорится,что под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программой начального общего образования.

Под методом проектов мы понимаем систему обучения, когда в результате самостоятельного планирования  и выполнения практических заданий по данному плану школьник приобретает  новые знания, навыки самостоятельной исследовательской работы, который  был впервые разработан американским педагогом Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя  целенаправленную деятельность учеников, получая реальный результат.. Как показывают научные исследования дети сохраняют  в памяти примерно: 10% из того, что читали, 20% - что слушали, 30% - что наблюдали,50% из того, что видели и слышали, 70% из того, что высказывали и обсуждали, 90 % из того, что высказывали и практически сами выполняли. На основании этих данных можно утвердить, что проектная деятельность это самостоятельная исследовательская деятельность школьников по решению определённой проблемы,   необходима  современной школе для выполнения требований   ФГОСТ.Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс и нужно готовить школьников к тому, что знание важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать его практически, которая поможет в выборе будущей профессии.

            Согласно требованиям рабочей программы внеучебной деятельности   по ФГОСТ  с 5-9 класс за 5 лет учёбы школьники  должны освоить 1750 часов, в начальных классах за 4 года обучения допускается 1350 часов, куда входят занятия в кружках, клубах по интересам, олимпиады, общественно-полезные практики, экскурсии, семинары, поисковые научно  - исследовательские экспедиции и т.д.

            Академия наук Республики Саха (Якутия) уделяет большое внимание организации научно-исследовательских экспедиций школьников, как одну из   эффективных форм проектной  деятельности детей   во внеурочное время. Научной основой по организации данной формы работы интересны труды П.Я.Гальперина [1] и Я.А.Пономарёва [4] о том, что накопление знаний и умений, интеллектуальная способность развиваютя в ходе обучения.

            Действительные члены АН РС (Я) Ю.М.Григорьев, А.И.Матвеев  являются энтузиастами по организации летних экспедиций школьников. Член-корреспондент РАН, действительный член АН РС (Я), доктор биологических наук Н.Г.Соломонов много лет руководит школьной экспедицией Синской СОШ Хангаласского района. В 2013-2014 гг. была организована совместная научно-исследовательская экспедиция сотрудников Института биологических проблем криолитозоны СО РАН,  школьников и учителей в рамках реализации практической части программы по реке Синей для подтверждения произрастания редкого растения, эндемика – редовския двоякоперистая. Находка получила подтверждение. В местности “Биллях”   был обнаружен вальдшнеп, который занесен в Красную книгу Якутии, а также гнездовье беркутов. Проведена подготовка детей для участия в региональном слёте школьных лесничеств в г. Иркутск, на котором  члены школьного лесничества «Друзья леса» показали свои знания в области ботаники, зоологии и лесоводства. Также был распространён опыт работы школы по республиканской экспериментальной площадке по теме «Экотуризм – залог сохранения уникальной природы с.Синск и его окрестностей». Программа включена в сборник методических материалов Центра  развития дополнительного образования детей Иркутской области.

       В июле 2013 г. была организована вторая научно-образовательная экспедиция с участием гостей из Москвы и Китая. Школьникам была предоставлена уникальная возможность прослушать лекции Сергея Владимировича Рожнова, директора палеонтологического института Российской Академии наук, профессора Нанткинского университета Ди Пи Лин о палеонтологических исследованиях Китая. Здесь же состоялась презентация книги «Уникальные Синские местонахождения раннекембрийских организмов. Сибирская платформа», изданная в Москве. Проведены практические работы в лесных массивах по ботанике и орнитологии, организован выезд в местность Ой-Муран для палеонтологических исследований. Данная школьная экспедиция продолжает работу по сей день.

Одним из требований ФГОС нового поколения к личностным результатам является формирование у учащихся целостного мировоззрения. В ходе таких школьных экспедиций у детей  воспитывается  бережное отношение к историческому и природному наследию края; формирование навыков исследовательской работы; сбор данных о культурных и природных памятниках; выявление объектов, представляющих экологический, эстетический, культурный интерес; определение степени сохранности объекта, его современное состояние; перспективы использования.

            Научно-исследовательское объединение “Поиск” Усть-Майинской средней школы Усть-Майского района, под руководством учителя-энтузиаста  Пермяковой Зинаиды Андреевны с 2002 года по 2015 год организовало 17 экспедиций проехав 13740 км. по рекам Юдома, Алдан, Мая. Научно-исследовательская работа    осуществляется по нескольким направлениям: этнография, экология, археология, палеонтология, топонимика, биология, краеведение,археология, народная медицина,народная педагогика эвенков. Научными консультантами выступают учёные Северо-Восточного федерального университета им.М.Аммосова и Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН.Во время экспедиций школьники данной школы представили находки представляющие историческую ценность, в том числе в 2014 году на самой окраине шаманской писаницы “Сыаргалаах”, на высоте 15 метров обнаружен рисунок не  встречающийся в монографиях учёных-историков.По результатам собранных, во время экспедиций материалов, школьники пишут научные доклады.Так, с 2002 года защищено 45 докладов, в том числе на региональном этапе стали дипломантами 20, 2 стали  лауреатами, на республиканском этапе 30 дипломантов, 6 лауреатов. На Всероссийский этап вышли 22 участника и из них 3 стали лауреатами.

            Таким образом, во время работы школьных научных экспедиций проектная деятельность плавно переходит в научно-исследовательскую  и при этом основной задачей педагога должно быть создание целостной системы в рамках интеллектуальных и возрастных  возможностей детей,   выявить склонных к исследовательской работе и создавать оптимальные условия для развития и реализации их способностей.